Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Наука — это интересно!»

2
0
Материал опубликован 31 January 2021 в группе

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме

«Наука – это интересно!»

Крякина Надежда Александровна,

учитель математики

МКОУ Таловская СОШ

Цели и задачи:

активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

развитие творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки;

расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;

повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;

организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Ход мероприятия

Звучит гимн науке t1612104253aa.jpg


Учитель: Вступительное слово


Ведущий 1

Здравствуйте, дорогие друзья! Друзья науки и творчества! Сегодня нас собрал здесь праздник, посвящённый Дню науки.


Ведущий 2

Тайны созданья, загадки природы

Людей волновали, манили всегда.

Разум и воля сподвигли народы

Исследовать космос, ваять города.


t1612104253ab.jpgt1612104253ac.jpg


Ведущий 1

8 февраля 1724 года Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, в 1991 — в Российскую академию наук. 7 июня 1999 года указом президента РФ был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.

t1612104253ad.jpg

Ведущий 2

Перед нами 22-х этажное здание Президиума Российской академии наук, называемое в народе «Золотые мозги». Возведение здания велось в 1970-80-х годах, по проекту архитектора Ю.П. Платонова, ставшего впоследствии главным архитектором Российской академии наук.

t1612104253ae.jpg

Ведущий 1

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.


Ведущий 2

Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития.


Ведущий 1

Какие понятия связаны с научной деятельностью? (ответы ребят)

Прогресс, эволюция, технический прогресс, социальный прогресс.

t1612104253af.jpg


Ведущий 2

Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, П.Л. Капица, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям в России впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.


Ведущий 1

И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях. В стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире.


Ведущий 2

Сколько талантов вскормила Россия: 
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
 
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
 
И свет их горит, словно пламя свечей.
 

t1612104253ag.jpg


1 чтец Николай Николаевич Бекетов знаменитый русский химик. По его инициативе было открыто Общество опытных наук при Харьковском университете для проведения исследовательских работ и научных конференций. Учёный впервые использовал хлор для отбеливания бумаги и тканей, открыл гипохлориты щелочных металлов.


2 чтец Петр Петрович Семенов собрал богатейший материал, в том числе незнакомые науке виды растений. Из-под пера Семенова вышли капитальные труды по географии, он собрал уникальную коллекцию насекомых, а также богатое собрание картин голландских художников, которые впоследствии передал в Эрмитаж. В 1897 году он организовал проведение первой всеобщей переписи населения России.


1 чтец Лев Давидович Ландау изучал происхождение энергии звезд, дисперсию звука, сверхпроводимость, магнитные свойства материалов, свойства жидкого гелия. Написал «Курс теоретической физики».

t1612104253ah.jpg

2 чтец Алексей Александрович Баландин - основатель отечественной научной школы в области катализа. Создал лабораторию по получению активного никелевого порошка.


1 чтец Игорь Васильевич Курчатов разработал методы защиты кораблей от магнитных мин. Под его руководством созданы первый советский циклотрон; атомная и термоядерные бомбы; построена первая в мире атомная электростанция. Вместе с академиком А.П. Александровым И. В. Курчатов руководил научными работами по созданию первого в мире атомного ледокола «Ленин».


2 чтец Николай Иванович Вавилов занимался исследованием иммунитета культурных растений к паразитам. В 1919 году ученый выпустил монографию «Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям».

t1612104253ai.jpg


1 чтец Виталий Иосифович Гольданский. Его научная деятельность проходит в области химической физики, химии высоких энергий, ядерной химии и физики, а также физики элементарных частиц.


2 чтец Андрей Дмитриевич Сахаров. Успех учёному приносит его величайшее произведение – водородная бомба, после чего он становится почётным членом Академии наук СССР. Среди его работ - труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации. В 1975 году написал книгу «О стране и мире».

Звучит музыка t1612104253aj.jpg

Ведущий 1 Многие Российские учёные стали лауреатами Нобелевской премии:

Иван Петрович Павлов 1904 г. Физиология и медицина

Илья Ильич Мечников 1908 г. Физиология и медицина

Иван Алексеевич Бунин 1933 г. Литература

Николай Николаевич Семёнов 1956 г. Химия

Павел Алексеевич Черенков 1958 г. Физика

Илья Михайлович Франк 1958 г. Физика

Игорь Евгеньевич Тамм 1958 г. Физика

Борис Леонидович Пастернак 1958 г. Литература

Лев Давидович Ландау 1962 г. Физика

Николай Геннадьевич Басов 1964 г. Физика

Александр Михайлович Прохоров 1964 г. Физика

Михаил Александрович Шолохов 1965 г. Литература

Александр Исаевич Солженицын 1970 г. Литература

Андрей Дмитриевич Сахаров 1975 г. Премия мира

Леонид Витальевич Канторович 1975 г. Экономика

Пётр Леонидович Капица 1978 г. Физика

Иосиф Бродский 1987 г. Литература

Михаил Сергеевич Горбачёв 1990 г. Премия мира

Жорес Иванович Алфёров 2000 г. Физика

Виталий Лазаревич Гинзбург 2003 г. Физика

Алексей Алексеевич Абрикосов 2003 г. Физика


Ведущий 2 Русским ученым посвящена Энциклопедия «Самые знаменитые ученые России».

t1612104253ak.jpg


Ведущий 1

Фестиваль науки — это не только возможность рассказать о новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и незабываемый праздник для всех, кому небезразлично постижение нового, кто стремится разобраться в сути вещей, кто хотел бы открыть для себя дорогу в мир знаний.


