12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гришина Марина Викторовна51

Государственное автономное профессионально образовательное учреждение

«Магаданский колледж искусств»

Детская школа искусств





Методическая разработка



«Мюзикл – это здорово, весело, интересно!»













Преподаватель по классу хоровых дисциплин

М.В. Гришина















г. Магадан

2021 год



Введение

Здравствуйте, уважаемый читатель! В своем учебно-методическом пособии я хотела поделиться личным опытом из своей работы, а также, дать некоторые советы, которые, по моему мнению, облегчат работу преподавателей хоровых дисциплин, вокала и театрального отделения.

Итак! Мюзикл и музыкальный театр, что это за понятия?

И почему я в своей работе обратилась именно к ним?

Заглянув в любую музыкальную энциклопедию, мы увидим следующее пояснение:

Мюзикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства

Музыкальный театр — это и коллектив, ставящий музыкальные спектакли, и разновидности музыкально-сценического жанра (опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мьюзикл и т. д.). Единство сценического действия и музыки, при постоянном приоритете музыки в каждом из жанров, отличающихся особенностями своей музыкальной драматургии.

Музыкальный театр, в нашем случае, это образцовый вокальный ансамбль «Радуга», которым я руковожу три года.

На своём примере хочу заверить преподавателей, что именно эта форма работы, в наше время, (а про наше время можно долго рассуждать, ведь у каждого на этот счёт есть что сказать!!!) помогает ребенку быть, а может и стать необходимой частью творческого коллектива, осознать свою роль в создании музыкально-художественного образа, прочувствовать на себе ситуацию успеха.

Разовые песни к концертам и различным мероприятиям, к сожалению, очень быстро выветриваются из памяти учеников, родителей и слушателей. А вот постановка музыкального спектакля, навсегда остается ярчайшим событием и воспоминанием детства.

Сейчас кто-то справедливо заметит: «Да зачем это нужно? А зачем так сложно? Ведь один педагог не сможет справиться с таким объёмом работы!»

Один, конечно, в поле не воин. Я с этим и не буду спорить…

Но преподаватель, как правило, не один! Рядом с ним есть команда, которую он должен увидеть!

Это:

Конечно, сам преподаватель, как бесстрашный, самоотверженный капитан команды, с непреодолимым желанием воплотить в жизнь задуманное, несмотря ни на что.

Концертмейстер – первый помощник.

Ученики, которые ждут от своего учителя чего-то интересного и с радостью откликаются на новые предложения и новые формы работы.

Родители, которые, естественно, заинтересованы в реализации творческих способностей своего ребёнка.



Так как - же как поставить мюзикл, в котором заключено большое количество творческих дисциплин, объединяющих несколько видов искусств, в условиях детской школы искусств?

Основные этапы подготовки для реализации проекта:

Выбор репертуара (художественная ценность произведения, анализ возможностей коллектива детей, анализ финансовых возможностей для воплощения замысла автора)

Написание аранжировок и фонограмм.

Распределение ролей.

Организация репетиционного периода. (Обеспечение музыкальным материалом, нотами, текстами. Составление дифференцированного расписания. Поиск преподавателя по хореографии, для постановки танцевальных номеров.

Поиск репетиционных площадок).

Организация рекламной компании.

Организация концертной площадки, для реализации проекта.

Приобретение и пошив костюмов к постановке.

Изготовление декораций, подбор реквизита.

Подбор команды, для осуществления технической части проекта. (Свет, звук)







1.Выбор репертуара

1.1.Выбор репертуара является очень ответственным, и порой решающим дальнейшую судьбу всей постановки шагом.

Существует большое количество сборников с клавирами мюзиклов, музыкальных сказок и спектаклей, для детей разного возраста, советских, российских и зарубежных композиторов. Мюзикл с готовыми фонограммами и текстом можно купить и в интернете у молодых композиторов – продюсеров.

Так как мы работаем с детьми, то ведущую роль, конечно, надо отвести духовно-нравственному воспитанию ребят. Моё поколение преподавателей выросло в советском союзе и воспитано ценностями, которые должны, по моему мнению, прививаться современному подрастающему поколению , а вместе с ними и родителям, которые рождены были в эпоху развальных 90-х.

