12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дёмшина Ирина Петровна1415
Педагог-человек, который обязан все успеть.
Россия, Крым респ., Армянск
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи Хабаровска»

Раздел «Музыкотерапия»

Тема «Волшебная сила музыки»

1. История возникновения музыкотерапии.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» (Платон)

История возникновения музыкотерапии уходит далеко в прошлое, библия гласит, о том что Давид, играя на арфе, исцелял царя Саула от приступов меланхолии и душевного расстройства. Пифагор указывал на огромную роль вибраций собственного голоса. Если больной не мог издавать звуки, то Пифагор в таких случаях прикладывал к его груди трубу и через нее заставлял звучать и вибрировать тело больного. Пифагор, Аристотель и Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Демокрит отмечал целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов. Советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств. В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут-Мут. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Шаманы и целители в древние времена могли определить, какого ритма или тона не хватает человеку, поэтому лечение словами, музыкой и голосовым пением было очень эффективным. В настоящее время некоторые из этих знаний восстановлены и с успехом используются при лечении различных болезней.

В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм:

1) на духовную сущность человека;

2) на интеллект;

3) на физическое тело.

Отец средневековой медицины Парацельс считал вибрации от звуков музыкальных инструментов и собственного голоса главным методом лечения.

Известный певец 1-ой половины XVIII века Фаринелли, пением вылечил от тяжелой формы шизофрении испанского короля Филиппа VI.

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Вокалотерапия - научно обоснованная, ранее медицинская, а теперь психотерапевтическая методика. Серьезное изучение лечебных свойств музыки и пения в нашей стране началось в начале XX века.

Голос - это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

В 1961 году в Англии разработали первую программу музыкотерапии, а через 15 лет там создали центр музыкотерапии.

В Германии с музыкой медики стали серьезно работать с 1978 года, а в 1985 году основали институт музыкотерапии.

В Америке ассоциация музыкальной терапии возникла в 1950 году и на сегодняшний день она объединяет более 3 тысяч врачей – музыкотерапевтов

В университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводит к значительному улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв.

Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.

В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний.

В Австралии – для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике.

Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. В шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания.

Опираясь на понятия «коллективного бессознательного» и «архетип» К. Юнга, А. Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношения звуков, дающие эффект обертонов.

В американском направлении музыкальной психотерапии не лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента.

Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия.

В США музыкальных терапевтов готовят 24 колледжа.

В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.

Русская музыкотерапия берет свое начало с конца XIX в., а именно с исследований И.М. Догеля и И.Н. Тарханова.

Ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б. Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

В начале XX века известный психоневролог В.М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека.

Ученый пришел к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания.

Благодаря исследованиям В.М. Бехтерева и его последователей, в середине XX века в психотерапии возникло новое направление – музыкотерапия.

Г.П. Шипулин в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью.

В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей.

Я. Хананашвили напомнил, что еще древние люди настраивались на охоту под ритмичные звуки – стучали палкой выгнившему бревну.

Альфред Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. Из композиторов он особо выделил В.А. Моцарта.

Почему именно Моцарт? В своей книге А. Томатис пишет: «Сила Моцарта недоступна другим. Его музыка освобождает душу. Лечебные свойства ее настолько сильны, что это делает Моцарта величайшим из композиторов». Музыка В.А.Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди отвечающие стандартный IQ-тест демонстрируют повышение интеллекта.

«Эффект Моцарта» По исследованиям А. Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano» (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до 3 -х лет) Моцарта, становятся умнее.

Гордон Шоу и Марк Боднер нейробиологи Калифорнийского университета использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на слушание музыки Моцарта, Бетховена («к Элизе») и поп-музыки тридцатых годов.

Все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга, связанные с эмоциями.

Только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

«Музыка помогает сохранить то, что еще осталось» Профессор неврологии Сьюзен Гринфилд высоко оценивает музыкотерапию как метод, использующий естественные ресурсы мозга вместо порой токсичных психотропных препаратов.

Хотя музыкальная терапия не излечивает полностью слабоумия, она по мнению доктора Гринфилд, явно замедляет развитие болезни.

Стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками, что предохраняет их от дальнейшей деградации.

