Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе.

0
0
Материал опубликован 24 October

Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе.

Урок литературного чтения в 4 классе

Автор: Михнева Анастасия Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Лицей № 86 г. Барнаула, Алтайский край
Класс: 4
Тема: «Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе»

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с его произведениями о Кавказе.

Научить анализировать стихотворения с точки зрения использования средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Отработать навыки выразительного чтения стихотворений.

Развить воображение и творческое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народа, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, продолжить знакомство учащихся с биографическими сведениями Михаила Юрьевича Лермонтова, его творчеством, учить анализировать стихотворения о Кавказе, выделять жанровые особенности стихотворений.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация с поэтом (читающим свои стихотворения), конверты со средствами художественной выразительности, круги для рефлексии, портрет М.Ю. Лермонтова, фотографии Кавказских гор, учебник.



Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Учитель говорит детям:

- Мы друг к другу повернулись

-Мы друг другу улыбнулись

- Ручки дружно мы встряхнем

- А потом урок начнем.

2.       Проверка готовности к уроку.

У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник литературного чтения, тетрадь, ручка, цветные карандаши, хорошее настроение.

3.       Мотивация к учебной деятельности.

У: Сегодня мы с Вами будем заниматься не одни, к нам на урок пришел гость (учитель на доску вывешивает портрет М.Ю. Лермонтова).

У: Ребята, кто пришел к нам сегодня в гости? Вы уверены? Давайте я Вам прочитаю отрывки некоторых произведений автора, вы внимательно послушаете и еще раз ответите на мой вопрос.

Учитель читает отрывки:

А) Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. («Парус»)

Б) Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… («Утес»)

У: А может, вы знаете и это произведение?

В) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!» («Бородино»)


  II.            Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Все верно. Это Михаил Юрьевич Лермонтов. Давайте подумаем, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Правильно, творчеству М.Ю. Лермонтова. Поэт за годы своей жизни написал более 400 стихотворений, около 30 поэм, а также драмы, романы и прозу. Попробуем с Вами понять, какие произведения мы будем сегодня изучать (учитель вывешивает на доску фотографии Кавказских гор).

Давайте посмотрим, правильно мы поняли тематику стихотворений, которые будем сегодня изучать.

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте информацию в синей рамочке.

У: Скажите, пожалуйста, а как мы изучаем стихотворения, что важного мы ищем при их анализе? (Средства художественной выразительности).

Теперь сформулируем тему нашего урока. (Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе).

Дальше формулируем цели нашего урока. Учитель помогает, задает наводящие вопросы (Познакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с его произведениями о Кавказе. Научить анализировать стихотворения с точки зрения использования средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения). Отработать навыки выразительного чтения стихотворений. Развить воображение и творческое мышление).

  III.  Актуализация умений и знаний. Работа по теме урока.

Учитель обращает внимание детей на экран. Слушаем первое стихотворение (читает поэт).

У: Ребята, откройте учебник на стр. 65, найдите это стихотворение «…Тебе, Кавказ, суровый царь земли,…». Прочитайте сначала про себя, а потом по очереди друг другу (работаем в парах).

У: Кто хочет прочитать его вслух? (учитель спрашивает 2-3 человек).

У: О чем или о ком говорится в этом стихотворении? Какова его тема? Найдите подтверждение в тексте. Какие слова, выражения помогают понять. Что автор любит Кавказ, любуется его природой? Найдите в тексте.

Учитель обращает внимание детей на экран. Слушаем второе стихотворение (читает поэт).

У: Ребята, переверните страницу учебника, найдите это стихотворение «Люблю Кавказ». Давайте также прочитаем сначала про себя, а потом по очереди друг другу (работаем в парах).

У: Кто хочет прочитать его вслух? (учитель спрашивает 2-3 человек).

У: Каким вы увидели Кавказ в этом стихотворении?

Учитель обращает внимание детей на экран. Слушаем третье стихотворение (читает поэт).

У: Ребята, найдите это стихотворение на стр. 67 учебника, найдите это стихотворение («Дары Терека»). Давайте также прочитаем сначала про себя, а потом по очереди друг другу (работаем в парах).

У: Кто хочет прочитать его вслух? (учитель спрашивает 2-3 человек).

У: Ребята, что такое Терек? Как вы это поняли, найдите в тексте подтверждение своим словам. Что необычного в изображении Терека? Как он меняется в произведении? Прочитайте.





IV.  Физминутка.

Мы изображаем дирижеров. Взяли в руки простые карандаши и под звуки классической музыки изображают движения «дирижерской палочкой» фигуры, показанные на листе.

  V. Открытие новых умений и знаний.

У: Ребята, сейчас будем работать в группах (объединяемся по две парты). Каждой группе я выдам конверт. Откройте свои конверты. Прочитайте, что там написано. Спрашивает детей. Ребята, что мы будем с вами делать? Правильно, находить средства художественной выразительности в данных стихотворениях. Потом группа или представитель от представляет свою работу.

У: Сейчас откройте свои тетрадки и запишите число и классную работу, тему урока. Каждый в своей тетрадке сделает модель обложки того стихотворения, которое он анализировал.

VI. Рефлексия.

У: Ребята, я сейчас каждому раздам кружок, вы самостоятельно оцените данный урок. Какие вы чувства испытываете после работы на уроке? Если вам урок понравился, закрасьте кружок зеленым цветом, если не понравился - красным цветом, если вы сомневаетесь – желтым. Играем в светофор.

VII.  Итог урока.

У: Давайте вспомним все стихотворения, которые мы проходили на уроке.

- Чем автор хотел поделиться с читателями?

- Чему мы научились на уроке?

Домашнее задание: Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выразительное чтение любого стихотворения о Кавказе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.