12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малышева Галина Алексеевна69
Россия, Москва, Москва

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА МОСКВЫ

ОАНО СОШ «ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС…1»

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета Протокол №

ОАНО СОШ «Образование плюс…1»

города Москвы

от «29» августа  2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ОАНО СОШ «Образование плюс…1»

______________ А.А.Соколов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

Ступень обучения: начальное общее образование

Класс: 2 «А»

Уровень освоения: базовый

Количество часов: 68

Составитель: Малышева Галина Алексеевна

Программа разработана на основе Примерной программы по окружающему миру (Начальная школа), авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» (ОС «Начальная школа XXI века»).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 октября 2010 г.)

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Минобразования от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказа Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

4. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

5. Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.

6. Авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» (в рамках УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).

7. Обязательного минимума содержания начального общего образования по предмету окружающий мир;

8. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

9. Учебного плана ОАНО СОШ «Образование плюс …1» на 2016-2017 учебный год;

10. Основной образовательной программы начального общего образования ОАНО СОШ «Образование плюс ..1»

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

Предметные - способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных

естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

Метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.

На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками:

«Человек и природа».

«Человек и общество».

«Правила безопасной жизни».

1. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир» (ФГОС)

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

4. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета « Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

5. Название учебно-методического комплекта

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

Учебная литература:

1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. – 3- е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009 – 160 с.: ил.- («Начальная школа XXI века»).

2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – 3- е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009 – 160 с.: ил.- («Начальная школа XXI века»).

3. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Рабочая тетрадь № 1 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2009. – 96 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).

4. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2009. – 96 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).

6. Формы организации учебного процесса и их сочетание

-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

-программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства.

- при подготовке к урокам должны использоваться формы самостоятельной работы учащихся: доклады, сообщения, работа с дополнительной литературой, энциклопедиями, творческие задания, практическая работа;

- к урокам – утренникам, урокам – встречам, мониторингам, научным конференциям привлекать родителей учащихся.

проектная и творческая работа – 3

количество экскурсий – 5

нестандартные уроки – 9

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса являются:

Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества привсем разнообразии культур, национальностей, религий России;

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Предметными результатами являются:

Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

Софрмированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;

Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;

Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в ее современной жизни;

Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

правила здорового и безопасного образа жизни;

правила поведения на природе, в общественных мес­тах, учреждениях культуры;

основные права граждан России и права ребенка;

основные древние города Руси и России (не ме­нее 3-4);

различать (соотносить):

прошлое — настоящее — будущее;

год — век (столетие);

предметы неживой и живой природы, изделия;

представителей растительного и животного мира и ме­ста их обитания;

этические понятия: заботливость, внимательность,

деликатность, доброта и др.;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

• соотносить событие с датой его происхождения;

характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;

устанавливать связь между природным объектом и ус­ловиями его обитания;

составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

составлять сюжетные и описательные рассказы об изу­ченных исторических событиях;

проводить элементарные опыты и наблюдения (в соот­ветствии с программой), фиксировать их результаты.

Основные понятия курса:

- Окружающий мир: неживая природа; живая природа; настоящее, прошлое, будущее.

-«Кто ты такой»: органы чувств; здоровье; режим дня; физическая культура; ОБЖ: здоровье и осторожность;

-«Кто живет рядом с тобой»: семья, семейное древо; правила поведения; доброта, справедливость, внимание, уважение, дружба; жесты и мимика;

-«Россия твоя Родина»: родина, флаг и герб; родной край; россияне; города России, достопримечательности; конституция, права, национальность;

- «Мы жители Земли»: солнечная система, планеты, планета Земля; животные и растения – живые существа; этажи леса; лес хвойный и лиственный; травянистые растения: лекарственные и ядовитые; млекопитающие, насекомые, пресмыкающиеся, птицы; правила поведения в лесу; жизнь водоема; жизнь луга; жизнь поля; жизнь сада и огорода; природные объекты.

2 класс (68 ч)

Введение. Что окружает человека (2 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во­да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред­меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от дру­гого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и пи­тание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуа­циях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че­ловек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколе­ния в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, прово­дит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, до­брота. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад­ших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспор­те, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима­тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно­классники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семей­ный фольклор.

Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто­примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур­ные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес­сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про­фессии, значение которых возросло в последние годы (эко­номист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселе­ние в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяй­ственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как воз­никло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы жители Земли (3 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн­це. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества (27 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Тра­вянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко­питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в ле­су. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жиз­ни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жид­кая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти­тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеве­дения). Лекарственные растения луга. Использование и ох­рана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодо­вые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек (3 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Пра­вила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

 кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

 называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

 различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

 узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с

ориентировкой на родной край);

 различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники- травы, лекарственные и ядовитые растения;

 составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

 моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

 конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

 отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

 различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

 проводить несложные опыты по определению свойств воды;

 отличать водоем от реки как водного потока;

 описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

 приводить примеры лекарственных растений луга;

 узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

 отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

 описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

 составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

 приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

 приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Содержание курса «Окружающий мир»

№ п/п

Название раздела (темы)

Содержание учебного раздела (темы)

Количество часов

1.

Введение.

Что окружает человека

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

2ч.

2.

Кто ты такой

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

14 ч

3.

Кто живёт рядом с тобой

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

6 ч.

4.

Россия — твоя Родина

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

13 ч.

5.

Мы — жители Земли

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

3 ч.

6.

Природные сообщества

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

27 ч.

7.

Природа и человек

. Человек – часть природы. «Красная книга». Как беречь природу

3 ч.

Учебно-тематическое планирование по окружающему миру

урока

Дата

Тема урока

Тип урока, вид контроля

модуля

Название раздела

Домашнее задание

1

 

Что окружает человека?

Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос

1

Введение.

Что окружает человека

Уч.с. 5 – 11. Тетрадь печатная с. 3 - 7

2

 

Бывают ли на свете чудеса?

Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос

1

Введение.

Что окружает человека

Уч. с. 12 – 14 Тетрадь печатная С. 9 - 14

3

 

Я, ты, он, она… Все мы люди.

Комбинированный. Творческая работа (рисунок)

1

Кто ты такой

Уч. с. 16 – 20 Тетрадь печатная с. 15 -16

4

 

Наши помощники – органы чувств.

Комбинированный. Текущий

1

Кто ты такой

Уч. с. 21 – 24 Тетрадь печатная с. 17 - 18

5

 

Наши помощники – органы чувств.

Комбинированный. Практическая работа № 1

Опыты на оживление ощущений.

1

Кто ты такой

Уч. с. 25 – 26 Тетрадь печатная с. 17 - 18

6

 

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

Комбинированный. Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос

1

Кто ты такой

Уч.с. 27 – 29 Тетрадь печатная с. 18 - 20

7

 

Что такое здоровье?

Комбинированный. Текущий, фронтальный, индивидуальный опрос

1

Кто ты такой

Уч. с. 30 – 34 Тетрадь печатная с. 18 - 20

8

 

Режим дня. Чтобы не уставать.

Интегрированный

Практическая работа № 2

1

Кто ты такой

Уч. с. 35 – 37 Тетрадь печатная с. 20

9

 

Режим дня. Поговорим о часах.

Составление памятки «Режим дня 2классника»

Комбинированный. Текущий

1

Кто ты такой

Уч. с. 38 – 41 Тетрадь печатная с. 21 - 22

10

 

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

Комбинированный. Дидактическая игра

1

Кто ты такой

Уч. с. 42 - 47 Тетрадь печатная с. 22 - 23

11

 

Закаляться может каждый.

Составление памятки «Правила закаливания».

Комбинированный. Практическая работа № 3

Опыты с термометром: определе-ние температуры воздуха и воды.

1

Кто ты такой

Уч.с. 47 - 49 Тетрадь печатная с. 22 - 23

12

 

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос

1

Кто ты такой

Уч. с. 50 - 52 Тетрадь печатная с. 23

13

 

Почему нужно правильно питаться. О витаминах.

Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно»

Интегрированный

Тестирование

1

Кто ты такой

Уч. с. 53 - 56 Тетрадь печатная с. 24

14

 

Умеем ли мы есть?

Комбинированный. Текущий

1

Кто ты такой

Уч. с. 56 - 60 Тетрадь печатная с. 25 - 26

15

 

Почему нужно быть осторожным?

Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»

Комбинированный. Текущий

1

Кто ты такой

Уч. с. 61 - 66 Тетрадь печатная с. 27 - 28

16

 

Зачем изменить себя?

Комбинированный. Проверочная работа по изученным разделам.

1

Кто ты такой

Уч. с. 67 - 70 Тетрадь печатная с. 29 - 31

17

 

Что такое семья?

