М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова
Предмет: |
Русская словесность |
|
Класс: |
5 |
|
Тема занятия: |
М.Ю.Лермонтов «Бородино» Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова" |
|
Ссылка: |
Папка «Разработки уроков», презентация |
|
Общие цели: |
формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); совершенствовать навык выразительного чтения поэтического текста; воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова. |
|
Результаты обучения: |
Познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер. Познакомить с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”. Дать первоначальное понятие слов: монолог, диалог, идея и тема произведения |
|
Ключевые идеи: |
Композиционное построение произведения. |
|
Приветствие: |
Упражнение "Приветствие в парах" (выстроить в 2 круга: внешний и внутренний, приветствие разными частями тела) | |
Актуализация знаний.
Виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы.
Знакомство с текстом произведения.
Исторический комментарий. сообщения учащихся
Составить кластер к слову «Война»
бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью. картечь - артиллерийский снаряд. драгун - солдат или офицер кавалерии. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом. кивер - высокий головной убор у военных. лафет - станок, на который укрепляется пушка. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.
Анализ композиции стихотворения. «Корзина имен »
Синквейн
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. |
Действия учителя: |
Действия учащихся: |
Проверка домашнего задания.
Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество». Именно к этим историческим событиям и обращается в творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества. (Запись темы урока) Детские годы будущего поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. С ранних лет Лермонтов наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая предания и песни об Иване Грозном, Степане Разине, Иване Пугачеве. О войне 1812 года он узнал из рассказов Афанасия Алексеевича Столыпина, брата Елизаветы Арсеньевой, бабушки поэта.
- Какому историческому событию посвящено это стихотворение? Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени. - Что вы знаете о войне 1812 года?
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ.
- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет). (Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату). Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он? Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва) Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого. Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”) Анализ композиции стихотворения. - Сколько частей в произведении? 1часть — вступление- вопрос и ответ- 1-2 строфы 2 часть- отступление войск- 3строфа 3 часть- ожидание боя- 4-9 строфы 4 часть- бой- 10-13 строфы 5 часть- заключение- 14 строфа (В результате работы выявляется особенность построения стихотворения, даётся понятие «кольцевая композиция»). -Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию). -А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России) Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение. Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор. Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине. В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”) |
сообщения учащихся
Отвечают на вопросы (взаимооценка)
РАБОТАЮТ НАД СОДЕРЖАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ. Отвечают на вопросы (кровь, пот, пыль, стоны, слезы, боль.....)
Записывают в тетрадь
Называют имена полководцев.(Кутузов,Наполеон)
Составляют синквейн 1. Кутузов 2.Умный, дальновидный 3.Руководит,направляет,решает 4.Великий полководец 1812 года
5.Воин
Вывод: герои тех событий — простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов. Патриотизм в наше время. А что значит в наше время «быть патриотом»? (учиться, работать, служить в армии.) «Страна сильна, если сильна её армия». |
|
Виды работ: |
Работа в группах, в парах |
|
Рефлексия: |
«Хочу спросить… » |
Заполняют оценочные листы, и высказывают свое эмоциональное состояние при помощи стикеров |
Домашнее задание: |
Отрывок из «Бородино » выучить наизусть. |
|
Оценивание: |
Каждая группа пишет отзывы на стикерах и оформляют на постерах. Оценочный лист. |
Никитина Людмила Анатолиевна