12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жолнерчик Наталья Николаевна75
Россия, Липецкая обл., Липецк

​​​​​​​ МАУ ДО Дом творчества «Октябрьский»









Методическая рекомендация

из опыта работы




«Музыкально-одарённые дети

в вокальном ансамбле:

развитие мотивации»







Автор:

Педагог доп. образования

Жолнерчик Н.Н.










Липецк 2023 г.



Что же такое одарённость и почему так много одарённых детей и так мало талантливых взрослых?

«Одарённость» многие исследователи понимают как данный человеку свыше дар постигать, уметь делать нечто, независимо от его воли. Одарённый человек способен «одаривать» окружающих людей продуктами своей деятельности, потому что является сильной, сбалансированной личностью, которую создал в результате целенаправленной работы над собой. Как же определить эту одарённость на ранней стадии, стадии ребёнка? Метод диагностики не позволяет и никогда не позволит достичь 100-процентного ответа на вопрос: проявляет ребёнок одарённость или не проявляет. Для успешного развития одарённости необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где одарённость ребёнка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Дополнительное образование – это «свободная», не вкладывающая ограничений область учебной деятельности. Именно в сфере дополнительного образования с характерным для неё индивидуализированным подходом, гибкостью программ, разнообразием форм возможна трактовка: «талант пробьётся». Главная задача педагога вокального ансамбля в работе с одарёнными детьми – создать условия для развития творческих способностей, одарённости в различных предметно-тематических областях. Развитие таких способностей реализуется через конструирование разнообразных форм образовательной деятельности. Например, на занятиях (групповых или индивидуальных) применяются различные формы работы с одарёнными детьми. Такие занятия могут оказать неоценимую помощь ребёнку стать творческой личностью. Это интегрированные занятия, т.е. встречи с художниками, музыкантами, поэтами, писателями, артистами, это может быть посещение выставок, концертов, походы в театр, обмен впечатлениями от увиденного. Занятия художественно – информационного плана, - прослушивание музыкальных произведений (музыкальные впечатления и усвоенные понятия находят отражение в рисунках, поделках из природного материала, поэтических строках). Занятия историко – архитектурного направления – впечатления от посещения памятных мест, музеев, экспедиции. Занятия устного творчества – формирование образной речи, развитие речевой активности, обогащение словарного запаса. Такие формы работы помогают выявить и развить в ребёнке способность постижения и переживания красоты в различных её проявлениях. В процессе развития этой способности развиваются грани его познаний, деятельности и творчества.

Одарённые дети учатся быстро и легко. Они очень любознательны, любопытны. За интересующим их явлением они могут наблюдать длительное время, ищут причины различных явлений. Способны делать обобщения, воспринимать абстрактные понятия и видеть абстрактные связи. У таких детей богатый словарный запас, сильно развито стремление быть лидером.

Но, к сожалению, кроме положительных, одарённые дети часто обладают массой отрицательных качеств. И настолько часто, что, скорее паинька, «умный мальчик» или «умненькая девочка» - явление редкое. У них бывает очень плохой почерк. Их часто называют непослушными. «Умники» замечают непоследовательность поступков взрослых, ловят их на неточностях, и обязательно сообщают им об этом. Уникальные способности ребёнка трудно разглядеть невооружённым глазом. Лишь очень близкое общение с ребёнком в ежедневной жизни, в различных ситуациях, оценка его общения с другими детьми, со старшими поможет заметить нестандартность способностей, реакций, общения. Довольно часто таланты скрываются за непослушанием и непоседливостью и даже за плохими отметками.

Одарённые дети, начиная дело, могут бросать его, не закончив, и взяться за другое. Их увлекает процесс, а не результат. И в этот период важно сформировать мотивацию воспитанника в обучении. Это достигается путём усиления стремления к успеху за счёт:

1. Самоанализа – выявление сильных и слабых своих сторон.

2. За счёт поиска собственного эго-идеала на примере других людей.

3. Формирования синдрома достижения успеха .

4. Обучения выбору целей как в конкретной ситуации, так и в жизни в целом.

Причинная схема «Неуспех – недостаточность знаний», является наилучшей для развития мотивации. Приписывание неуспеха недостаточности приложенных усилий или приписывание успеха собственным усилиям, формирует чувство уверенности в себе. Мотивация детей бывает внешней и внутренней. Мотив считается внутренним если ребёнок получает удовольствие от самой деятельности. Для возникновения внутренней мотивации необходимо гармоничное соотношение способностей и требований к деятельности. Возникновению внутренней мотивации способствует: ощущение воспитанником своей компетенции, переход от фронтальных методов внешней подконтрольности к групповым, вызывающим ощущение внутренней свободы. И самое главное – увлечённость воспитанников это следствие увлечённости самого педагога. Поэтому всем известно, что у одарённого педагога – всегда есть одарённые воспитанники.

В нашей системе дополнительного образования время от времени появляются одарённые дети. Но это не уникальные явления, дети с феноменальными способностями, которые рождаются один на миллион. Педагоги работают с более скромными «искрами божьими», но требующими внимания окружающих, родных людей, педагогов, для того, чтобы огонь их таланта разгорался, освещая этим теплом нашу жизнь. Признаки одарённости: познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, возможность достижения нестандартных решений, возможность прогнозирования, высокий уровень интеллектуальных способностей, творческий подход, высокая настойчивость в реализации поставленных задач.

Проблемы, связанные с обучением одарённых детей, вытекают из дисбаланса развития: как правило, интеллектуальное и нравственное развитие одарённых детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Это приводит к тому, что к этим детям предъявляются завышенные требования, например, регуляция поведения. Учреждения дополнительного образования могут предоставить ребёнку, подростку, девушке, юноше гораздо больший спектр деятельности, по сравнению со школой, удовлетворение индивидуальных личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личностного опыта. Тесные, доверительные отношения детей и педагогов, детей между собой – основа коллектива. В этом коллективе дети приобретают иной, чем в классе, статус. Педагог – человек, с которым можно общаться на равных, делиться своими проблемами, получать помощь в трудных ситуациях, случающихся в школе, семье. Педагог такой же, как и я, только старше, умнее, больше знает и умеет. Я могу стать таким же.







Литература.

Загвяземский В.И. «Педагогическое творчество учителя» М – 2009

Рувимский Л.И. «Методика воспитательной работы» М – 2005

Рувимский Л.И. «Педагогическая техника учителя» М – 2008

Журнал «Дополнительное образование» № 5, 2005

Журнал «Дополнительное образование» № 12, 2005

Практическая психология. Под ред. Дубровиной И.В. М -2008

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Степанова Е.Н. М – 2010


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.