Вот какие слова я нашла в статье «Особенности воспитания советских детей» http://back-in- ussr.com/2016/12/osobennosti-vospitaniya-sovetskih-detey.html

«В то же время писатели, поэты, режиссеры и композиторы старались творить для детей «как для взрослых, только лучше». И не только из-за боязни цензуры. Творческим людям хотелось, чтобы их произведения воспитывали в подрастающем поколении такие качества, как доброта, сострадание, уважение к старшим, любовь ко всему живому. Благодаря детским журналам и газетам, повестям и приключенческим романам, фильмам, мультфильмам и музыкальным спектаклям те, чье детство прошло в СССР, вспоминают его как самое счастливое время. Это был огромный и светлый мир, наполненный верой в добро, справедливость и всеобщее счастье. Мир что ни на есть реальный. Это потом, много позже, он превратился в иллюзорный…

А тогда дети действительно были счастливы.»

Я полностью согласна с автором статьи и пока, придерживаюсь репертуара советских композиторов.

Сейчас с учащимися музыкального отделения ДШИ им.В.А. Барляева мы приступили к постановке мюзикла – сказки «Хоттабыч», на музыку Геннадия Гладкова и автора пьесы «Хоттабыч!» Лазаря Лагина, в соавторстве с чудесным детским поэтом Юрием Энтиным.

Сюжет мюзикла включает в себя самые интересные и запоминающиеся моменты сказки «Старик Хоттабыч» с увлекательной, приключенческой истории знакомства пионера Вольки со старым джинном.

Отдельно хотелось бы поговорить о композиторе и музыке, к этому спектаклю.

Геннадий Игоревич Гладков. Родился 18 февраля 1935 года в Москве. Советский и российский композитор, педагог, автор музыки к фильмам и мультфильмам. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Российской Федерации.

По-настоящему широкую известность Геннадию Гладкову принесли мелодии из популярного мультфильма «Бременские музыканты».

Также музыка Геннадия Гладкова звучит в таких популярных фильмах как «Джентльмены удачи», «Точка, точка, запятая...», «Люди и манекены», «Ты - мне, я - тебе!», «Дон Сезар де Базан», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дульсинея Тобосская», «После дождичка в четверг», «Расстанемся, пока хорошие», «До первой крови».

Музыка Гладкова особенная, со своим стилем и вкусом, хорошо запоминается.

Геннадий Гладков сотрудничал с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом, Дмитрием Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни - «По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви». В 1990-е он продолжил сотрудничество с различными театрами. Гладков писал музыкальную комедию для петербургского Открытого театра «Адъютант Его Величества», балет «Танец дьявола», мюзиклы «Йоахим-Лис - детектив с дипломом» (для театра «Детектив»), «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» по А. Н. Островскому. В числе его театральных работ также музыка к спектаклям: «Принцесса и эхо», «Дорогая Памела», «Не покидай меня, весна», «Волшебный сон», «Геракл», «А на небе радуга...», «Шиворот-навыворот», «Мужской сезон», «Сильвия», «Памела, или 2+2», «Сирано де Бержерак», «Ах, высший свет!», «Хория», «Мои надежды», «Тяжкая забота короля Доброхота».

Источник: https://stuki- druki.com/authors/Gladkov-Gennadiy . ©

Геннадию Гладкову принадлежит огромное количество художественных и анимационных фильмов, балетов, оперетт, музыкальных сказок и… мюзиклов. Всего композитором написано в этом жанре свыше 30 произведений.

1.2. Анализируя вокальные и артистические возможности детей, я пришла к выводу, что возрастной состав учащихся (10 -13 лет) вполне может подойти для данной постановки. К тому же, все дети обучаются на музыкальном отделении, знают нотную грамоту, поют в хоре по 2-4 года. Свои артистические способности многие проявили в прошлом году при постановке музыкальной сказки «Дом, где солнышко живет» на музыку Марка Минкова. На региональном театральном конкурсе «Моя театральная семья» в 2018 году мы получили Дипломы за лучшую режиссёрскую, звукорежиссерскую и хормейстерскую работы.

1.3. Реально оценивая финансовые возможности постановки я решила, что нет ничего невозможного. К тому же на сегодняшний день Школа приобрела для нас головные «гарнитуры», микшерный пульт, некоторое оборудование, необходимое для записи голоса и фонограмм. Оно установлено в филиале «Пионерный». А главное, есть специалист, который может сделать эту работу быстро и качественно. И опять, это подход к решению подбора команды. Также Школа взяла на себя изготовление некоторых декораций, что тоже облегчает задачу.

