Проект «Фонетические средства выразительности в произведении М.Ю. Лермонтова "Бородино"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосновская средняя школа №1»
Проект
Фонетические средства выразительности
в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
учащихся 5б класса
в рамках изучения темы:
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
П. Сосновское
2017год
Оглавление
1. Описание работы_________________________________
2. Паспорт проекта__________________________________
3.Цели, задачи проекта_______________________________
4. Этапы проекта____________________________________
5. Приложения_____________________________________
I. Описание работы
Краткосрочный творческий проект
«Фонетические средства выразительности
в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Проект содержит творческие работы учащихся, выполненные на уроках литературы в рамках изучения темы М.Ю.Лермонтов «Бородино» и темы уроков русского языка «Фонетика»
«Бородино» – одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии. Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России.
Стихотворение Бородино было написано в начале 1837 году. Это первое произведение Лермонтова, опубликованное по воле и с ведома самого автора. Стихотворение явилось откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
«Бородино» - лирическое стихотворение. Главное в нем не изображение хода битвы, а раскрытие чувств и мыслей простых солдат и слитых с ними мыслей и чувств поэта, его размышления о роли простого народа в победе и о значении Бородинской битвы, о судьбе личности и возможности ее единения с простым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава родины, и о многом другом.
II. Паспорт проекта
Руководитель и консультант проекта |
Дружинина Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы
|
Участники проекта |
Учащиеся 5б класса МБОУ «Сосновская средняя школа №1» |
Тип проекта |
Творческий |
Форма работы |
Групповая, индивидуально-творческая |
Сроки реализации проекта |
1 месяц |
Продукт проекта |
Исследовательская работа |
III.
Цели:
Формирование языковой личности как носителя русской национальной культуры
Формирование коммуникативных навыков (развитие устной и письменной речи учащихся, умения строить высказывания на заданную тему)
Воспитание патриотизма и любви к русскому языку, русской литературе.
Задачи:
Наблюдение за ролью звуков в стихотворении «Бородино». Выявление связи между звуковой стороной и содержанием стихотворения .
Знакомство с приемами звукописи в стихотворном тексте
(аллитерация, ассонанс)
Повторение и закрепление речеведческих понятий (средств художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза, синекдоха, метонимия, синекдоха и др.)
IV. Этапы проекта:
1-2 этап –предпроектное исследование
актуализация, проблематизация
Проблема: какие существуют приемы фонетической выразительности
Смогу ли я определить их в лирическом произведении?
Учащиеся выбирают проблему, разрабатывают совместно с учителем основные идеи проекта.
3 этап –целеполагание
Пятиклассники определяют объект творческой работы. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность: что уже знаем, а какой материал необходимо еще изучить, что могут выполнить самостоятельно, а в чём потребуется помощь, как действовать в случае возникновения затруднений. Создаётся банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, следит за действиями учащихся.
Также учащиеся делятся на группы, и каждая группа работает над своей частью проекта, распределяются обязанности. В данном проекте создаётся 7 групп по желанию учащихся. Каждая группа работает над своей частью стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
№ группы |
Члены группы |
Выполняемая работа |
1 |
Софонова Анна Трушин Алексей Зыкова Ирина |
1-2строфа стихотворения |
2 |
Вершинина Ксения Лапшов Артем Майоров Николай |
3-4строфа стихотворения |
3 |
Одинокова Светлана Чикин Даниил |
5-6строфа стихотворения |
4 |
Киселева Мария Зудов Леонид |
7-8 строфа стихотворения |
5 |
Чибриков Даниил Кулыманова Арина |
9-10 строфа стихотворения |
6 |
Костров Максим Крутова Анна Левина Ольга |
11-12 строфа стихотворения |
7 |
Кочеткова Екатерина Майоров Артем Аветисян Даниил |
13-14 строфа стихотворения |
Задание:
1. Сделать фонетическую запись стихотворения.
2. Определить количество звуков в тексте, характер звуков (твердые – мягкие, звонкие – глухие, согласные – гласные).
3. На основе выявленного количественного соотношения звуков сделать выводы
4 этап –этап проектирования
Концептуализация- создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления
Беседа по содержанию.
Вы прочитали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Сколько смысловых частей вы бы выделили в этом стихотворении?
( 2 части)
В чем особенность построения стихотворения?
(Диалог и монолог).
Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата?
(14 строф, причем 13 из них приходится на монолог – ответ старого солдата)
От чьего имени ведется рассказ?
