12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Евгения Васильевна126
Стаж 35 лет, победитель губернаторского конкурса "Первый учитель"
Россия, Иркутская обл., Шелехов
0

На что похожа наша планета? Глобус - модель Земли

 

НА ЧТО ПОХОЖА  НАША  ПЛАНЕТА? ГЛОБУС – МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ

1 класс, УМК «Школа России»

 

ЛЕБЕДЕВА  ЕВГЕНИЯ  ВАСИЛЬЕВНА,

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»,

высшая квалификационная категория

 

Аннотация

 

        В ходе урока доказываются выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Идет знакомство с формой и движением Земли, развивается наблюдательность, воспитывается бережное отношение к природе. Разработанный урок – исследование по окружающему миру в 1-м классе с элементами экологического воспитания и образования. Материал представляет собой  презентацию и видеофильм.

Введение

 

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями,  с использованием элементов технологии  встречных усилий, которая, на мой взгляд, заслуживает внимания в русле поиска современных подходов к обучению. Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Учитель, со своей стороны, тоже должен  - не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своём методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками.

               В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в парах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

 

Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии проблемного диалога,  ИКТ.

Вид урока: смешанный (сочетание урока - беседы с использованием учебного видеофильма и урока теоретических или практических самостоятельных работ).

Программа, используемая в работе: УМК «Школа России».

Автор учебника: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для  общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков,  М.: Просвещение, 2013.

Раздел учебника  «Кто и что?».

Актуальность

 

          Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Знания дети  получают через деятельность, а не репродуктивно. На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока,  беседа, практическая работа,  фронтальный опрос. Данная разработка урока предназначена для учителей начальной школы.

 

 

Основная часть

 

Цель урока: создание  условий для формирования у учащихся ключевых, межпредметных и предметных компетентностей, применение знаний по данной учебной ситуации в различных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-        Дать представление о моделях;

-        Ознакомить с моделью Земли – глобусом;

-        Иметь общее представление о названиях и месте расположения океанов и материков.

Развивающие:

-        Создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности;

-        Правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать;

-        Учить составлять план и пользоваться им.

Воспитательные:

-        Повысить интерес к изучению предмета;

-        Способствовать экологическому воспитанию.

 

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

У обучающихся будут сформированы:

Ø  Положительное отношение к школе;

Ø  Интерес к учебному материалу.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

Ø  Представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

Ø  Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Ø  Выполнять учебные действия в устной речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Ø  Осуществлять действия с учётом выделенных ориентиров действия.

 

Познавательны УУД:

Обучающиеся научатся:

Ø  «Считывать» нужную информацию с рисунков;

Ø  Понимать модели;

Ø  Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Ø  Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

Ø  Принимать участие в работе парами и группами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Ø  Строить понятные высказывания.

 

Оборудование:

1. Презентация Power Point

2. Тест (на основе упражнения из LearningApps.org )

Необходимое оборудование и материалы для урока:

1.      Компьютер учителя;

2.      Медиапроектор;

3.      Компьютеры для учащихся.

4.      Видеофрагменты:

5.      «Песенка про 6 материков» http://www.youtube.com/watch?v=jlRtGJ8g44s

6.      «Песенка про 5 океанов» http://www.youtube.com/watch?v=e2A-GLM0FQ

7.      «Ночная съёмка с МКС» http://www.youtube.com/watch?v=jBeJ2uE_ExM

8.      Дидактические материалы: задания для групп (Приложение), цветные карандаши.

9.      Глобус. Модель. Материк. Океан.

Способы действий учащихся: выяснить, что изображается на глобусе, делать выводы о значении природы для человека.

Ценностный компонент урока:

получить представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране.

Межпредметные связи с экологией, технологией, информатикой.

 

План проведения урока:

 

Этап

Учебная задача

Вид деятельности

обучающихся, приём

1.Начало

образовательного

мероприятия:

Оргмомент

Погружение в тему

(Определение целей урока)

 

1.Введение в ситуацию общения

2. Мотивация познавательной деятельности.

