12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Меньшина Екатерина Александровна44
6

Наблюдения за зимними изменениями в природе в курсе «Окружающий мир» как средство осуществления эстетического воспитания учащихся 2 класса















Наблюдения за зимними изменениями в природе в курсе «Окружающий мир» как средство осуществления эстетического воспитания учащихся 2 класса

Выпускная квалификационная работа






















Содержание:

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3

ГЛАВАI. ПСИХОЛОГО– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗИМНИМИ ИЗМЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

1.1. Сущность и особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………………6

1.2. Осуществление эстетического воспитания средствами наблюдений за зимними изменениями в природе в курсе «Окружающий мир» ………….11

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………....25

ГЛАВА II.Опытно-практическая работа по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе

2.1. Цель и задачи опытно-практической работы по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе…………………………………………….27

2.2 Описание процесса реализации педагогических условий по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе ……………………………40

2.3 Анализ результатов работы по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе …………………………………………………………………………43

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………………50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..53

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………….………………57

ПРИЛОЖЕНИЕ …. и..…………………………………………………………….58





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию школьников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Противоречие между необходимостью эстетического воспитания учащихся второго класса и недостаточностью использования богатых возможностей красоты явлений и объектов природы.

Проблема: каковы педагогические условия для осуществление эстетического воспитания у учащихся 2 класса с использованием метода наблюдений за зимними изменениями в природе.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами природы. Разработка, апробация педагогических условий использования наблюдения за зимними изменениями в природе как средство эстетического воспитания.

Предмет исследования – процесс эстетического воспитания учащихся второго класса посредством наблюдения за зимними изменениями в природе.

Гипотеза исследования:

- если изучить теоретический материал об особенностях эстетического воспитание школьников, значении наблюдений в природе за зимними изменениями в природе, разработать систему наблюдений за зимними изменениями в природе, то можно получить следующие результаты:

- повысить уровень эстетического развития младших школьников;

- повысить эффективность работы педагога по формированию у детей эстетического восприятия окружающего мира;

Задачи исследования:

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2)Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами природы.

3) Опытно-практическая работа, направленная на эстетическое воспитание школьников средствами наблюдения за зимними изменениями природы.

Методы исследования: теоретические – поиск, изучение и анализ литературы по теме исследования. Практические: анкетирование, тестирование, анализ.

Объект исследования - организация учебного процесса на уроке окружающего мира.

Методологической базой исследования являются труды В.Ф.Асмуса, М.М.Бахтина, Ю.Б.Борева, А.И.Бурова, В.В.Бычкова и ведущих ученых Г.З.Апресяна, Н.Л.Аринина, Н.И.Киященко.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогической и методической литературы по теме «развитие эстетического воспитания младших школьников средством использования наблюдения за зимними изменениями природы на уроках окружающего мира».

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработали памятку для проведения наблюдений за зимними изменениями в природе, разработаны конспекты уроков по предмету «Окружающий мир», содержащие материал по эстетическому воспитанию учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе.

База исследования. Учащиеся 2 класса МОУ ООШ № 32 г. Миасса с. Черного, в исследовании приняли участие 16 человек.







ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗИМНИМИ ИЗМЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

Сущность и особенности эстетического воспитания младших школьников

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетика является составной частью марксистско-ленинского мировоззрения и находится в тесной связи с жизнью, содействуя развитию советской культуры и эстетическому воспитанию широких масс трудящихся. Эстетика — это наука, изучающая прекрасное в действительности, эстетическое отношение к действительности, к природе и обществу. «Эстетикой в широком смысле слова называется наука, изучающая эстетическую форму духовного освоения действительности, совершающегося в повседневной жизни и в любом роде деятельности, но преимущественно в искусстве».[5;29с]

Под эстетикой в узком смысле разумеют науку о самых общих законах развития искусства. При этом искусство рассматривают как высшую форму эстетического освоения действительности. В качестве науки о самых общих законах развития искусства эстетика занимает промежуточное положение между философией и науками об отдельных видах искусства.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».[3;7с] Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты: восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях. Чувства – эмоциональная оценка прекрасного. Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам. Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Средствами приобщения к прекрасному являются: изобразительное искусство (живопись, скульптура); драматургия (театр); архитектура; литература; телевидение, СМИ; музыка различных жанров; природа. К методам относятся: личный пример; беседы; школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях; экскурсии; посещение театра, выставок, музеев, фестивалей; утренники и вечера в школе и ДОУ. [12;89с]Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Основоположник педагоги К.Д. Ушинский писал, что каждый школьный предмет содержит эстетические элементы, все-таки наибольшее влияние на развитие эстетических вкусов учащихся оказывают уроки: русского языка и литературы. Они знакомят детей с сокровищницей родной речи, помогая овладеть словом, научиться ценить и анализировать произведения мировой классики. Музыки. Музыка и пение развивают голос и слух. Кроме того, изучаемые на уроках теоретические основы музыки учат детей правильно оценивать любое музыкальное произведение с эстетической точки зрения. Рисования (уроки изобразительного искусства). Рисование способствует выработке художественного вкуса.[10;132с] Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой

Экологическая культура человека предполагает и усвоение научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в привычном — необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав — невозможно не полюбить». И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной память.[18;56с]

Важный метод познания мира – непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы. Надо пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на основе живого, непосредственного наблюдения.

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.[20;64с]

Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.

Очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

«А воля, а простор, природа,

прекрасные окрестности городка,

а эти душистые поля, а розовая

весна и золотистая осень разве

не были нашими воспитателями!»

К.Д. Ушинский

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.[13;456с] Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.[17;265с]

За время пребывания в школе ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.





























1.2. Осуществление эстетического воспитания средствами наблюдения за зимними изменениями в природе на уроках курса «Окружающий мир»



Все методы в процессе обучения выполняют разные роли, имеют разное место, несут в себе разные функции. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса.

Для начала рассмотрим, что же такое метод? Разные ученые дают различные определения методам обучения. По мнению академика Ю.К.Бабанского «Метод ( отгреч.словаmetodos- буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность».[19;52с]По мнению Каширина В.П. и Сластенина В.А. «Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач». С точки зрения П.И Пидкасистого « Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач». Харламов И.Ф. рассматривает под методами «Способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом».

В определении понятия «метод обучения» главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя способствуют методы ученика, т.е. методы имеют бинарный (двойной) характер, существуют не по одному, а в паре. Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, оно определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели. Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов.[4;36с]

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источникзнаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов:

практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд;

наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.;

работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.;

видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

– приобретение знаний;

– формирование умений и навыков;

– применение знаний;

– творческая деятельность;

– закрепление;

– проверка знаний, умений, навыков.

3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.

Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:

– методов преподавания;

– методов учения.

В полинарной классификации методов обучения в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания.

Польский ученый К. Сосницкий считает, что существует два метода учения, а именно искусственное (школьное) и естественное (окказиальное), которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

Более подробно остановимся на наглядном методе обучения – наблюдении.

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).

Классификация метода наблюдения

По регулярности проведения



Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта.

Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью.

По месту наблюдения

Полевое. Проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации).

Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.).

По степени формализации

Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения.

Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение — вывод» может проявиться наиболее ярко.

По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации
Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к не включенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях.

Не включенное. При не включенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий.

Не включенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.

Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.