Ведущий 2

1. Много умных слов мы знаем, 
Часто их употребляем. 
И сейчас проверки ради 
Мы запишем их в тетради.

Процесс движения вперед - серьезнейший процесс. 
Его зовут ученые понятием прогресс.

2. Знаем разные слова: Прогресс, этап, революция.
Но развитие человека, мы точно знаем,
Ученые зовут эволюция.

3. Труд с человеком был рядом всегда.
Он управлял истории процессом.
Развитие техники и орудий труда
Зовем техническим прогрессом.

4. Жили когда-то люди общиной:
С утра на охоту ходили мужчины,
Женщины плоды собирали,
Все ровно делили и горя не знали.
Так шли век за веком, за годом год,
Такую общину мы зовем род.


Ведущий 1 Какие утверждения верны?

1. Природа - это все то, что нас окружает. (Да)

2. Науки, которые изучают живую природу, - это общественные науки. (Нет)

3. Природные науки - это естественные науки. (Да)

4. Люди делают все коллективно, сообща - это общество. (Да)

5. Химия - общественная наука. (Нет)

6. Общество - это объединение людей для совместной дельности. (Да)

7. Науки, которые изучают неживую природу, - это общественные науки. (Нет)

8. Науки, которые изучают растения и животных, - это естественные науки. (Да)

9. Строительство городов, линий электропередач - это результат деятельности человека. (Да)

10. Астрономия - это общественная наука. (Нет)


Ведущий 1

А сейчас представляем некоторые интересные факты.


Ведущий 2 А знаете ли вы, что алмазы горят?

t1612104253al.jpg

Этот интересный факт был выяснен в результате экспериментов, проводимых с этим минералом. При больших температурах (в диапазоне 850-1000о C) необычайно твердый минерал превращается в чистый углекислый газ. Это было впервые доказано еще в 1694 году, когда итальянские учёные попытались сплавить несколько мелких алмазов в один крупный. Температура горения алмаза в струе чистого кислорода несколько меньше: 720-800 оС. Причем в нем минерал горит красивым голубым пламенем. Также интересен тот факт, что при полном отсутствии кислорода, можно сделать из алмаза обычный графит. Для этого необходимо всего лишь нагреть камень до температуры в 2000 оС. Все эти факты были неоднократно доказаны учеными мира на практике, а позже научно обоснованы.


t1612104253am.jpg

Ведущий 1

А знаете ли вы, что семь цветов радуги, которые мы все знаем по фразе «каждый охотник желает знать где сидит фазан» – еще одно изобретение Исаака Ньютона. Несмотря на то, что радугой интересовался еще Аристотель, а суть явления в конце концов открылась персидским ученым еще на рубеже XIII-XIV вв., именно Ньютон писал в своей «Оптике» (Opticks, 1704) о цветах радуги, которые он «вычленил» из белого цвета с использованием стеклянной призмы.

t1612104253an.jpg

Ведущий 2

А знаете ли вы, что «охотники за планетами» существуют не только в фантастических романах. Первый такой охотник был создан силами Национального Космического Сообщества Франции (CNES), при участии Европейского Космического Агентства, а также научно-исследовательских центров многих стран. Зовут охотника –COROT – космический телескоп,  основной задачей которого является поиск экзопланет, в том числе и планет земного типа.

t1612104253ao.jpg

Ведущий 1

А знаете ли вы, что выражение «Молния никогда не ударяет дважды в одно и то же место» довольно далеко от истины. Во-первых, молнии появляются не случайно, а под влиянием определенных факторов, и все чаще в одних и тех же местах. На этой карте можно посмотреть где чаще всего ударяют молнии – рекордсменом в этом нелегком деле является деревушка в Конго – там в среднем происходит 158 ударов молнии на квадратный километр в год.


Ведущий 2 А сейчас всем учащимся зачитается напутствие.

Пытайтесь узнать и понять окружающий мир.

Учитесь черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала культура.

Своими знаниями, успехами и достижениями укрепляйте авторитет своей школы.

Овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам учителя.

Больше читайте, интересуйтесь, узнавайте.


1 чтец

Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.

2 чтец

Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, 
Познав составы звезд и жизнь бактерий.

3 чтец

Как наша б выжила планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?


4 чтец

Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачного пора!
Так прокричим сегодня снова
Науке громкое “Ура!”

Звучит музыка


Учитель Да здравствует российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас.
 

Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает,
 
Все лучшее пускай произойдет.


Список литературы:

Энциклопедия «Самые знаменитые ученые России»


Электронные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org

http://znaeteli.ru/

http://infourok.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.