3. Подведение к формулированию темы и плана урока

Фронтальная работа:

Приёмы:

1.Дидактическая игра

Отгадать загадку

Работа в паре

2.Игровая форма

Ребус

3.Подводящий диалог

Формулирование темы и плана работы

2. Работа над темой

Этапы:

Открытие нового знания

 

 

 

 

Самопроверка

 

 

Творческое применение полученных знаний

 

Стихотворение

Е. Шкловского "Ты береги нас".

 

Проработка содержания темы

 

1. Знакомство с устройством глобуса, названием материков, океанов, видами глобусов, моделями и натуральными предметами.

 

Учащиеся проверяют правильность своих гипотез

 

Вылепить из пластилина модель Земли

 

Экологическое воспитание

 

Применение знаний в устной и письменной форме

Групповая работа

АМО Метод (активные методы обучения) «Станьте любознательными»

 

 

 

Сравнение с эталоном

(Видеофрагменты)

 

Практическая работа

 

 

Инсценировка учениками

 

Работа в парах за компьютером:

Решение тестовых заданий

Возможность оценить уровень знаний

Корректировка знаний

3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы

Объяснение домашнего задания

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

 

Познавательная: умение анализировать, рефлексировать и давать самооценку деятельности

Домашнее задние:

По желанию, на выбор: рисунок, загадка, интересный вопрос по теме

Рефлексия (приём «Светофор»):

Возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности на уроке

Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность.
Б.Шоу

Ход урока

Оргмомент.     Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

 

Слайд 2. Учение и труд все перетрут!

Прочитайте слова, написанные на доске.

Что это значит?? (Это делать самому то, что ты никогда не делал раньше)

Почему в учении требуется много терпенья?

Какие еще качества нам нужны в учении? (Активность и внимательность)

Сегодня на уроке нам предстоит открыть новое знание. Девиз нашего урока:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому!» Вы согласны?

 

Погружение в тему.  А вот на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Слайд 3. Загадка

 Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.
Что такое?... (Самолёт)

Сделаем самолёт из заготовки. Согните нос 2 раза по пунктирной линии. Отогните хвост и крылья самолёта. Это настоящий самолёт? (Нет)

А как можно другим словом назвать то, что получилось? (Слово–модель на доску)

А чем модель самолёта похожа на настоящий самолёт?  (Формой)

Чем отличается от настоящего самолёта?(Сравнивают модель с картинкой настоящего самолёта. Модель - точная копия самолёта, но меньше размером)

Наш самолёт готов, прошу приготовиться к полёту!  (Звук посадки на самолёт)

 

Слайд  4. Определим основной вопрос урока. В паре выполните задание:

Разгадайте ребус.   (Слово глобус на доску. Глобус – модель…)

 

Слайд  5.  Кто сформулирует тему урока?  (Глобус–модель Земли. На что похожа наша планета?)   (Показываю глобус)

Что вы уже знаете о глобусе?  (Бывают большие и маленькие…)

Что на уроке мы должны изучить, чтобы больше узнать о глобусе? На какие вопросы должны ответить?

В результате подводящего диалога формулируется план урока.

 

Слайд 6. План:

1.      Как устроен глобус

2.      О чём может рассказать глобус

3.      Виды глобусов

 

2. Физминутка – Самолёт

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

 

3. Работа над темой

АМО Метод «Станьте любознательными»

Инструкция учителя: В полёте, чтобы нам было нескучно, мы прочтём неизвестную нам книгу. Но каждый лист этой книги оказался разрезан на 5частей. Ваша задача собрать все части вместе и один человек от группы должен рассказать, о чём говориться в вашем листе книги.

Учитель дает каждому ученику часть из разрезанных титульных листов книги. Затем каждый начинает искать других учеников с недостающими кусками, чтобы при объединении получилась целая обложка. Так получается подгруппа.