Институт Р.А. Монро Хемисинк (Hemi-Sync) «синхронизация работы полушарий мозга» - это запатентованная аудио-технология, разработанная в ходе 40-летних исследований в области воздействия звука на человеческие возможности.

По мере расширения Вашего опыта сложные сочетания звуковых частот Hemi-Sync активизируют различные сочетания вашего сознания.

Процесс не содержит никаких подсознательных сообщений. Управляете вы им сами.

Крис Митчел- всемирно известная флейтистка, композитор и врач, лечащий звуками. Она преподавала в университете Ливерпуля и Музыкальной школе Гайдхола в Лондоне. В течение 10 лет она играла с ведущими симфоническими и оперными оркестрами Великобритании. После смерти сына в 1980 году, она заинтересовалась целительным воздействием на организм человека музыки и звуков. Ею записано 12 альбомов исцеляющей музыки.

Евгений Гузеев создает Music for Relax – это инструментальная музыка, написанная врачом, композитором и автором-исполнителем.

Звуки флейты и гармонии барокко, звучащие с диска, завораживают и успокаивают, освобождают от стрессов и неврозов.

Эту музыку можно использовать как средство релаксации при проведении различных видов альтернативного лечения, мануальной терапии, медитации и т.п. Под эти мелодии можно и работать, и отдыхать.

Музыкальная релаксационная психотерапия (М.р.т.п.) по Ю.В. Завьялову - вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания специально подобранной музыки и особой техники работы с пациентом.

В основе М.р.т.п. З. лежит эффект незавершенных действий, описанный Б.В. Зейгарник.

Музыкальная программа является «метафорическим сообщением» о новых возможностях справиться с трудными психологическими состояниями, «приглашением» войти в новое психологическое пространство (музыкальное переживание) и «навигатором» - средством ориентации и выбора оптимального «курса» прохождения через ограничения и стереотипы мышления, мешающие человеку пережить новый опыт.

Эмоционально-образное воздействие музыки. В своей книге «Театр цвета и мелодии…» кандидат медицинских наук, музыкальный психотерапевт В.М. Элькин пишет о том, что под влиянием музыки возникают эстетические эмоции наслаждения искусством.

«Эстетические переживания необходимы человеку, это одна из необходимых основ существования, помогающая справиться с монотонностью жизни, нереализованностью многих чувств».

Механизмы воздействия музыки сложны, музыка воздействует на различных уровнях. Существует воздействие на уровне сознания в виде образов. Музыка вызывает эмоциональный ответ.

Существует физиологический тип реакции на уровне органов (изменения в центральной нервной системе, в железах внутренней секреции, изменения в органах и системах). Обнаружено также воздействие музыки на тканевом, клеточном уровне.

Действующие факторы музыки изучены в психологических и физиологических методиках

Психонейроиммунология –ключ к физиологическому воздействию музыки

Психонейроиммунология подтверждает помощь музыкотерапии на языке биологической модели.

Психонероиммунология доказывает, что от наших эмоций зависит наше здоровье.

Оказалось, что клетки иммунной системы и нервной системы выделяют сходные вещества – цитокинины.

Они подавляют или стимулируют работу клеток иммунной и нервной системы.

ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА ЗВУКА

Учение о целебной силе звука уходит в глубину веков. Так, например, в японских храмах есть традиция обходить помещения с барабанами, флейтами и гонгами после службы для очищения воздуха. Известно, что во время чумы в России все время звонили колокола.

В последние годы возникла привлекательная идея цвето и звукотерапии.

Звук со строго определенными частотами может губительно воздействовать на раковые клетки и может быть использован в качестве терапевтического средства, обладающего стимулирующим и восстановительными действиями на организм.

Нота «до» вытягивает клетку в длину. Звучание «ре» интенсивно меняет окраску, делая клетку очень яркой

ЦВЕТ МУЗЫКИ

Эмоциональное состояние человека диктует ему предпочтение определенного цвета и аккорда – если человек принимал или отрицал какой-либо цвет по Люшеру, то он принимал или отрицал музыку соответствующих тональностей.