(от имени «могучего племени», русских солдат- героев, вынесших эту войну на своих плечах и победивших могущественного врага, покорившего всю Европу)
Что этим достигает автор?
(при прочтении возникает чувство гордости за русский народ, чувство величайшего патриотизма)
О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос?
(стихотворение повествует о главном сражении русских войск с многотысячной армией французов под Бородино, переломившем ход всей войны)
Какие картины проходят перед глазами читателя?
(вначале устами старого солдата автор рассказывает о долгом вынужденном отступлении русских войск, о досадных поражениях и, наконец, о главном событии войны 1812 года – сражении под Бородино)
Что возмущало солдат?
(возмущало досадное отступление, хотелось побыстрее дать отпор ненавистному врагу)
О чем печалится солдат и чем гордится?
(печалится старый воин о потерях своих друзей и товарищей)
Как вы понимаете такие слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг?
С помощью, каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой?
5 этап –конструирование- получение продукта по свойствам, соответствующими диапазону его применения
1.Создаются группы
2. Каждая группа работает над своей частью стихотворения, выявляет звуковой фон стихотворения – таблица
3.Делается вывод по наличию фонетических средств выразительности частей стихотворения и всего стихотворения в целом
6 этап –презентация полученного проекта
На заключительном этапе проходит презентация работ.
7 этап –рефлексивная фаза
Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель литературы совместно со школьниками оценивает активность работы групп, креативность, качество работ
V. Приложения
Приложени1. Исследовательская часть проекта
Приложение 2. Самооценка
Исследовательская работа
«Фонетические средства выразительности
в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
В 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стихотворение “Бородино”, посвящённое 25-летию со Дня Бородинского сражения.
Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.
Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».
В Тарханах юный Миша Лермонтов, или по-французски Мишель, встречался в участниками Бородинского сражения. Вот как об этой встрече пишет Магдалина Ивановна Сизова в романе о М.Ю.Лермонтове “Из пламя и света”.
В августе 1812 года на Бородинском поле сошлись в ожесточенной схватке две противоборствующие армии: русская армия под командованием генерала Михаила Илларионовича Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта.
В этой грандиозной битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях.
24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе деревни Шевардино.
В русской армии отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери, по преданию написанную самим евангелистом Лукой.
“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”, – такую высокую оценку русскому воинству в день 26 августа дал М.И. Кутузов
Композиционный анализ стихотворения
- Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство или кольцевую композицию.
Знаменитое стихотворение Лермонтова " Бородино " делится на две части:
- вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром …"), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.
Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя).
Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.
В ходе работы мы знакомились с необычной фонетикой, эта фонетика существует в стихотворной речи и поэтому называется поэтической .
Наша задача – наблюдение за ролью звуков в стихотворении « Бородино ». Выявление связи между звуковой стороной и содержанием стихотворения .
1часть - вступление- вопрос и ответ- 1-2 строфы
2 часть- отступление войск- 3строфа
3 часть- ожидание боя- 4-9 строфы
4 часть- бой- 10-13 строфы
5 часть- заключение- 14 строфа
Фонетический анализ первой строфы.
Из первой строфы мы узнаём о вопросе юноши, обращённому к дяде, с которого и завязывается беседа о Бородинском сражении.
Первую строфу нужно читать заинтересованно.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
78 |
53 |
52 |
26 |
50 |
28 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
24 |
3 |
2 |
3 |
11 |
2 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
6 |
|||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
5 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
3 |
5 |
4 |
7 |
1 |
4 |
2 |
3 |
2 |
||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
2 |
1 |
1 |
Простор, интерес, полет мысли
Фонетический анализ второй строфы.
Вторую строфу нужно читать с сожалением
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
71 |
57 |
44 |
29 |
52 |
21 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
21 |
8 |
3 |
6 |
15 |
5 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
4 |
5 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
3 |
|||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
2 |
7 |
3 |
2 |
|||||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
4 |
9 |
4 |
1 |
2 |
4 |
2 |
5 |
1 |
||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
Раздумье, сожаление, мучение, философствование, размышление
Фонетический анализ третьей строфы.
Третью строфу нужно читать с досадой. Медленно, неторопливо.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
73 |
43 |
53 |
20 |
50 |
23 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
20 |
5 |
6 |
9 |
16 |
3 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
2 |
1 |
4 |
2 |
5 |
||||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
6 |
1 |
||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
2 |
1 |
1 |
6 |
1 |
4 |
6 |
2 |
|||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
1 |
4 |
Долгий повторяющийся звук (О) (долго, молча, досадно, было, боя, что ли, о.) Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. ( Прием звукописи - ассонанс).
