12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коваленко Ольга Сергеевна56
1

М.В.Ломоносов: жизнь и творчество, история создания поэтических произведений

М.В.Ломоносов: жизнь и творчество, история создания поэтических произведений

Цель: Расширить представления о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, особенностях оды, как высокого жанра классицизма; познакомиться с содержанием и формой оды «Вечернее размышление…».

Планируемые результаты: стр.22. Беляева с. 43«Уроки литературы 9 класс»

Ход урока

I. Мотивация

II. Актуализация

1. Беседа по вопросам : Что такое классицизм? Основные черты классицизма. Где зародился классицизм? С чем связано зарождение классицизма в России? Назовите представителей классицизма в России.

III Самоопределение к деятельности Т----Цели

1. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова.
М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха – сообщение учащегося (вопросы, которые должны рассмотреть

1. Юность М. В. Ломоносова: жажда знаний и годы ученичества.
2. Профессор химии. Ломоносов — учёный (сообщение учащегося).
3. Широта научного диапазона русского учёного.
4. Деятельность по «утверждению наук в отечестве».
5. Поэтическая деятельность Ломоносова 
6. Взгляды Ломоносова на русское стихосложение. Полемика с В. К. Тредиаковским. Теория «трёх штилей». Ломоносов — реформатор русского литературного языка и стиха (сообщение учащегося).
7. Главная преобразовательная сила — человеческий разум, которым Бог наделяет просвещённых людей.
)

2. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…».
Ода - О́да (от др.-греч. ᾠδή < ἀοιδή «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.
Прослушивание оды «Вечернее размышление…» в актёрском исполнении.

3. Работа с текстом оды

Строфы 1—2.
О какой бездне пишет Ломоносов?
Какую оценку человеку он даёт?
В каких отношениях, по его мнению, находятся человек и Вселенная?
Какие слова отличаются от современного языка и норм речи?
Какую стилистическую окраску они придают тексту?
Строфы 3—4.
Прокомментируйте слова и выражения:
множество светов, несчётны солнца, круг веков, натура, с полночных стран.
В чём состоит закон устройства природной жизни?
Какие чувства вызывает у автора это Божественное мироустройство?

Строфы 5—6.
Прокомментируйте слова и выражения:
зрак, книга вечных прав, естества устав, мятёт.
Какие вопросы и с какой целью задаёт поэт?
Как он выражает своё восхищение величием Бога?
Почему перед могуществом Вселенной он испытывает и восторг, и ужас?

Строфы 7—8.
Прокомментируйте слова и выражения:
спорит жирна мгла с водой, верьхи, эфир, окрест, несведом тварей вам конец.
В чём, по мнению Ломоносова, величие Творца?
Какие философские выводы делает автор?
Докажите, что оду можно воспринимать как гимн человеку. Обоснуйте свой ответ.

IV.Рефлексия

1. Итоговые вопросы:
В чём, по-вашему, главные заслуги Ломоносова перед Россией?
Почему его имя вызывает чувство гордости у его соотечественников?
Какова тема и главная мысль оды «Вечернее размышление…»?

2. Выр.чт. фрагмента оды «Вечернее размышление…» (не менее четырёх строф).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.