В.М. Элькин пишет: «Если человек предпочитал зеленый цвет синему, то он предпочитал аккорд связанный с зеленым цветом аккорду синего типа. Если какой-либо цвет отрицался, но музыка соответствующей этому цвету тональностей становилась желанной, то можете не сомневаться –этот цвет становился желанным. Если человек хорошо принимал музыку, соответствующую определенному цвету – то после сеанса именно этот цвет менял свое положение. Человек не осмысливает свой цветовыбор и эмоции разных аккордов, но интуитивно он связывает цвет и тональность».

В.М. Элькин предлагает такие программы и методики:

Программа «Гармония в доме»

Поможет снять стресс, улучшить настроение, уйти от депрессии, тревоги, уныния, усталости и достичь состояния счастливой гармонизации.

Методика «Цветовая диагностика» (цветовой тест М. Люшера).

Методика «Афоризмы» прошли клинические испытания – их отбирали и оценивали более 15 тысяч человек.

Методика «Образы» отбиралась и предлагалась тысячам участников сеансов арт-терапии.

Методика «Музыкотерапия» воздействует через великие целительные мелодии. Музыкальная терапия обладает мощным оздоравливающим воздействием.

Рушель Блаво профессор НИИ традиционной народной медицины и музыкотерапии г. Санкт-Петербурга, руководитель Академии нетрадиционной народной медицины, всемирно известный целитель-экстрасенс, композитор.

На основании собственного многолетнего музыкотерапевтического опыта сделал свои выводы о целительной силе определенных музыкальных инструментов в отношении конкретных органов и систем человеческого организма.

Конечно, говорить о музыке можно еще очень долго, эта направление, на мой взгляд – кладезь. Есть прекрасная лекция В.А. Холопова (доцента, кандидата юридических наук Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной Прокуратуры РФ, эксперт-криминалист следственного комитета) «Влияние музыки на психофизиологию человека» (2:33:40) http://www.zeya.org/community/index.php ?topic=2679.0

Интересная, глубокая и практическая, она дает почву для саморазвития, самопознания и конечно же помогает людям понять, насколько важно выбирать качественную музыку для прослушивания. Рекомендую к просмотру всем интересующимся данным направлением.

А теперь предлагаю Вам перейти к практической части нашего занятия.

2. Упражнение «Музыкальный автопортрет».

Цель: создать условия для идентификации «Я-образа» в символичной форме музыкального инструмента.

Оборудование: листы А4, краски (гуашь, акварель), фломастеры, цветные карандаши.

Инструкция: изобразите себя в виде музыкального инструмента, обоснуйте свой выбор.

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите про инструмент, который вы выбрали.

2. Почему вы выбрали этот инструмент?

3. Что для вас значит этот инструмент?

4. Какими свойствами на ваш взгляд обладает этот инструмент?

3. Упражнение «Оркестр».

Цель: развитие умения сотрудничать, способности коллективно фантазировать.

Оборудование: подручные средства, металлическая банка, крупа в коробочке и т.д.

Инструкция: ваша задача - выбрать музыкальное произведение, которое исполнит оркестр. Для этого необходимо:

выбрать музыкальное произведение известное всему оркестру;

выбрать предмет издающий звук;

выбрать дирижера оркестра;

дирижеру необходимо выработать знаки, необходимые для управления оркестром.

4. Упражнение «Музыкальный алфавит».

Цель: развитие навыка работы в команде, быстроты мышления и эрудированности.

Оборудование: карточки для распределения на команды, буквы алфавита, сундучок для букв.

Инструкция: участников делим с помощью карточек на 2 команды, каждая команда по очереди вытаскивает из «сундучка» букву алфавита и называет музыкальный инструмент, композитора или музыкальный термин на выбранную букву.

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите о своих впечатлениях.

2. Как вы себя чувствовали во время выполнения задания?

5. Визуализация «Музыка моей души».

Цель: определить, какая музыка оказывает наиболее эффективное воздействие на человека.

Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, краски и листы А4.

Инструкция: во время прослушивания музыкальных композиций, вам необходимо будет изобразить на листах А4, те образы, пейзажи, чувства, эмоции и т.д., которые возникают в вашем сознании.

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите, что вы нарисовали?

2. Какие чувства вы испытывали во время рисования?

