Влияние Изотерапии и музыкотерапии на детей с ОВЗ
Аннотация. В статье рассматривается влияние изотерапии и музыкотерапии на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), арт-терапия, здоровьесберегающие технологии, изотерапия.
Проблема здоровья и его сохранения в современном мире является острой и вполне закономерно, что именно эта задача стала одной из приоритетной в программе модернизации российского образования в последние годы. Сбережение здоровья детей является одной из значимых государственных задач.
Согласно данным Госкомстата России складывается стабильная тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии.
Здесь ведущую роль играют здоровьесберегающие технологии с применением метода арт-терапии, которая возникла на основе идей Фрейда и Юнга, разработавших способы лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Данная терапия основана на использовании возможностей искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Показатели физического и нервно-психического развития детей с ОВЗ существенно отличаются от показателей сверстников. У этой категории детей наблюдается неадекватная самооценка, повышенная зависимость от окружающих, агрессивность, конфликтность, высокая тревожность, неуравновешенность, беспокойство, неустойчивость внимания и истощаемость нервных ресурсов, заторможенность, отсутствие желания к деятельности, эгоцентризм и неумение выражать свои переживания и чувства. Арт-терапевтические методики позволяют им сделать это невербально, через рисунок, цвет, образ, что делает изотерапию одним из основных направлений популярной и продуктивной сегодня арт-терапии.
Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, произведениями изобразительного искусства.
Существует много нетрадиционных форм изотерапии: рисование пальцами, ладошками, губкой, пластилином, крышками, мыльными пузырями, мятой бумагой, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, раскрашивание мандал, монотипия, аппликация и др. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов, развивает уверенность, избавляет от стресса, побуждает детей творчеству. Во время работы обучающиеся получают эстетическое удовольствие, приобретаются навыки адекватного общения, позитивного отношения к окружающим, преодолеваются застенчивость, снижается эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность. Улучшается не только психологическое состояние обучающихся с ОВЗ, но и изменяется физическое состояние.
Дополнительным эффективным методом, при проведении занятий изобразительного творчества для детей с ОВЗ, является применение музыкотерапии. Она включает в себя рисование под музыкальное сопровождение. Разнообразные музыкальные произведения помогают детям больше погружаться в творческий процесс, способствуют раскрытию творческого потенциала, развивают воображение и чувство ритма. Исследования показали, что правильно подобранная музыка снижает количество гормонов стресса, нормализует частоту сердечных сокращений и кровяное давление, снимает мышечное напряжение, и, конечно, улучшает настроение.
Методы изотерапии и музыкотерапии создают предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций, помогают дисциплинировать, дает выход агрессивным эмоциям, помогает справиться со своими социально-психологическими проблемами. Дети становятся по своему психологическому состоянию качественно другими: успокоенными, духовно обновленными, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.
ЛИТЕРАТУРА
Вальдес Одриосола., Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие.- Москва: Владос, 2007.
Воронкова В.В., Здоровьесберегающие технологии в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 146-150
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии: методическое пособие /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013
Киселева М.В., Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007
Копытин А.И., Свитовская Е.Е., Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2014