Природоведение как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников. Образовательные задачи определены содержанием новой программы данного курса. Учащиеся начальных классов получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района, города, села. В содержание образования и воспитания данного курса входит непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие школьников в труде. Природоведческий материал изучается учащимися уже начиная с 1 класса. При ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Во 2 классе природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому с многими явлениями в природе учащиеся знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной . Программа 3-4 классов является прямым продолжением и развитием ранее полученных знаний, которые являются основой для усвоения естественнонаучных дисциплин в последующих классах . [9;с.78]Поэтому содержание курса природоведения включает в себя элементы различных наук о растениях, животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах, почве, погоде, климате и др.Образовательные и воспитательные задачи в процессе обучения решаются комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание; оно включает в себя формирование у школьников научного мировоззрения; научно-атеистическое, патриотическое и интернациональное, экологическое и эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудовое воспитание. Задачи, всестороннего воспитания : привить школьникам навыки культуры труда и любви к людям труда , познакомить с различными профессиями и на этой основе проводить профориентационную работу. Одной из задач воспитания является формирование научного мировоззрения. В содержании курса школьного природоведения заложены большие возможности для ее решения. Сообщая детям элементарные сведения о неживой и живой природе, о труде людей , учитель показывает , как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека. Уже в 1 классе при изучении темы "Наша школа" проводится урок на пришкольном участке, где учащиеся знакомятся с изменениями в жизни растений осенью, а позднее убеждаются, что с наступлением холодов желтеют и опадают листья на деревьях, исчезают насекомые, многие птицы улетают на юг. [9;с.157] В процессе дальнейшего общения с природой у детей накапливаются знания о том, что с наступлением тепла появляются новые листья, зеленеет и растет трава. Во 2 классе наблюдения за объектами живой природы продолжаются. На основе материалов экскурсий, кратких записей в "Дневнике наблюдений" устанавливаются взаимосвязи в неживой и живой природе. На конкретных примерах выясняется, какие сезонные изменения характерны для растений и животных в определенное время года. Знания об изменениях в природе учащиеся лучше усваивают в процессе проведения непосредственных наблюдений за растения ми и животными. При этом очень важно учить детей самостоятельно выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое явление. Понимание взаимосвязей в живой и неживой природе накапливается постепенно. В 3 классе при изучении данного курса учащиеся используют уже имеющиеся знания, полученные в процессе наблюдения за объектами природы. Школьники усваивают зависимость живых объектов природы от погодных условий и на этой основе устанавливают многосторонние взаимосвязи живой и неживой природы. Знания о взаимосвязях в природе позволяют учащимся самостоятельно делать выводы об изменениях в живой природе в зависимости от времени года. В 4 классе имеются большие возможности для формирования у учащихся научного миропонимания при изучении неживой и живой природы. На конкретных примерах показывается взаимосвязь целых экологических групп, например луга, леса, водоема, поля. Последовательное развитие знаний о природе, постоянное ведение "Дневников наблюдений " способствуют формированию у школьников убеждения в том, что развитие живой природы является закономерным явлением и вполне объяснимо. Содержание материала позволяет не только раскрыть перед учащимися основные закономерности изменений в природе, но и объяснить причинно-следственные связи и на этой основе придать каждому факту, процессу или явлению наилучшее истолкование и обоснование. Работу по научно-атеистическому воспитанию следует проводить на уроках, внеклассных занятиях по природоведению, в процессе общения учителя с родителями, индивидуально с учащимися, используя при этом разнообразные формы, методы и средства обучения, приобщая учащихся к самостоятельному осмыслению изученных явлений природы. На современном этапе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию учащихся, главная задача которого – формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. К. Д. Ушинский писал, что день, проведенный ребенком посреди рощ, полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Общение с природой научит школьника слушать музыку леса: шелест листвы, пение птиц, шум деревьев, журчание воды, чувствовать многообразие запахов цветов, в и деть красоту и разнообразие красок – все это вызывает эстетические переживания, не оставляет детскую душу равнодушной. В начальных классах необходимо в первую очередь обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид растения или животного, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях природы. Например, в 3 классе проводится экскурсия в лес или парк с целью наблюдения за весенними, изменениями в жизни растений и животных. В самом начале экскурсии учитель обращает внимание детей на то, как преобразился парк весной : листья деревьев окрашены в ярко-зеленый цвет, на березах появились сережки и т.д.Для эстетического воспитания учащихся немаловажное значение имеют культура учебного труда, чистота рабочего места, создание соответствующих условий для работы с объектами природы. Аккуратно выполненная и красиво оформленная коллекция насекомых или растений помогает детям видеть не только результаты своего труда, но и получать от него эстетическое наслаждение. Задачи экологического воспитания – формирование у школьников бережного отношения к природной среде. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранительная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, выполнение разнообразной посильной общественно поле зной работы по охране природы своей местности. Задача учителя : простым доступным языком объяснить и показать детям на конкретных примерах, что человек – это часть природы, без которой его жизнь невозможна. Например, в процессе изучения темы "Природа нашего края. Важнейшие полезные ископаемые". В начале урока учитель сообщает о добыче полезных ископаемых и подводит учащихся к выводу о значении полезных ископаемых в жизни человека, затем обращается внимание детей на необходимость охраны полезных ископаемых. На таких примерах формируются понятия об экологическом равновесии и причинах его нарушения. Экологическое воспитание в начальных классах в связано с выполнением конкретной природ о охранной работы: изучение охраняемых объектов своей местности, общественно полезная работа по выращиванию растений, уход за животными, изготовление и развешивание кормушек для птиц, уход за молодыми посадками в лесничествах, изучение научно-популярной литературы, просмотр передач по природоохранной тематике, экскурсии в природу. Необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в природе, систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали привычкой и убеждением. Во всей учебно-воспитательной экологической работе важно подчеркивать, что запасы природы ограничены , что всякое грубое вмешательство ведет к загрязнению воды и воздуха, сокращению и исчезновению растений и животных. Большое место в процессе обучения природоведению занимает выработка практических умений и навыков. Процесс этот длительный и требует систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять различную температуру воды, фиксировать результаты работы в "Дневнике наблюдений". На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения наблюдать за погодой. Учащиеся "читают " записи из "Дневника наблюдений", и это позволяет отрабатывать умения определять температуру "плюс" и "минус", объяснять, что значит, например, 10 градусов тепла и 10 градусов мороза и т.д. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные объекты, самостоятельно изготавливать несложные пособия: схематические рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на учебно-опытном участке. Систематически осуществляемое трудовое воспитание в процессе обучения, вовлечение школьников в посильный общественно полезный труд являются важнейшими условиями формирования сознательного отношения к учебе, развития нравственных, интеллектуальных и физических черт личности. 

Целью опытно-практической работы является осуществление эстетического воспитания младших школьников, посредством использования метода наблюдения за зимними изменениями в природе на уроках окружающего мира.

Для достижения этой цели необходима предварительная работа по подготовке наблюдений. Она в основном сводится к следующему:

1. Познакомить учащихся с объектом и целью наблюдения.

2. Разработать и записать в рабочей тетради план наблюдения.

3. Познакомить с ходом и рекомендуемыми приемами наблюдения, правилами фиксирования фактов.

4. Предъявить образы описаний и выводов.

Для начала учитель знакомит детей с объектом и целью наблюдения, в данном случае объектом на уроке окружающего мира будет являться зимняя природа, а целью изменения в ней.

Далее учащиеся заводят дневники наблюдения за природой, в которых они записывают определенный план действий.

Для наблюдений за зимними изменениями мы разработали памятку, благодаря которой учащимся будет наиболее понятней, за какими именно изменениями зимой они наблюдают.

Для начала, учитель совместно с детьми выявляют признаки зимы, и при заполнении дневника наблюдения вывешиваются на доску.

Признаки зимы:

Температура ниже нуля

Атмосферные осадки в виде снега

Устанавливается постоянный снежный покров

Солнце греет слабо

Водоемы покрылись льдом

Закончился листопад

Улетели перелетные птицы

Некоторые животные впали в спячку

На основе признаков строится наблюдение детей за изменениями. В течении месяца ребята совместно с учителем заполняют календарь погоды.

И в конце каждого месяца с помощью памятки делают вывод, или ребенку дается один из пунктов памятки и каждый готовит определенный





















ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

В параграфе 1.1 нами рассмотрены понятие эстетика, и раскрыта сущность эстетического воспитания. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.

Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем


В параграфе 1.2 нами были рассмотрены понятия «метод», дана наиболее распространенная классификация.

Классификаций методов обучения различное множество, мы выбрали наиболее распространенную.