Во 2 и в 3 строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?
- Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.
Фонетический анализ четвертой строфы.
Четвёртую строфу нужно читать с долей озорства
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
64 |
48 |
46 |
18 |
30 |
34 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
15 |
5 |
11 |
2 |
11 |
4 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
2 |
4 |
2 |
1 |
6 |
1 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
8 |
3 |
|||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
4-9 строфы посвящены ожиданию боя. Читать эти строфы нужно с интонацией растущего напряжения
Повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные в тексте слова
Фонетический анализ пятой строфы.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
68 |
57 |
44 |
24 |
47 |
57 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
22 |
7 |
18 |
2 |
8 |
||||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
2 |
1 |
2 |
5 |
2 |
2 |
10 |
||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
1 |
3 |
2 |
5 |
5 |
2 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
2 |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
9 |
3 |
|||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
1 |
4 |
1 |
Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.
Фонетический анализ шестой строфы.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
69 |
48 |
43 |
26 |
42 |
27 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
19 |
3 |
2 |
5 |
12 |
7 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
2 |
2 |
1 |
6 |
1 |
3 |
|||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
2 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
5 |
3 |
4 |
1 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
|
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
2 |
1 |
4 |
1 |
Сожаление, порыв, гром, звон , разрушение, рокот, дробь , ветер, рев, буря, рокоты струн, ворчание, напор, уверенность, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность, ярость и твердость
Фонетический анализ седьмой строфы.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
94 |
53 |
75 |
19 |
51 |
43 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
24 |
4 |
5 |
4 |
16 |
3 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
5 |
|||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
2 |
10 |
1 |
7 |
3 |
1 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
6 |
1 |
6 |
2 |
6 |
2 |
10 |
3 |
|||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, разрушение, Непреклонность, принципиальность
Фонетический анализ восьмой строфы.
Начало боя
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
95 |
56 |
72 |
23 |
60 |
35 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
22 |
11 |
6 |
2 |
10 |
5 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
3 |
5 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4 |
||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
3 |
3 |
1 |
6 |
8 |
4 |
6 |
||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
5 |
2 |
1 |
7 |
1 |
8 |
4 |
7 |
2 |
||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
1 |
2 |
3 |
В- Влияние и волнение. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию.
С- Устремлённость, сияние, сила стремления, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска
Фонетический анализ девятой строфы.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
76 |
57 |
47 |
29 |
52 |
24 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
22 |
5 |
6 |
3 |
19 |
2 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
1 |
7 |
3 |
3 |
7 |
3 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
6 |
1 |
1 |
6 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
1 |
2 |
1 |
А- великое пространство, глубина и высота
М- философствование, размышление
Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Здесь чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).
Фонетический анализ десятой строфы.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
96 |
45 |
74 |
22 |
55 |
41 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
15 |
5 |
10 |
5 |
18 |
2 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
2 |
8 |
2 |
4 |
1 |
6 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
11 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
6 |
4 |
8 |
||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
4 |
1 |
1 |
3 |
2 |
С- Устремлённость, сила стремления , противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска
Т-Твердость, определённость, ответственность, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность. Порядок , такт, ритм,
Фонетический анализ одиннадцатой строфы.
Читая 11 строфу, необходимо соблюдать определенный темп
Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.
Слова, помогающие «услышать» звук боя:
« Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».
Звуки речи, помогающие услышать бой:
Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
83 |
52 |
57 |
26 |
52 |
31 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
29 |
3 |
5 |
2 |
13 |
5 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
2 |
3 |
6 |
1 |
7 |
3 |
3 |
2 |
|||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
3 |
4 |
1 |
7 |
3 |
2 |
4 |
7 |
|||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Звуковая сторона стихотворного текста взаимодействует с содержанием и композицией стихотворения. Там, где описывается начало битвы, звонких согласных в сочетаниях вдвое больше .
А теперь проанализируем систему гласных в данной строфе:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Запишем в транскрипции гласные звуки в каждой строке строфы
«[а]-[э]-[и]»-«[а]-[а]-[и]»-«[а]-[э]-[и]»
«[а]-[и]-[и]»-[а]-[э]-[а]-«[а]-[э]-[и]»
«[ы]-[у]»-[а]-[о]»-«[и]-[э]»
«[у]-[а]»-«[у]-[а]»-[а]-[э]-«[и]-[а]-[а]»
«[у]-[а]»-[а]-[о]-[а]-[о]-[у]-[а]-[а]»
«[и]-[а]-[а]»-«[а]-[э]-[а]»-«[э]-[а]-[а]»
«[а]-[а]-[а]-[а]»-«[ы]-[э]»
Попробуем сгруппировать аналогичные слияния гласных. Произнесём вслух сгруппированные слияния гласных.