3. Какая музыка на вас оказывает наибольшее влияние?

6. Викторина «Музыкальный кроссворд» (см. Приложение).

Вашему вниманию предложен кроссворд, предлагаю проявить музыкальную смекалку и проверить свои знания в области музыки .

Вопросы к музыкальному кроссворду:

1. Это известный композитор, который использовал в своих произведениях 30 секундные переходы от «forte» (громко) до «piano» (тихо). Французский врач – отоларинголог А. Томатис ввел термин «эффект …».

2. Этот струнно-щипковый инструмент имеет форму треугольника, его используют для гармоничной работы сердца.

3. Это струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Его звучание оказывает позитивное влияние на сердечнососудистую систему и тонкий кишечник.

4. Доктор медицинских наук, профессор Рушель…автор лечебной музыки, исследователь, ученый с мировым именем, автор многочисленных книг по традиционным системам оздоровления. Автор первого методического пособия по музыкотерапии для врачей и клинических психологов.

5. Врач-отоларинголог Альфред …утверждает, что самая необыкновенная музыка- у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен назвали- «эффект Моцарта».

6. Музыкальный лад, который вызывает у человека позитивные эмоции.

7. «Королева оркестра», самый распространенный струнно-смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Ее звучание оказывает лечебное воздействие на душу и психику человека.

8. Этот древнегреческий философ, утверждает, что музыкальные инструменты обладают целительными свойствами, благоприятно воздействующими на человека.

9. Древний клавишно-духовой инструмент, самый крупногабаритный вид. Моцарт называл его «королем музыкальных инструментов». Чаще всего используется на богослужениях. Является лидером среди инструментов и проводником энергии «космос-земля-космос».

10. Певец, который исцелил своим пением короля Филиппа VI от тяжелой формы шизофрении.

11. Это один из самых древних по происхождению духовых инструментов из деревянных духовых. Звучание этого инструмента оказывает благоприятное воздействие на легкие, бронхи и кровеносную систему.

12. Благодаря исследованиям этого ученого психоневролога в середине XX в., в психотерапии возникло новое направление – музыкотерапия.

7. Тест «Музыка в моей повседневной жизни»

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Нравится ли вам музыка?

 

2.

Как часто вы слушаете музыку?

 

3.

В какое время суток вы чаще всего слушаете музыку? (утром, днем, вечером, ночью)

 

4.

Чем обычно сопровождается прослушивание? (танцами, пением, уборкой квартиры, прогулкой и т.д.)

 

5.

Какой жанр музыки вы предпочитаете?

 

6.

Ходите ли вы на концерты?

Какие концерты вы посещали?

 

7.

Напишите название вашей любимой музыкальной композиции

 

8.

Вы учитесь в музыкальной школе?

На каком инструменте играете?

 

9.

Интересовались ли вы биографией великих композиторов? (кого?)

Смотрели ли фильмы о композиторах? Какие?

 

10.

Прививают ли вам в семье любовь к музыке?

Если да, кто? Какую музыку предлагают слушать?

 

11.

Хотели бы вы стать композитором?

 

12.

Какую музыку вы бы писали?

 

8. Дискуссия Истории из жизни: «Как мне помогла музыка в трудную минуту?»

1. Встречались ли на вашем жизненном пути такие сложные ситуации, в которые вам помогла музыка, песня, мелодия?

2. Как вы думаете, существуют ли такие случаи, когда музыка может помочь человеку в трудную минуту?

3. Поделитесь своим опытом и наблюдениями.

9. Подведение итогов занятия.

1. Поделитесь своими впечатлениями о нашем занятии.

2. Расскажите, что Вам больше всего понравилось? Что не понравилось?

3. Что нового, интересного, поучительного Вы узнали на занятии?

4. Что бы Вы хотели пожелать друг другу?

10. Итоговая рефлексия.

Басня «Квартет» (автор Иван Крылов)

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка,
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки,
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы,
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье,
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

Притча «Улыбка музыки»

Бродил талантливый музыкант по свету, играл чудно на гитаре, иногда подмурлыкивая себе, хоть голос имел приятный. Забывали люди свои горести, слушая его игру, робкие улыбки являлись на лица, и радость жизни посещала их. А если и плакали от его песен, то эти слёзы были чистыми слезами очистившейся от какой-то скверны души.