Проведение наблюдений за зимними изменениями в природе на уроках курса «Окружающий мир» мы рассмотрели как проводится наблюдения по классам.

Природоведение как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников. Образовательные задачи определены содержанием новой программы данного курса. Учащиеся начальных классов получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района, города, села.

Природоведческий материал изучается учащимися уже начиная с 1 класса, затем знания о наблюдениях за зимними изменениями с каждым годом расширяются, добавляются новые понятия, самостоятельная работа.


ГЛАВА II.Опытно-практическая работа по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе

2.1. Цель и задачи опытно-практической работы по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе

Целью опытно-практической работы является осуществление эстетического воспитания младших школьников, посредством использования метода наблюдения за зимними изменениями в природе на уроках окружающего мира.

Задачи опытно-практической работы по эстетическому воспитанию средствами наблюдения за зимними изменениями в природе на уроках курса «Окружающий мир»:

1. Выявление уровня эстетической воспитанности учащихся 2 класса на констатирующем этапе

2. Осуществление эстетического воспитания с использованием метода наблюдения на уроках окружающего мира во 2 классе на формирующем этапе

3. Выявление уровня эстетической воспитанности учащихся 2 класса на контрольном этапе, анализ результатов, выводы.

Критерии, показатели, уровни эстетического воспитания учащихся 2 класса.

Критерий

Показатель

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Эмоциональное восприятие окружающего мира

Способность видеть прекрасное в природе

Способность видеть прекрасное в искусстве

Способность видеть прекрасное в межличностных отношениях

1.Самостоятельно видит прекрасное в природе.



2.Самостоятельно видит прекрасное в искусстве.



3.Самостоятельно видит прекрасное в межличностных отношениях






1.Видит с помощью учителя прекрасное в природе



2.Видит с помощью учителя прекрасное в искусстве



3.Видит с помощью учителя прекрасное в межличностных отношениях

1.Не ВСЕГДА видит прекрасное в природе



2.Не видит прекрасное в искусстве



3.Не видит прекрасное в межличностных отношениях






Наличие потребности в созерцании

Созерцать прекрасное в природе

Созерцать прекрасное в искусстве

Созерцать прекрасное в межличностных отношений

1.Самостоятельно созерцает прекрасное в природе



2.Самостоятельно созерцает прекрасное в искусстве



3.Самостоятельно созерцает прекрасное в межличностных отношения

1.Созерцает с помощью учителя прекрасное в природе



2.Созерцает с помощью учителя прекрасное в искусстве



3.Созерцает с помощью учителя прекрасное в межличностных отношениях

1.Не созерцает прекрасное в природе



2.Не созерцает прекрасное в искусстве



3.Не созерцает прекрасное в межличностных отношениях

Наличие потребностей в создании

В создании прекрасного в природе

В создание прекрасного в искусстве

1.Самостоятельно создает прекрасное в природе



2.Самостоятельно создает прекрасное в искусстве

1.Создает с помощью учителя прекрасное в природе



2.Создает с помощью учителя прекрасное в искусстве

1.Не создает прекрасное в природе



2.Не создает прекрасное в искусстве



Также нами были подобраны три диагностики, основанные на критериях и показателях.

Результаты критерия «Эмоциональное восприятие окружающего мира» и его показателей в учебном процессе на констатирующем этапе мы получили при помощи проведенной диагностики. Целью этой диагностики является выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

Результаты критерия «Наличие потребности в созерцании» и его показателей в учебном процессе на констатирующем этапе мы получили при помощи проведенной диагностики. Целью этой диагностики заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.

Результаты критерия «Наличие потребностей в создании» и его показателей в учебном процессе на констатирующем этапе мы получили при помощи проведенной диагностики. Целью этой диагностики является выявление уровня эстетической воспитанности у учащихся 2 класса.

Диагностика1.
(по методике Л.В. Школяр «Выбери музыку»).

Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 теста, каждый из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

1 тест: Э. Григ «Одинокий странник»;

П. Чайковский «Утреннее размышление»;

Э. Григ «Смерть Озе».

2 тест: А. Лядов Прелюдия d-moll;

П. Чайковский «Баркарола»;

Д. Кабалевский «Печальная история»;

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждом тесте схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Школяр Л.В. предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:

высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Диагностика 2.

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности используется художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагаются репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети:

- Серов В.А. Девочка с персиками.

- Ренуар О. Читающая девочка.

- Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы:

1) «О чем думают эти дети»?

2) «Какие они по характеру»?

3) «Какое у них настроение»?

Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.



Диагностика 3 (анкетирование каждого учащегося).

Цель - выявление уровня эстетической воспитанности у учащихся 2 класса.

Анкета позволяет судить об отношении учащихся к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств.

Вопрос

Ответ

Да

Иногда

Нет

1.Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)?

2.Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

3.Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др.

4.Можешь ли ты рассматривать картину, зеленый листок, травинку, цветок, жучка на листке и др.

5.Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим вас (о фильме, о музыке, о книге и т.д.).

6.Посещаешь ли ты библиотеку?

7.Тебе удобно, комфортно, когда ты чисто одет?

8.Вежлив ли ты в общении с одноклассниками?

9.Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве?

10.Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи?

В графе «Ответы» ответ «да» оценивается в 3 балла, ответ «иногда» - 2 балла, ответ «нет» - 1 балл.