Комбинированный.

Практическая работа № 4 Составление семейного генеалогического древа.

1

Кто живёт рядом с тобой

Уч. с. 72 - 78 Тетрадь печатная с. 32 - 37

18

 

Домашнее хозяйство.

Комбинированный. Тестирование

1

Кто живёт рядом с тобой

Уч.с. 79 - 82 Тетрадь печатная с. 38 - 39

19

 

Семейный досуг.

Комбинированный. Текущий

1

Кто живёт рядом с тобой

Уч.с. 83 - 87 Тетрадь печатная с. 40 - 42

20

 

Правила поведения. Какие бывают правила.

Урок-игра. Работа в парах.

1

Кто живёт рядом с тобой

Уч. с. 88 - 94 Тетрадь печатная с. 43 - 49

21

 

Умеешь ли ты дружить?

Комбинированный.

1

Кто живёт рядом с тобой

Уч. с. 95 - 97 Тетрадь печатная с. 43 - 49

22

 

Умеешь ли ты общаться?

Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос

1

Кто живёт рядом с тобой

Уч. с. 98 Тетрадь печатная с. 43 - 49

23

 

Родина – что это значит?

Урок-экскурсия (заочная) № 1 в краеведческий музей. Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч.с. 99 – 103 Тетрадь печатная с. 50

24

 

Прошлое, настоящее, будущее.

Комбинированный. Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч. с. 104 – 107 Тетрадь печатная с. 51 - 52

25

 

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос

1

Россия — твоя Родина

Уч.с. 107 – 109 Тетрадь печатная с. 52 - 53

26

 

Москва – столица России.

Заочная экскурсия № 2 по Москве.

Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч.с. 110 – 114 Тетрадь печатная с. 58

27

 

Москва – столица России.

Комбинированный. Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч. с. 114 – 117 Тетрадь печатная с. 58

28

 

Города России.

Комбинированный. Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч. с. 118 – 131 Тетрадь печатная с. 59

29

 

Родной край – частица Родины.

Комбинированный. Творческая работа

1

Россия — твоя Родина

Уч. с. 132 – 134 Тетрадь печатная с. 60 - 62

30

 

Как трудятся россияне.

Комбинированный. Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч. с. 135 – 139 Тетрадь печатная с. 52 - 57

31

 

О занятиях наших предков.

Комбинированный. Контрольная работа

1

Россия — твоя Родина

Уч.с. 139 – 144 Тетрадь печатная с. 52 - 57

32

 

Все профессии важны.

Экскурсия № 3 на предприятие Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч. с. 144 – 151 Тетрадь печатная с. 52 - 57

33

 

Мы – граждане России. Права граждан России.

Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос

1

Россия — твоя Родина

Уч.с. 152 - 156

34

 

Мы граждане России. Права детей – граждан России.

Комбинированный. Фронтальный, индивидуальный опрос

1

Россия — твоя Родина

Уч. с. 157 - 160

35

 

Россия – многонациональная страна.

Комбинированный. Текущий

1

Россия — твоя Родина

Уч.с. 160 – 167 Тетрадь печатная с. 61

36

 

Твоё первое знакомство со звёздами.

Комбинированный. Текущий

2

Мы — жители Земли

Уч., часть 2 с. 6 – 13 Тетрадь печатная, часть 2 с. 3, 6

37

 

Земля – планета солнечной системы.

Комбинированный. Текущий

2

Мы — жители Земли

Уч. с. 13 – 17 Тетрадь печатная с. 6

38

 

Глобус – модель земли.

Комбинированный. Тестирование

2

Мы — жители Земли

Уч с. 18 – 19 Тетрадь печатная с. 4 - 5

39

 

В некотором царстве. Царства природы.

Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос

2

Природные сообщества

Уч.с. 20 – 22 Тетрадь печатная с. 7

40

 

Грибы.

Составление памятки «Ядовитые грибы»

Комбинированный Текущий

2

Природные сообщества

Уч. с. 23 – 29 Тетрадь печатная с. 7 - 8

41

 

Какие животные живут на Земле.

Комбинированный. Текущий

2

Природные сообщества

Уч. с. 30 – 31 Тетрадь печатная с. 9 - 13

42

 

Разнообразие растений.

Комбинированный Текущий

2

Природные сообщества

Уч. с. 32 – 34 Тетрадь печатная с. 13 - 17

43

 

Условия роста и развития растений.