Костюмы! Куда без них??? Встречают по одежке! t1618808225aa.png

Совместно с родителями я приобрела два комплекта костюмов для массовых сцен, а каждый родитель, для своего ребёнка приобрел, а кто и пошил индивидуальный костюм.



2. Написание аранжировок и фонограмм

Одна из самых трудоёмких и финансово затратных работ, это написание аранжировок и плюсовых фонограмм. Поэтому многих желающих сделать музыкальный проект, это останавливает. Но, нас спасло, Слава Богу, то, что в нашей команде есть такой человек. Остальным я могу только пожелать хорошего спонсора, который оплатит эти работы. Качество фонограмм в интернете оставляет желать лучшего, а зачастую и совсем отсутствует то, что мы ищем. Нанять оркестр для озвучки – это, просто, нереально. А под рояль… уже, как-то, не те времена.

Но, всё же есть еще один выход! Сейчас есть молодые авторы, которые пишут современные мюзиклы для детей и недорого продают их. Такой «продукт» можно приобрести не более чем за 25-30 тысяч, за весь мюзикл. Конечно, здесь дело выбора каждого индивидуально. Как говорится, на вкус и цвет, товарищей нет.



3. Распределение ролей.

Распределение ролей в любом спектакле, как и выбор солиста в хоре, это очень ответственное и серьёзное дело. Здесь необходимо иметь твёрдую волю (ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ И ВАМ РЕШАТЬ!!!) и четкое представление, какими должны быть главные герои постановки. Неправильный подбор характерных героев, может сыграть роковую роль в судьбе всего спектакля. Нужно учиться говорить НЕТ. Почему я это все тут говорю. В вашей команде – родители! А ведь каждому родителю кажется, что именно его ребенок достоин главной роли. Но только вы, как педагог, который знает каждого ребенка, точнее его способности, (чистота интонирования, красота голоса, артистизм, ритмичность, умение держаться на сцене пр.) должны сделать правильный выбор.

Это надо делать очень корректно, чтобы ни в коем случае не обидеть ни детей, ни родителей. Педагог, это в первую очередь ДИПЛОМАТ! Не забывайте, Вы – капитан корабля! Вы – и отец, и мать, и друг, и наставник.

На своей практике я убедилась, что очень многие скромные и застенчивые дети, раскрываются в коллективной работе. Это и пение в хоре, общая сценка или танец. Глаза горят, поют выразительнее, танцуют слаженнее. Каждый – маленький солист, только с коллективной поддержкой.



4.Организация репетиционного периода.

(Обеспечение музыкальным материалом, нотами, текстами. Составление дифференцированного расписания. Поиск преподавателя по хореографии, для постановки танцевальных номеров. Поиск репетиционных площадок).

Для организации репетиционного периода подготовки мюзикла, преподавателю необходимо составить расписание индивидуальных и коллективных занятий.

Вам повезло, если главный герой занимается у вас вокалом и у него по учебному плану есть 1,5 или 2 часа в неделю для индивидуальных занятий. Если нет, не отчаивайтесь. Нотный материал ребёнок может выучить самостоятельно дома. Я говорю сейчас об учащихся, занимающихся на фортепианном, хоровом и вокальном отделениях. Нужно только вначале, с ним подробно всё разобрать: прочитать поэтический текст, определить тональность, размер, исполнить ритм выстукиванием или прохлопыванием, пропеть несколько раз наиболее трудные интервальные скачки. И после окончания групповых занятий, индивидуально проверять выполнение домашнего задания. Зная, что его контролируют и помогут, ребенок быстро и с удовольствием выучит свой музыкальный номер. Конечно, потребуются дополнительные занятия, но для достижения цели, любые средства хороши, а дети будут вам за это благодарны.

Каждого участника мюзикла с первых репетиций необходимо обеспечить нотным материалом и сценарием. Очень важно, чтобы все тексты были аккуратно оформлены и распечатаны. «Хорошо написанная партия – 50% успеха», так говорил мой преподаватель по хору В.В. Юрченко. А в наше время, когда повсюду и у всех есть компьютеры и принтеры, это должно быть обязательным условием.

Отдельно хочется отметить работу с хореографом. Мюзикл, это музыкально-сценическая постановка, в которой необходимо одновременно петь, танцевать и играть! Дети, в своем большинстве, любят, и петь и танцевать. Но не факт, что они умеют это делать. Поэтому совмещение песни и танца, это для нас самая сложная задача, которую необходимо выполнить.