Обработка анкеты:

30-21 балл – высокий уровень

20-11 баллов – средний уровень

10 и менее баллов – низкий уровень.

Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к любым видам деятельности.

Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности.

Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

Подобранные нами диагностики позволят выявить уровни эстетической воспитанности учащихся.

Проведя диагностики на учащихся 2 класса мы получили следующие результаты и оформили их в таблицу:

Результаты проведенных диагностик на определение уровня эстетической воспитанности учащихся 2 класса на констатирующем этапе:

Диагностика1.
(по методике Л.В. Школяр «Выбери музыку»).

Цель - выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

Таблица 1 «Результаты диагностики №1»

Фамилия, имя учеников

Диагностика 1 (в баллах)

Уровень


1 Дарья В.

3

Высокий


2 Арзу Г.

3

Высокий


3 Полина Д.

2

Средний


4 Иван Д.

1

Низкий


5 Максим З.

2

Средний


6 Валерия И.

2

Средний


7 Екатерина И.

2

Средний


8 Семен К.

3

Высокий


9 Полина К.

1

Низкий


10 Матвей М.

2

Средний


11 Анна Н.

1

Низкий


12 Иван П.

1

Низкий


13 Егор Р.

3

Высокий


14 Вероника Т.

3

Высокий

15 Сережа У.

1

Низкий

16 Надежда Ч.

3

Высокий

t1620813986aa.gif

Рис.1 «Диаграмма результатов диагностики №1»

высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Диагностика 2.

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности используется художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений

Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.

Таблица 2 «Результаты диагностики №2»

Фамилия, имя учеников

Диагностика 2(в баллах)

Уровень

1 Дарья В.

2

Средний

2 Арзу Г.

1

Низкий

3 Полина Д.

2

Средний

4 Иван Д.

2

Средний

5 Максим З.

3

Высокий

6 Валерия И.

3

Высокий

7 Екатерина И.

3

Высокий

8 Семен К.

3

Высокий

9 Полина К.

2

Средний

10 Матвей М.

2

Средний

11 Анна Н.

2

Средний

12 Иван П.

1

Низкий

13 Егор Р.

2

Средний

14 Вероника Т.

2

Средний

15 Сережа У.

2

Средний

16 Надежда Ч.

3

Высокий

t1620813986ab.gif

Рис.2 «Диаграмма результатов диагностики №2»

3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны

Диагностика 3 (анкетирование каждого учащегося).

Цель - выявление уровня эстетической воспитанности у учащихся.

Таблица 3 «Результаты диагностики №3»

Фамилия, имя учеников

Диагностика 3(в баллах)


1 Дарья В.

25

Высокий

2 Арзу Г.

9

Низкий

3 Полина Д.

21

Высокий

4 Иван Д.

18

Средний

5 Максим З.

23

Высокий

6 Валерия И.

20

Средний

7 Екатерина И.

22

Средний

8 Семен К.

29

Высокий

9 Полина К.

20

Средний

10 Матвей М.

19

Средний

11 Анна Н.

18

Средний

12 Иван П.

16

Средний

13 Егор Р.

26

Высокий

14 Вероника Т.

24

Высокий

15 Сережа У.

20

Средний


16 Надежда Ч.

29

Высокий



t1620813986ac.gif

Рис.3 «Диаграмма результатов диагностики №3»

На основе полученных результатов составили итоговую таблицу куда занесли результаты всех трех диагностик и выявили уровни эстетической воспитанности учащихся :

Таблица 4 «Итоговая таблица результатов»



п\п

Фамилия,имя участников

Диагностика

1

Диагностика

2

Диагностика

3

Итог

1

Дарья В.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий уровень

2

Арзу Г.

Высокий

Низкий

Низкий

Низкий уровень

3

Полина Д.

Средний

Средний

Высокий

Средний уровень

4

Иван Д.

Низкий

Средний

Средний

Средний уровень

5

Максим З.

Средний

Высокий

Высокий

Высокий уровень

6

Валерия И.

Средний

Высокий

Средний

Средний уровень

7

Екатерина И.

Средний

Высокий

Средний

Средний уровень

8

Семен К.

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий уровень

9

Полина К.

Низкий

Средний

Средний

Средний уровень

10

Матвей М.

Средний

Средний

Средний

Средний уровень

11

Анна Н.

Низкий

Средний

Средний

Средний уровень

12

Иван П.

Низкий

Низкий

Средний

Низкий уровень

13

Егор Р.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий уровень

14

Вероника Т.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий уровень

15

Сережа У.

Низкий

Средний

Средний


Средний уровень

16

Надежда Ч.

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий уровень



t1620813986ad.gif

Рис.4 «Итоговая диаграмма результатов»


На диаграмме видно, что высоким уровнем эстетической воспитанности обладают 6 человек, средним уровнем обладают 8 человек , а низким 2 человека.

После проведения констатирующего этапа проведен формирующий этап, основу которого составили уроки содержащие наблюдения за зимними изменениями в природе

2.2 Описание процесса реализации педагогических условий по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе

Отдельные этапы урока с использованием метода наблюдения за зимними изменениями в природе как средства эстетического воспитания учащихся 2 класса

Таблица 5 «Фрагменты уроков»

Тема урока, этап

Описание

1

«Правила вежливости»; организационный момент.

