Теперь каждая подгруппа получает задание всем вместе изложить содержание этой предположительно незнакомой книги, которое включало бы все знания участников по данной теме).  

                                                                                                                     

    Работа в группах:

 1руппа - устройство глобуса

2группа - материки

3группа - океаны

4группа – виды глобусов

5группа – модели и предметы

 

Слайды 8, 9 содержат видео: «Песенка про 5 океанов», «Песенка про 6материков».

       Во время просмотра видеофрагментов учащиеся проверяют правильность своих гипотез .На данном этапе работают все каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. Активизируется мыслительная деятельность, внимание, память.

       В древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на слонах, которые стоят на большой черепахе. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звезды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти.

 

Слайд  10.  В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения ученых о шарообразности Земли. Вот так наша планета выглядит из космоса.

 

Слайд 11.  Кто первый увидел нашу Землю всю целиком? (Юрий Гагарин)

Посмотрим видео как выглядит наша Земля из космоса. (Слайд 12)


Практическая работа (активизируется мыслительная и практическая деятельность обучающихся с опорой на межпредметные связи с технологией).

 

 Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли.

А как показать сушу?   (Зеленым, желтым, коричневым цветами)

Что обозначено белым цветом?     (Ближе к полюсам снег и лёд)

Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6.Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Завершите работу над своей моделью.   (Дети заканчивают работу)

Итак, на что же похожа наша планета?    (Шар, мяч)

 

Вывод:  Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати ,многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их , как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

 

Инсценировка учениками стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

 

Автор: Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
Материки: «Ты береги нас, береги!»
Автор: В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Родники: «Ты береги нас, береги!»
Автор: Остановил олень свой бег:
Олень: «Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!».
Автор: Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
Река: «Ты береги нас, береги! »
Автор: Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу.
Я сберегу вас, сберегу!»

 

Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

Проработка содержания темы.

Сейчас нам необходимо пройти зону таможенного контроля. Проверим полученный багаж знаний.

 

Для закрепления и контроля первичного понимания изученного материала предлагается тест на компьютере.   http://learningapps.org/display?v=pa9p83dcc01

 

Инструкция учителя: проверьте свои знания по теме «Глобус-модель Земли». При ответе на вопросы выбирайте правильный ответ, отмечайте его и щёлкайте на продолжение.

Каждый ученик может оценить уровень усвоения учебного материала. Если дан верный ответ, происходит переход к следующему заданию. Если неверный, то - «Подумай!».

В итоге тест прошли все обучающиеся.

 

4.      Завершение  урока

Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание выполняется по желанию на выбор:

Нарисовать любую модель (глобус, самолёт, машина, и др.).

Подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.

 

Слайд 13.  Подведение итогов (рефлексия). Приём «Светофор».

Данный этап даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности в рамках урока.

Для каждой группы заготовлена картинка самолёта. На нем круг (иллюминатор), Необходимо раскрасить цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было все понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями»

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

В конце урока листы всех групп вывешиваются на доску, в результате можно проследить результативность урока.

Наш полёт прошёл успешно!

Заключение

 

          На  уроке ребята получили глубокие и прочные знаниям. Учащиеся поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

           На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

         При подготовке  урока  я опиралась   на  метод исследования – эвристический, в основе которого лежит педагогика сотрудничества и поиска.   Целью обучения  в сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником  личного участия и ответственности за успех совместной работы.  Работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.

         Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп урока.

         Структура урока  тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья  обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности, физкультминутка. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

            В начале урока была создана ситуация «вызова»,  которая потребовала осознанного участия учащихся в уроке, позволила включиться  им не как пассивным, а как активным участникам. Преодоление этой ситуации позволило перейти к самой трудной части урока – объяснению нового материала- с высокой мотивацией.

 

Список использованных источников:

 

1.      Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2013.

2.      Трофимова Р.В. Секреты и диковинки окружающего мира. – Самара: Корпорация «Федоров», «Издательский дом «Федоров», 2000.

3.      Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.

4.      Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.