Построчный анализ (читаем строку в строфе и произносим выделенные слияния гласных)
Что передают гласные звуки в каждой строке?
1-я строка - волнообразные перемещения войск на месте сражения
2-я строка - стремительные движения знамён, падающих вместе с убитыми, знамёна подхватывают живые, и они вновь взмывают вверх…
3-я строка - сквозь дымовую завесу слышны звуки выстрелов
4-я строка - явственно слышны удары булатных мечей (у-а)-(у-а), визг летящей картечи
5-строка-снова слышны удары мечей (у-а), стоны, перерастающие во всеобщий гул
6-строка-узнаём звук картечи (и-а-а)
7-я строка – слышится нарастающий победный гул Ур(а-а-а-а).
Анализ сочетаний согласных
Запишем в транскрипции сочетания 2-х и более согласных из этой же строфы.
1,2,3 строки [ср]-[зн]-[бл]-[ст]
4,5 строки [зв]-[рт]-[ж:]-[ст]
6,7строки [др]-[пр]-[кр]
Какие звукообразы передают эти строки?
Режущие, свистящие звуки передают звон булата, визг пуль, пролетающих ядер, встречающих на своём пути какое-то препятствие,
Тормозящее их движение. Повторяющийся звук [р] напоминает об этом.
Но что это за препятствие? Обратимся к тексту 7-й строки…
Обобщение: Наши наблюдения показывают, что звуковой строй стихотворения активно участвует в раскрытии темы, идеи, связан с элементами построения сюжета.
Звуки [г], [р.]. [пр.], [тр.] помогают нам услышать стрельбу
Звуки создают цветовую картину сражений.
В 10 строфе преобладают «тёмные звуки», а в 11 строфе автор показывает кровавую картину, поэтому и повторяется 29 раз звук [а].
Этот звук несёт густо-красный цвет.
Используя звукопись, поэт показывает нам громыхание военного снаряжения, гул, шум и рисует кровавую картину
Фонетический анализ двенадцатой строфы.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
104 |
56 |
70 |
34 |
67 |
37 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
20 |
6 |
8 |
4 |
16 |
2 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
8 |
||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
1 |
3 |
1 |
7 |
4 |
5 |
1 |
2 |
|||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
5 |
3 |
3 |
6 |
1 |
3 |
5 |
6 |
1 |
||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
3 |
3 |
5 |
Фонетический анализ тринадцатой строфы.
Затишье
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
74 |
57 |
61 |
13 |
40 |
34 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
27 |
5 |
3 |
6 |
12 |
4 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
||||||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
5 |
5 |
2 |
4 |
2 |
13 |
5 |
||||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
1 |
2 |
1 |
4 |
Звуковая сторона стихотворного текста взаимодействует с содержанием и композицией стихотворения. Там, где описывается начало битвы, звонких согласных в сочетаниях вдвое больше ( 8 – 13 строфы).
Фонетический анализ четырнадцатой строфы.
Хар-ка звуков |
согласных |
гласных |
тверд.согл |
мягк.согл |
звонк.согл |
глух.согл |
Кол-во в строфе |
72 |
60 |
45 |
27 |
54 |
18 |
гласные |
Звук |
а |
о |
у |
ы |
и |
э |
||||
Кол-во |
23 |
7 |
3 |
6 |
14 |
6 |
|||||
согласные |
Звук |
б |
б̉̉̉ |
в |
в΄ |
г |
г΄ |
д |
д΄ |
й |
|
Кол-во |
4 |
5 |
1 |
3 |
1 |
5 |
1 |
5 |
|||
Звук |
ж |
ж̉ |
з |
з΄ |
к |
к΄ |
л |
л΄ |
м |
м΄ |
|
Кол-во |
1 |
1 |
2 |
9 |
4 |
2 |
|||||
Звук |
н |
н΄ |
п |
п΄ |
р |
р΄ |
с |
с΄ |
т |
т΄ |
|
Кол-во |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|||
Звук |
ф |
ф΄ |
х |
х΄ |
ц |
ч΄ |
ш |
щ΄ |
|||
Кол-во |
3 |
2 |
Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.
А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки .
Стихотворение читает подготовленный студент.
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;
тайну их скажу я в свой черед,
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
О - дивных глаз ее лиловые лучи.