-Здравствуйте ребята. Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? (морозная, ветреная,

снежная)

-Вспомните ребята когда вы шли в школу что вас окружало? (Деревья в снегу, дома засыпаны снегом, прочищенные дорожки)

-Сейчас я раздам вам каждому календарь наблюдений. Ваша задача каждый день наблюдать за изменениями в природе, и записывать данные.( календарь наблюдений См.приложение №2)

- Я придумала вам еще много интересных заданий связанных с нашей погодой.

Работа в группах. Делим класс на группы из 5 человек.

-Задание такое: каждый урок одна из групп должны подготовить доклад и выступить перед классом, у каждой группы будет свое задание.

-И так на следующий урок готовит группа №1, ваше задание будет пронаблюдать за погодными изменениями, а так же пронаблюдать какая деятельность людей зимой, составить доклад и выступить перед классом.

-Остальные ребята тоже наблюдают за изменениями, чтобы проверить своих одноклассников.

(См. приложение 3)


2


«Ты и твои друзья»; Организационный момент.


Слушаем доклад детей, проверяем их данные, соотносим с нашими.

-Скажите ребята красивое ли время года зима?

-Чем красива зима?

-А чем оно отличается от остальных времен года?

-Давайте подведем итог. –Какая у нас была погода эти дни? (Теплая, с осадками)

-Следующая тема доклада будет: «Зимние забавы», и так же вы должны отслеживать температуру, наличие осадков, и наличие ветра.

(См. приложение 4)

3

«Мы-зрители и пассажиры». Орг. момент

Доклад учащихся. А так же выслушиваем данные записанные в календаре наблюдений.

-И так ребята какие зимние забавы вы услышали из доклада ваших друзей? (строить пещеры, играть в снежки, лепить снеговиков)

-Итог наших наблюдений такой: данные дни были очень морозные, но совсем не было осадков.

-Следующая тема доклада будет такая: «Наблюдение за снегопадом»

(См. приложение 5)

4

«Ориентирование на местности». Орг. Момент.

-Доклад. Зачитывание данных из календаря наблюдение.

-Ребята вы все хорошо справились с заданиями докладов.

-Следующее задание будет для всех, нужно нарисовать свой зимний вид из окна. А так же следить за погодой и записывать в календарь наблюдений.

(См. приложение 6)

5

«Посмотри вокруг»

Орг.момент

Защита своих рисунков. Учащиеся по своему рисунку описывают зимний вид из окна.

-Давайте подведем итог ваших наблюдений за последние дни. Какая погода была? как изменялась она каждый день? (учащиеся зачитываю свои данные из календаря наблюдений.

-Ребята вам понравилось наблюдать за погодой?

-Какие изменение вы заметили?

-Продолжайте вести свои наблюдения за погодой.

(См. приложение 6)


Дети на уроках окружающего мира принимали активное участие в групповой работе, т.к. наблюдение они проводили не в одиночку, а совместно. Также ответственно подходили к подготовке докладов, выполнению творческих работ. Ребятам было очень интересно, они с радостью выполняли все задания.


2.3 Анализ результатов работы по осуществлению эстетического воспитания учащихся 2 класса средствами наблюдений за зимними изменениями в природе


На контрольном этапе была поставлена следующая цель: выявить уровень эстетической воспитанности учащихся 2 класса

На контрольном этапе мы использовали те же диагностики, которые применялись на констатирующем этапе. И нами были получены следующие результаты:

Результаты диагностики №1:

Таблица 6 «Результаты диагностики №1»

Фамилия, имя учеников

Диагностика 1 (в баллах)

Уровень


1 Дарья В.

3

Высокий


2 Арзу Г.

3

Высокий


3 Полина Д.

2

Средний


4 Иван Д.

1

Низкий


5 Максим З.

3

Высокий


6 Валерия И.

2

Средний


7 Екатерина И.

2

Средний


8 Семен К.

3

Высокий


9 Полина К.

2

Средний


10 Матвей М.

2

Средний


11 Анна Н.

1

Низкий


12 Иван П.

1

Низкий


13 Егор Р.

3

Высокий


14 Вероника Т.

3

Высокий

15 Сережа У.

1

Низкий

16 Надежда Ч.

3

Высокий



t1620813986ae.gif

Рис.5 «Диаграмма результатов диагностики №1»

Видно, что процент высокого уровня эстетической воспитанности повысился по сравнению с результатом на констатирующем этапе (38%-44%), а так же упал процент обозначающий низкий уровень эстетической воспитанности (31%-25%).

Результаты диагностики № 2:

Таблица 7 «Результаты диагностики№2»

Фамилия, имя учеников

Диагностика 2(в баллах)

Уровень

1 Дарья В.

2

Средний

2 Арзу Г.

1

Низкий

3 Полина Д.

2

Средний

4 Иван Д.

2

Средний

5 Максим З.

3

Высокий

6 Валерия И.

3

Высокий

7 Екатерина И.

3

Высокий

8 Семен К.

3

Высокий

9 Полина К.

3

Высокий

10 Матвей М.

2

Средний

11 Анна Н.

2

Средний

12 Иван П.

1

Низкий

13 Егор Р.

2

Средний

14 Вероника Т.

2

Средний

15 Сережа У.

2

Средний

16 Надежда Ч.

3

Высокий



t1620813986af.gif

Рис.6 «Диаграмма результатов диагностики №2»

Видно, что процент обозначающий высокий уровень эстетической воспитанности повысился по сравнению с результатом на констатирующем этапе ( 31%-37%).