В постановке «Хоттабыча» нам помогает преподаватель хореографии нашей Школы. Несмотря на свою молодость, она уже достаточно опытный педагог, который может передать свои знания и мастерство нашим детям. Занятия по хореографии походят очень интересно и весело.

Поиск репетиционной площадки, если у вас нет своей. Здесь можно предложить взаимовыгодное сотрудничество с директором или организатором средней школы. Ваш коллектив занимается на сцене средней школы, иногда обеспечивая концертными номерами мероприятия школы. Все счастливы и довольны, у Вас есть помещение у школы мероприятия, с качественными вокальными или хореографическими номерами.





Организация рекламной компании.



Для продвижения нашего проекта и привлечения зрителей необходима реклама.

Для организации рекламной компании необходимо составить точный план-график, с указанием конкретных сроков выполнения необходимых работ и спокойно следовать ему. Вот пример:

Виды работ

Начало

работ

Окончание

работ

Ответственное лицо

1

Организация фотосессии участников проекта для изготовления афиши

01.10.

2019

05.10.

2019

Иванов И.И.

2

Изготовление эскиза афиши

06.10.

2019

10.10.

2019

Иванов И.И.

3

Печать афиши

12.10

18.10

ООО «Василёк»

4

Изготовление эскиза пригласительного

20.10.

22.10.

ООО «Василёк»

И так далее, в зависимости, какие цели рекламной компании вы преследуете.

Сюда может входить:

Реклама в газете.

Видеоролик для проката на одном из местных телеканалов.

Небольшое интервью для местной радиостанции.

Видеоролик или объявление через интернет и социальные сети.

Изготовление полиграфической рекламной продукции.

6. Организация концертной площадки, для реализации проекта.

Какие же концертные площадки необходимы для постановки такого объемного и зрелищного проекта? Конечно, в идеале, это сцена театра, в котором на профессиональном уровне обеспечено освещение, звук и соблюдены прочие необходимые для показа музыкального спектакля условия. В нашем городе, я знаю такое место! Это Магаданский областной театр кукол! Но, если вам не удалось попасть со спектаклем в это учреждение, можно посоветовать сценические площадки средних школ, которых более трех десятков. Есть еще детские сады, а там, уж поверьте, самые благодарные зрители!



Пункты 7 и 8 можно объединить одним Планом-графиком, как это я уже упомянула в «Организации рекламной компании». По сути, ты сам себя организуешь, тем самым помогая себе самому. t1618808225ab.jpg

Четкое планирование во всем, это залог успеха любого дела. Поэтому преподавателю, а он же и руководитель детского коллектива, необходимо составлять план на все этапы работы при подготовке такого большого проекта. Пунктик за пунктиком, потихонечку, можно сдвинуть целую махину, под названием «МЮЗИКЛ» даже в условиях обыкновенной школы искусств.



9.Подбор команды, для осуществления технической части проекта. (Свет, звук)

Для осуществления главного финального продукта, назовём его премьерный показ, необходимо распределить дополнительные силы.

Это та, невидимая, но очень важная часть команды, без которой ничего может и не состояться! Не забываем! Мы работаем с детским коллективом. И так одна часть помощников, это команда за кулисами. В основном это у нас самые неравнодушные мамы и мамы, которых отпустили с работы.

Каждому помощнику надо дать четкую установку, что он делает.

Как правило, все знают друг друга по именам, и это важно.

Как это выглядит:

Мама Любы одевает Карину, Полину, Вику, Заряну и Настю.

Мама Полины одевает «Гарнитуры» следующим детям: Саше, Мите, Пете и т.д.

Мама Милены ответственная за фото, она в зрительном зале.

После первого отделения:

Мама Любы переодевает Карину, Полину, Вику, Заряну и Настю.

Мама Полины поправляет все «Рабыням» прически.

В левой и правой кулисах стоят по одному человеку, которые, в определённый момент, выносят реквизит и декорации.

Еще нужен человек для подстраховки, так называемый суфлер. Дети, да и взрослые, могут растеряться на сцене и забыть текст.

Любая мелочь может быть фатальной, поэтому, каждый шаг надо продумать, а возможную ошибку предугадать.

Светорежиссёру обязательно составить световую партитуру, а звукооператору предоставить перепроверенный порядок аудиотреков.

Надеюсь, что мои советы помогут кому-то! И скоро мы увидим новые музыкальные постановки с участием детей детских школ искусств.

Желаю творческих успехов! t1618808225ac.jpg









11


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.