Есть даже результаты эксперимента ( музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям.
Один из известных авторов в этой области, лингвист А.П.Журавлев приводит следующие данные по гласным звукам русского языка:
А-ярко-красный,
И-синий,голубой,
О-светло-желтый,
У-сине-зеленый,
Ы-черный, темный,
Э-желто-зеленый.
Можно ли узнать настроение стихотворения?
Было подсчитано количество звуков - а, о, э, и, ы, у
Глас ные |
Строфа |
Всего в пр-и |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
А |
24 |
21 |
20 |
15 |
22 |
19 |
24 |
22 |
22 |
15 |
29 |
20 |
27 |
23 |
303 |
|
О |
3 |
8 |
5 |
5 |
7 |
3 |
4 |
11 |
5 |
5 |
3 |
6 |
5 |
7 |
82 |
|
У |
2 |
3 |
6 |
11 |
18 |
2 |
5 |
5 |
6 |
10 |
5 |
8 |
3 |
3 |
87 |
|
И |
11 |
15 |
16 |
11 |
8 |
12 |
16 |
10 |
19 |
18 |
13 |
16 |
12 |
14 |
191 |
|
Э |
2 |
5 |
3 |
4 |
7 |
3 |
5 |
2 |
2 |
5 |
2 |
4 |
6 |
50 |
||
Ы |
3 |
6 |
9 |
2 |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
5 |
2 |
4 |
6 |
6 |
56 |
Цветовой окрас стихотворения:
А-ярко-красный, (Знамена, огонь, кровавые тела )
Величие, пространство, глубина и высота
И- синий, голубой
Плачевные вещи
«Согласный» строй стихотворения
Звук |
б |
в |
г |
д |
й |
ж |
з |
к |
л |
м |
н |
п |
р |
с |
т |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
щ |
Кол-во |
42 |
63 |
22 |
66 |
64 |
14 |
26 |
69 |
105 |
68 |
99 |
37 |
91 |
93 |
113 |
18 |
12 |
13 |
19 |
30 |
6 |
Л- Ощущение плавности, текучести, соразмеренности
Т-Твердость, определённость, ответственность, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность.
Порядок , такт, ритм
Н- Мучение, размышление
С - Устремлённость ,сила стремления , противоречивость, беспокойство, искание смысла. Связь дальнего с близким.
Р- Гром, звон , разрушение, рокот, дробь , ветер, рев, буря, взрыв, ураган, вихри, пожар, рычание, ворчание, напор, уверенность, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность, ярость и твердость
Звуки |
ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки |
И, Э |
Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному, |
У |
Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна |
Б, П |
Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел. |
Н, М |
Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление |
Р |
Гром, звон , разрушение, разорванность, рокот, дробь , ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость. |
Л |
Ощущение плавности, текучести, танец |
О |
Звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций. |
Ы, Ш |
Широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия. |
З, Ц ,Ч |
шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость |
С |
Устремлённость , сияние, сила стремления , слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким. |
Т |
Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок , такт, ритм, толк. скромность |
Ж |
Напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,. |
К,Х |
Сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман |
В, П, Ф |
Влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию. |
Г |
Резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"): |
Д |
Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта |
Заключение
«В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)
Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
[в], [а], [р] - сильные, активные;
[п'], [х']- слабые, хилые, маленькие, плохие;
[а] - широкий, сильный, хороший;
[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;
[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.
[а], [р] - храбрые, бодрые, радостные;
[х'] [с'] - трусливые;
[С], [к], [т] - печальные;
[Д], [н], [л], [м] - добрые ;
[Ж], [з], [с], [ф] - злые;
[и], [л'] [м']- нежные.
При исследовании данного литературного произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино» был сделан вывод, что использовать фонетические изобразительно- выразительное средства - это хороший ход в поэтическом мастерстве: для передачи быстрой смены событий, для точной демонстрации мужество солдат, для описание произведения «изнутри», всех точностей и тонкостей деталей сражений. Это средство оказалось необходимым для того, чтобы воображаемая картинка стала более красочной, выразительной, интересной и увлекательной.
« Бородино» - это лирическое произведение. Главное в нем – не изображение хода битвы, а раскрытие мысли и чувств простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления поэта о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о судьбе личности и возможности единения ее с народом, о том, что такое настоящие люди. И все это талантливо было показано М.Ю. Лермонтовым
Цель работы была:
узнать, как поэты создают такие литературные произведения, которые оставляют неизгладимые впечатления в наших сердцах –
цель достигнута.
Самооценка