Результаты диагностики № 3:

Таблица 8 «Результаты диагностики №3»

Фамилия, имя учеников

Диагностика 3(в баллах)

Уровни

1 Дарья В.

28

Высокий

2 Арзу Г.

10

Низкий

3 Полина Д.

21

Высокий

4 Иван Д.

18

Средний

5 Максим З.

30

Высокий

6 Валерия И.

20

Средний

7 Екатерина И.

29

Высокий

8 Семен К.

29

Высокий

9 Полина К.

20

Средний

10 Матвей М.

20

Средний

11 Анна Н.

19

Средний

12 Иван П.

16

Средний

13 Егор Р.

26

Высокий

14 Вероника Т.

24

Высокий

15 Сережа У.

20

Средний


16 Надежда Ч.

31

Высокий



t1620813986ag.gif

Рис.7 «Диаграмма результатов диагностики №3»

Видно, что процент обозначающий высокий уровень эстетической воспитанности повысился по сравнению с результатом на констатирующем этапе (47%-53%)


На основе полученных результатов выявили уровни эстетической воспитанности учащихся на контрольном этапе :

Таблица 9 «Итоговая таблица результатов»


п\п

Фамилия,имя участников

Диагностика

1

Диагностика

2

Диагностика

3

Итог

1

Дарья В.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий уровень

2

Арзу Г.

Высокий

Низкий

Низкий

Низкий уровень

3

Полина Д.

Средний

Средний

Высокий

Средний уровень

4

Иван Д.

Низкий

Средний

Средний

Средний уровень

5

Максим З.

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий уровень

6

Валерия И.

Средний

Высокий

Средний

Средний уровень

7

Екатерина И.

Средний

Высокий

Высокий

Высокий уровень

8

Семен К.

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий уровень

9

Полина К.

Средний

Высокий

Средний

Средний уровень

10

Матвей М.

Средний

Средний

Средний

Средний уровень

11

Анна Н.

Низкий

Средний

Средний

Средний уровень

12

Иван П.

Низкий

Низкий

Средний

Низкий уровень

13

Егор Р.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий уровень

14

Вероника Т.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий уровень

15

Сережа У.

Низкий

Средний

Средний


Средний уровень

16

Надежда Ч.

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий уровень



t1620813986ah.gif

Рис.8 «Итоговая диаграмма результатов»

На диаграмме видно, что высоким и средним уровнем на контрольном этапе обладают одинаковое количество 7 человек, по сравнению с констатирующим. На констатирующем этапе процент высокого уровня составлял 37 %, а на контрольном составляет 44 %.

На формирующем этапе нами была выстроена серия уроков, направленных на повышение эстетического воспитания средством использования метода наблюдения за зимними изменениями в природе.

Для выявления уровня эстетического воспитания нами были проведены диагностики. На констатирующем этапе мы получили следующие результаты:

Высокий уровень - 37%, что составляет 6 человек;

Средний уровень – 50%, что составляет 8 человек;

Низкий уровень – 13%, что составляет 2 человека.

После проведения серии уроков, направленных на повышение эстетического воспитания средством использования метода наблюдения за зимними изменениями в природе мы получили следующие результаты на контрольном этапе:

Высокий уровень - 44%, что составляет 7 человек;

Средний уровень – 44%, что составляет 7 человек;

Низкий уровень – 12%, что составляет 2 человека.

Сравним результаты на констатирующем этапе и на контрольном, из этого мы видим, что эстетическое воспитание детей повысилось.

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

37%

44%

Средний

50%

44%

Низкий

13%

12%


t1620813986ai.gift1620813986aj.gif


ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ


Во второй главе нами были рассмотрены три параграфа, касающиеся практического обоснования проблемы нашего исследования: описаны и проведены диагностики для определения уровня эстетического воспитания младшего школьника, представлена серия уроков с использованием метода наблюдения за зимними изменениями в природе, проведен анализ результатов по определению уровня эстетического воспитания.

На формирующем этапе нами была выстроена серия уроков, направленных на повышение эстетического воспитания средством использования метода наблюдения за зимними изменениями в природе.

Для выявления уровня эстетического воспитания нами были проведены диагностики. На констатирующем этапе мы получили следующие результаты:

Высокий уровень - 37%, что составляет 6 человек;

Средний уровень – 50%, что составляет 8 человек;

Низкий уровень – 13%, что составляет 2 человека.

После проведения серии уроков, направленных на повышение эстетического воспитания средством использования метода наблюдения за зимними изменениями в природе мы получили следующие результаты на контрольном этапе:

Высокий уровень - 44%, что составляет 7 человек;

Средний уровень – 44%, что составляет 7 человек;

Низкий уровень – 12%, что составляет 2 человека.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальностью нашей темы является то, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В проведении наблюдения деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво передвигаться к намеченной цели.

За время пребывания в школе ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

Наша цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами природы. Цель мы достигли посредством использования наблюдений за зимними изменениями в природе на уроках окружающего мира.

Перед нами были поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2)Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами природы.

3) Опытно-практическая работа, направленная на эстетическое воспитание школьников средствами наблюдения за зимними изменениями природы.

Задачи позволяют говорить о выполнении нами тех условий, которые способствуют развитию эстетического воспитания.