Комбинированный Практическая работа № 5 Проведение опыта «Как развивается фасоль»

2

Природные сообщества

Уч. с. 35 - 36

44

 

Природные сообщества. Среда обитания – что это такое?

Комбинированный Урок-игра. Работа в парах.

2

Природные сообщества

Уч. с. 38 - 39

45

 

Лес и его обитатели.

Комбинированный Экскурсия № 4 в лес

2

Природные сообщества

Уч. с. 40 – 44 Тетрадь печатная с. 18

46

 

Деревья в лесу.

Комбинированный Текущий

2

Природные сообщества

Уч. с. 45 – 51 Тетрадь печатная с. 18 - 20

47

 

Кустарники леса.

Составление рассказа – описания кустарника

Комбинированный Творческая работа

2

Природные сообщества

Уч.с. 52 - 56

48

 

Травянистые растения леса

Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос

2

Природные сообщества

Уч. с. 56 – 59 Тетрадь печатная с. 20

49

 

Лесная аптека

Комбинированный Практическая работа № 6

2

Природные сообщества

Уч. с. 60 - 61

50

 

Животные леса

Комбинированный Текущий

2

Природные сообщества

Уч. с. 62 – 66 Тетрадь печатная с. 20 - 22

51

 

Птицы – лесные жители

Комбинированный Дидактическая игра

2

Природные сообщества

Уч. с. 67 – 73 Тетрадь печатная с. 22 - 23

52

 

Пресмыкающиеся леса

Комбинированный Проверочная работа по изученным разделам.

2

Природные сообщества

Уч. с. 74 - 76

53

 

Насекомые леса

Комбинированный

2

Природные сообщества

Уч. с. 77 – 79 Тетрадь печатная с. 24

54

 

Правила поведения в лесу

Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос

2

Природные сообщества

Уч. с.79 – 80 Тетрадь печатная с. 26

55

 

Что мы знаем о воде

Комбинированный Работа в парах.

2

Природные сообщества

Уч. с. 81 – 83 Тетрадь печатная с. 28 - 29

56

 

Круговорот воды в природе

Комбинированный

2

Природные сообщества

Уч. с. 83 – 85 Тетрадь печатная с. 29 -30

57

 

Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы

Комбинированный Тестирование

2

Природные сообщества

Уч.с. 86 – 89 Тетрадь печатная с. 30 - 36

58

 

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые

Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос

2

Природные сообщества

Уч. с. 90 – 101 Тетрадь печатная с. 30 - 36

59

 

Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов.

Комбинированный Экскурсия № 5 к водоему

2

Природные сообщества

Уч. с. 90 – 104 Тетрадь печатная с. 30 - 36

60

 

Обитатели солёных водоёмов

Комбинированный Тестирование

2

Природные сообщества

Уч. с. 105 -108 Тетрадь печатная с. 30 - 36

61

 

Луг и его обитатели. Растения луга

Комбинированный Текущий

2

Природные сообщества

Уч.с. 109 – 115 Тетрадь печатная с. 37 - 38

62

 

Луг и его обитатели. Животные луга

Комбинированный Дидактическая игра

2

Природные сообщества

Уч.с. 116 – 124 Тетрадь печатная с. 37 - 38

63

 

Поле и его обитатели. Растения поля

Комбинированный Тестирование

2

Природные сообщества

Уч. с. 125 -133 Тетрадь печатная с. 38 - 41

64

 

Животные поля

Комбинированный Фронтальный, индивидуальный опрос

2

Природные сообщества

Уч. с. 134 – 136 Тетрадь печатная с. 38 - 41

65

 

Сад и его обитатели

Комбинированный

2

Природные сообщества

Уч. с. 137 – 142 Тетрадь печатная с. 42 - 43

66

 

Природа и человек. Человек – часть природы

Комбинированный Проверочная работа по темам раздела

Природа и человек

Природа и человек

Уч.с. 144 – 146 Тетрадь печатная с. 44 - 45

67

 

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга»

Комбинированный Текущий

2

Природа и человек

Уч.с. 146 – 152 Тетрадь печатная с. 44 - 45

68

 

Животные – друзья человека

Комбинированный Контрольная работа

2

Природа и человек

Не задано

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальной школы ЧУ СОШ

«Образование плюс…1»

от ___________ 20__ года № 1

___________ _________

подпись руководителя МО Ф.И.О.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ ______

подпись Ф.И.О.

______________ 20__ года

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.