Конспект НОД «Музыкальная страна» (с применением музыкально-дидактических игр)
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС №157 «Светлячок»
Конспект образовательной деятельности по развитию
социально-коммуникативной сферы у детей 6-7 лет
(с применением музыкально-дидактических игр)
«Музыкальная страна»
Педагог-психолог:
Корягина И.В.
г. Тольятти, 2018 г.
1. Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать у детей умение выстраивать взаимодействие, учитывая интересы друг друга;
- формирование у детей адекватной самооценки;
2. Задачи ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- раскрытие творческого потенциала через использование музыкальных инструментов;
- развитие воображения у детей;
3. Задачи ОО «Познавательное развитие»:
- формирование у детей представлений об эмоциях и связанных с ними состояний человека;
- формирование у детей представлений о дружбе;
- закрепление знаний у детей о нормах и правилах поведения;
4. Задачи ОО «Развитие речи»:
- развивать свободное общение детей с педагогом и сверстниками;
- развитие у детей умения выражать свои чувства, мысли;
5. Задачи ОО «Физическое развитие»:
- снятие мышечного напряжения у детей посредством психологических упражнений;
- закреплять у детей умение выполнять правила в игре.
Материалы и оборудование: наборы музыкальных инструментов, картинка «музыкальная страна», аудиомагнитафон, набор музыкальных произведений.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о нормах и правилах поведения в обществе, знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, страх, злость, обида), проведение упражнений, способствующих осознанию собственных эмоций.
Вводная часть. Приветствие.
Упражнение «Ласковое имя».
Основная часть.
Психолог демонстрирует изображение музыкальной страны.
Психолог: Ребята как вы думаете, как называется эта волшебная страна, изображенная на этой картинке? (Ответы детей). Правильно – Музыкальная. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Музыкальную страну и познакомимся с ее жителями. Как, вы думаете, кто живет в музыкальной стране? (Ответы детей). Сейчас мы отправимся туда и все узнаем. Закрывайте глаза и послушайте мелодию, которая перенесет нас в музыкальную страну (Моцарт «Симфония №6» Симфония сердца).
Психолог выкладывает музыкальные инструменты в круг (как вариант, инструменты можно выложить заранее, только покрыть их покрывалом).
Психолог: Волшебные звуки перенесли нас в Музыкальную страну, открывайте глаза ребята, мы прибыли! (Дети открывают глаза).
Психолог: Нас встречают жители музыкальной страны, так кто же это? Музыкальные инструменты, вы верно догадались ребята! Предлагаю вам, с ними познакомится! Подходите и пробуйте поиграть на разных инструментах, послушать их звуки и выбрать себе понравившейся музыкальный инструмент.
Дети свободно играют и выбирают музыкальные инструменты, психолог наблюдает за детьми, помогает тем детям, которые испытывают волнение, не знают что выбрать, или бояться брать инструменты и играть на них. Также обратить внимание, как дети взаимодействуют друг с другом, делятся ли инструментами, возникают ли споры и как дети решают их, психолог оказывает помощь по необходимости.
Детям предлагается занять свои места и взять с собой один-два музыкальных инструмента.
Психолог: Вот вы и познакомились с инструментами, когда играли на них, каждый инструмент проиграл вам свое имя, а теперь давайте и мы представимся с помощью инструмента, которого вы выбрали.
Игра «Проиграй свое имя»
Дети по кругу пробуют проиграть свое имя, используя музыкальный инструмент. Ведущий обращает внимание детей на то, что каждое имя прозвучало необычно и интересно.
Психолог: Вот мы и познакомились, а теперь музыкальные жители хотят с вами поговорить и узнать вас лучше и подружится. Ребята только вот инструменты не умеют говорить, а только играть, вот и вопросы они задавать будут с помощью звуков, и мы отвечать тоже будем с помощью звуков. А потом мы попробуем догадаться, о чем мы беседовали.
Игра «Музыкальный разговор»
Психолог начинает игру с помощью музыкального инструмента издает мелодию, при этом задумывая какой-либо вопрос, затем из желающих детей выбирается тот, кто попробует ответить на этот вопрос, затем у детей можно спросить, о чем был вопрос и какой ответ. Дети также могут задавать вопросы. Задача психолога стимулировать детей на активное участие в игре.
Психолог: ребята мне кажется, у нас получился очень интересный диалог с нашими новыми друзьями, теперь мы узнали друг друга еще лучше. Ребята, а как вы думаете, что еще можно делать в музыкальной стране? (Ответы детей) Правильно – танцевать!
Игра «Стоп-кадр» Ф. Лист «Прелюдия», И. Брамса «IV симфония»
Психолог включает музыку, под которую дети движутся свободно, когда дается команда «Стоп», дети замирают в тех позах, в которых танцевали. Ведущий спрашивает у детей удобно ли им, чувствуют ли они напряжение? Затем движение возобновляется. Игра проводится несколько раз. Психолог наблюдает за детьми, скованно ли движутся, как занимают пространство. В конце у детей можно спросить, что им понравилось, двигаться или замирать? Что было сложного в задержании позы?
Психолог: ребята вы любите сказки? (Ответы детей). Вот и музыкальные инструменты тоже их любят, я хочу рассказать одну историю, которая случилась с маленьким котенком, вот только вам нужно будет мне помочь, я буду вас просить проиграть на своих музыкальных инструментах события этой истории, чтобы жители музыкальной страны тоже смогли ее послушать. Согласны? (Ответы детей)
Игра-история «Грустный котенок»
Жил-был маленький Котенок и был он очень грустный (дети играют на инструментах, изображая грустного котенка). У него совсем не было друзей, он не знал, как подружится с другими котятами. Все вокруг играли и веселились, а маленького котенка ни кто не замечал. Мама кошка увидел, что грустит ее малыш и решила его приласкать и узнать, что случилось (дети играют на инструментах, изображая как бы мама-кошка жалела котенка). Мама кошка сказала, что котенку нужно подойти к другим котятам и предложить им подружится, иначе другие котята не узнают, что хочет маленький котенок. Маленький котенок так и сделал, пошел и сказал, что хочет подружиться, и играть вместе с ними. Котята с удовольствием взяли маленького котенка в игру и стали они играть все вместе. С тех пор маленький котенок больше не грустил, у него появились друзья (дети играют на инструментах, изображая веселого котенка). Психолог спрашивает у детей, понравилась ли им история? Почему грустил котенок? Что помогло котенку стать веселым? (Ответы детей)
Психолог: Вот ребята наше путешествие подошло к концу нам пора возвращаться в наш детский сад, давайте попрощаемся с жителями музыкальной страны, сыграем каждый на своем инструменте и вернем их на место.
Завершающий этап.
Дети возвращаются на свои места, психолог предлагает закрыть глаза и отправится в обратное путешествие в детский сад. Моцарт «Симфония №6» Симфония сердца.
Рефлексия
Психолог: Вот мы и прибыли обратно, открывайте глаза (музыкальные инструменты или убираются, или закрываются покрывалом). Ребята понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего, вам запомнилось? (Ответы детей).
Психолог: До свидания, ребята! До новых встреч!