Наша гипотеза звучит так:

- если изучить теоретический материал об особенностях эстетического развития школьников, то можно получить следующие результаты:

- повысить уровень эстетического развития младших школьников;

- повысить эффективность работы педагога по формированию у детей эстетического восприятия окружающего мира;

Что полностью подтверждает свою значимость, следовательно гипотеза нашей работы доказана.



















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аквилева Г.Н, Методика.: /преподавания естествознания в начальной школе/ Учебное пособие для студентов. Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина.: -М.: Владос, 2001- 64 с.

Аквилева,Г.Н.:Наблюдения и опыты на уроках природоведения/ Г.Н. Аквилева, З.А.Клепинина -М.: Просвещение, 2001 59 с.

Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю.К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1977.- 254 с.

Горощенко В.П./Методика преподавания природоведения: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец./ В.П.Горощенко, И.А. Степанов.: - М.: Просвещение, 2000. 7 С.

Давыдов, В.В.:Проблема развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.- 240 с.

Данилов,О. Е.:/ Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины // Молодой ученый./ Данилов,О. Е.:/ –М.: 2013 №4 552-555 С.

Дорно. И.В:/ Наблюдение в школе: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников 2-3 курса педагогических институтов/ И.В Дорно-М.: Просвещение, 2003. – 30с

Кадол, Ф.У. Крынщы i стымулы эстэтычнага развщця асобы / Ф.У. Кадол // Нар. асвета. - 1996. - № 10. - С. 3-12.

Коваленко,Л.Н.[Электронныйресурс]// http://sch438uv.mskobr.ru/files/sbornik_izuchenie_okruzhayuwego_mira_v_sisteme_shkola_2100.pdf

Корниенко, С.Г.:/ Эстетическое воспитание в условиях малого города: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Корниенко; Кемер. гос. ун-т. - Кемерово, 2002. - 24 с.

Котикова, О.П.:Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; науч.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения. - Минск, 2001. - 192 с.

Кудрявцев Т.В.:/ Наблюдение в школе: истоки, сущность, перспектива. – М.: Знания, 2008. С.75

Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1986. – С. 111-112.

Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – С. 55.

Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 132.

Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности/ В.Я. Ляудис.- М., 1989.

Любимова, Ю. С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.С. Любимова; учреждение образования «Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка». - Минск, 2006. - 23 с.

Никонова,Е.Л.:Изучение предмета Окружающий мир в системе учебников Школа 2100 /под ред. директора ГБОУ СОШ №438

Мальковская, Т.Н./Учитель-ученик/ Т.Н.Мальковская./ Никонова,Е.Л., Зырянова Л.Г/ - М.: Знание,1977.-с.97-100.

Л.В Занкова. /Обучение и развитие/ Под ред. Л.В Занкова. – М.: Педагогика, 1975.- 440 с.

Пакулова В.М.,: / Методика преподавания природоведения: Учебник для пед. ин-тов./ Пакулова В.М., В.И.Кузнецова/-М.: 2005. 89 с.

Петросова Р.А.:/ Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб, заведений/ Петросова Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В.И./ -М.: 2007 с. 456.

Пакулова В.М.:/ Методика преподавания природоведения./ Пакулова В.М.,Кузнецова В.И.- М.: «Просвещение», 2000. с.192

Пирогов, Н.И.:/О методах преподавания/Избранные педагогические сочинения./ Н.И.Пирогов/ – М.: Педагогика, 1985.- с.90-91, 101-103.

Педагогическая энциклопедия. - М., 1968.-245с.

Селевко Г.К :/Наблюдение в школе/ Г.К Селевко// Школьные ткхнологии.-М.:2006.-№2.-с.61-66.

Скаткин М.Н.: /Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе./ Скаткин М.Н./ - М., 2013. С.56

Скаткин М.Н.:/ Методика естествознания в начальной школе -М.: 2009 с.265

Статья Концепция о наблюдении [Электронный ресурс] // Учебный материал для студентов 2013-2016. http://sch438uv.mskobr.ru/files/sbornik_izuchenie_okruzhayuwego_mira_v_sisteme (дата обращения 01.05.2017)

Сухомлинский, В.А.:/ Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский./-М.:Киев, 1968. – 124с

Смирнов С.А.:/Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений– 4-е изд./ С.А. Смирнов. испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-512с.

Таборидзе М.Д.:/Эстетическое воспитание школьников./ Таборидзе М.Д./– М.: Педагогика, 1988. – С.52.

Талызина, Н.Ф.:/ Формирование деятельности младших школьников: Кн. Для учителя/ Н.Ф. Талызина./ - М.: Просвещение, 1998.- 172 с

Ушинский К.Д.:/ Избр. соч./ Ушинский К.Д./- М., 2003. С.64

Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. / под ред. В.С. Леднева./- М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. – 56

Шамова,Т.И.:/Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. /– М.: Педагогика, 1982.- 208 с.

Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается/ В.Ф. Шаталов. - М.: 1989– 257с.

Г.А. Петрова.:/ Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 184 с.

Эстетическое воспитание школьников: сб. ст.; редкол.:С.А. Аничкин (отв. ред.) и др.; Свердл. пед. ин-т - Свердловск, 1974. - 134 с.

К.П.Ягодовский.:/Вопросы общей методики естествознания./ Ягодовский К.П./ -М.: 2-е изд., дополн. 2005. С. 346




























ГЛОССАРИЙ


Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Естествознание — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. 

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.





















Приложение №6



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.