Забрёл музыкант как-то в один город и замер изумлённо на площади. Он иногда видел много плачущих людей, когда по доброте душевной играл на похоронах. Но чтобы весь город плакал?! Музыкант попытался выяснить причину их плача, однако ему отвечали, что это нормально: они давно так живут. Но музыкант знал жизнь, потому что любил её, как и свою музыку. Имея тонкий слух, стал вслушаться он в окружающий мир и сквозь плач до его слуха стали потихоньку доходить звуки инструментов, игравших не красивую мелодию, а жуткую какофонию.

Огладил бережно музыкант свою гитару, и пролилась на плачущий город нежная мелодия души его и гитары. Никогда ещё музыкант не играл так нежно и в то же время истово, когда тихие пиццикато вдруг взрывались звенящими серебром тремоло, а безумные флажиолеты сливались с вкраплениями густых аккордов, вновь уводящими мелодию в страну нежных переборов и томительных фермат. И хоть недалеко было слышно эту мелодию, заглушаемую фальшивым дребезжанием инструментов и плачем, однако многие, точно по мановению волшебной палочки, замирали. Стихал визг смычков, унимался, взвизгнув напоследок, кларнет. А на лицах горожан, не представлявших, что так может звучать гитара и что бывают такие омывающие душу мелодии, появлялись робкие улыбки. Когда музыкант сделал паузу, его спросили, почему их инструменты заставляют плакать и можно ли с ними что-то сделать, чтобы они звучали так же нежно и проникновенно?

Пригласили музыканта в один дом, откуда слышалось противное дребезжание гитары. Он попросил тишины и взял инструмент. Повертел его в руках, стукнул слегка ногтем по деке, подкрутил колки и заиграл.

Неожиданно для окружающих гитара, которая раньше только дребезжала, начала оживать и издавать отдельные, но красивые звуки. Постепенно эти звуки начали сливаться в мелодию, а та, в свою очередь, стремительно унеслась ввысь, вызывая всё новые улыбки на лицах слушателей, которые вдруг поняли, что вся их прежняя жизнь была полна фальши, как и их фальшивая музыка. И занервничали исполнители, перетягивая струны и срывая резьбу у корнет-а-пистон. Гнулись клапаны саксофона, струны рояля рвались, а трубы с покорёженными поршнями только выли. Не умея настраивать инструменты и не умея на них играть, нельзя заставить их петь, страдать и любить.

Мы в общении часто напоминаем ненастроенный инструмент, на котором каждый, а то и все разом пытаемся сыграть только свою мелодию, не прислушиваясь к другим, а выходят одни слёзы.

СЛУШАЙТЕ ДРУГ ДРУГА, ПОМОГИТЕ НАСТРОИТЬ ИМ ИНСТРУМЕНТ, НАУЧИТЕСЬ ИГРАТЬ ДЛЯ ДРУГИХ И ЖИЗНЬ БУДЕТ ПРЕКРАСНА. КАК МЕЛОДИЯ МУЗЫКАНТА, СЫГРАННАЯ В ПЛАЧУЩЕМ ГОРОДЕ.

Источники:

https://quote-citation.com/aphorism/10499

http://verim.org/project/musicter/istorija_muzykalnoj_terapii

https://psyinst.moscow/trening/muzykoterapiya-2/

http://rock-musicland.com/articles/muzika-obuchenie.html

http://www.doctorate.ru/music-therapy/

http://secrets-world.com/interesting/4219-muzykoterapiya-eto-lekarstvo-kotoroe-slushayut.html

https://www.liveinternet.ru/users/2851019/post220960208/

http://www.yugzone.ru/brainmusic/child-music.htm

https://sekretwomen.mirtesen.ru/blog/43576572813/Muzyikalnyie-retseptyi.-Kak-lechitsya-muzyikoy

http://textarchive.ru/c-1096908-p8.html

http://www.rusnauka.com/11_NPE_2012/MusicaAndLife/1_108451.doc.htm

http://psihomed.com/muzyikoterapiya/

https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/vokaloterapiya-lechebnaya-sila-golosa.html

http://magicspeedreading.com/books/a_mysl/music_machine/myz_machina_005.html

https://www.doctor-music.me/single-post/2016/1/27/О-концепции-психорезонанса-в-музыкальной-терапии-история-применение-механизм-воздействия-музыкальной-терапии

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/19/issledovatelskiy-proekt-vliyanie-muzyki-na-zdorove-i-dolgoletie

https://sibac.info/shcoolconf/hum/i/29420

https://studopedia.ru/11_33382_nauchnoe-obosnovanie-muzikoterapii-XIX-XX-vek.html

http://www.3klucha.ru/news/43-news/148-2015-11-12-08-43-55.html

http://marinarhipova.blogspot.com/2012/08/blog-post_28.html

http://5info5.ru/samyiy-garmonichnyiy-sposob-omolozheniya/

http://www.akinto.me/naskolko-vyi-zdorovyi/samyiy-garmonichnyiy-sposob-omolojeniya-2781.html

http://sundekor.ru/kursovaya-2/prepodavatelyu/terapevticheskie-vozmozhnosti-muzykalnogo-iskusstva/

http://открытыйурок.рф/статьи/310851/

http://здоровье.com.ua/popularly/619-effekt-moczarta

https://docplayer.ru/46389119-Effekt-mocarta-muzyka-povyshayushchaya-intellekt.html

http://gdoy29.ru/files/images/PedKopilka/Roditel/Effekt%20Mozart.pdf

http://womenhour.ru/interesno/muzyka-motsarta/

http://magicwishalways.ru/index.php?topic=172.0

http://healingmusic.ru/index.php/music-therapy.html

https://educ.wikireading.ru/5154

https://studopedia.su/10_89704_pri-nalichii-pokazaniy-muzikalnaya-terapiya-naznachaetsya-bez-ogranicheniy-vozrasta-i-pola.html

http://esoteric4u.com/rekomendovannaya-muzyka/809-praktiki-hemisync-sinkhronizatsiya-polusharij-instituta-monro

https://yandex.ru/images/

http://tor4.ru/recepty/8189-lechenie-zvukamikris-mitchel-vsemirno-izvestnaya-flejtistka-kompozitor-i-vrach-lechashij-zvukamiona-prepodavala-v-universitete-liverpulya-i-muzikalnoj-shkole-gajdhola-v-londone-v-techenie-desyati-le.html

http://rutorka.net/flute-new-age-evgeniy-guzeev-music-for-relax-2007-mp3-tracks-320-kbps-t271912.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/201/МУЗЫКАЛЬНАЯ

http://psycholekar.ru/nevroz/seansyi-relaksatsii-pri-nevrozah.html

http://mirznanii.com/b/9v201/muzykalnaya-relaksatsionnaya-psikhoterapiya-po-zavyalovu

http://historich.ru/svedeniya-o-muzikoterapii/index.html

http://psspb.blogspot.com/2013/02/blog-post.html

http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200901113

http://profilaktikasir.ru/muzykalnye-instrumenty-a-ved-lechat/

https://science.ru-land.com/stati/vibracii-muzykalnyh-instrumentov-i-ih-vliyanie-na-nas

https://www.youtube.com/watch?v=X7Ql9b4JxX8

http://www.liveinternet.ru/users/happy-marriage/post247030238

https://pritchi.ru/id_6655

Приложение

Бланк  кроссворда

Бланк с ответами 

Музыкальные композиции для проведения занятия

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи Хабаровска»


Комментарии (4)

Ватолина Светлана Анатольевна, 14.10.18 в 14:47 2 Ответить Пожаловаться
Отличная разработка, Ирина Петровна!!! Очень интересные упражнения, особенно понравилось задание "Музыкальный портрет"!
Дёмшина Ирина Петровна, 14.10.18 в 15:00 2 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Светлана Анатольевна!
Садварий Жанна Владиславовна, 14.10.18 в 17:57 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за креативный подход в создании занятия. Подкупает сбалансированность интересного теоретического материала и разнообразных практических заданий.В этой разработке для меня было много нового и познавательного.
Дёмшина Ирина Петровна, 14.10.18 в 23:15 2 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Жанна Владиславовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.