Итоговая проверочная работа за курс 1–2 класса по предмету «Окружающий мир»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА В ФОРМАТЕ ТЕСТА.
ФИО участника-педагога |
Аушева Елена Васильевна |
Полное наименование организации, район |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина» |
Должность |
Учитель начальных классов |
Номинация |
Тест для учащихся начальных классов. |
Предмет |
Окружающий мир |
УМК |
«Начальная школа XXI века» («Алгоритм успеха») |
Класс (возраст учащихся) |
2 класс (8 лет) |
Контактная информация: Телефон сотовый, рабочий (с указанием кода): |
+7 902 198 12 17 (8182) 66 49 50 |
E-mail: |
1rusanova1994@mail.ru |
Вид урока |
Урок-зачет |
Цель |
Проверка и оценка полученных знаний |
Итоговая проверочная работа за курс 1- 2 класса
по предмету «Окружающий мир».
(оценка индивидуальных достижений обучающихся)
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру во 2 классе, а также достижения метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.
Этап обучения, на котором рекомендовано использование данной разработки – конец второго года обучения.
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Окружающий мир» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
-
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н.Ф. М. Виноградова. - М: Вентана-Граф, 2015.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1-2 классы: методическое пособие/ Н.Ф. М. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2016.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч/Н.Ф. М. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2016.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Структура КИМ
Согласно поставленной цели по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы. То есть предполагается дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, он включает 15 заданий базового уровня сложности, (№№ 1-15). Назначение второй группы – она включает 3 задания повышенной сложности (№№ 16-18) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.
Таблица 1
Блок содержания |
Число заданий в работе |
1. Что окружает человека |
5 |
2. Кто ты такой |
2 |
3. Россия – твоя Родина |
3 |
4. Мы – жители Земли |
4 |
5. Природные сообщества |
4 |
Всего |
18 |
б) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Таблица 2
Уровень сложности |
Число заданий |
Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности |
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый |
15 |
15 |
75% |
Повышенный |
3 |
5 |
25% |
Итого: |
18 |
20 |
100% |
Включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов.
Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса окружающего мира. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно. Чередование заданий из различных блоков активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Задания базового и повышенного уровня оцениваются по таблице 3, представленной ниже:
Таблица 3
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
Итого |
|||||||||||||||||||
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|||
Количество баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
20 |
В рамках данного проекта «Оценка качества начального образования» в период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 80% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Если обучающийся получает за выполнение заданий основной части работы не менее 12 баллов (из 15), то считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
– для заданий базового уровня сложности – до 25 минут;
– для заданий повышенной сложности – до 15 минут.
На выполнение всей работы отводится 1 урок.
План варианта КИМ
В таблице 4 представлен план работы с информацией о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;
ВО – выбор ответа,
КО – краткий ответ (в виде одного или нескольких слов);
РО – развернутый ответ (развернутость и точность ответа)
Таблица 4
№ зада- ния |
Блок содержания |
Контролируемое знание/умение |
Уровень слож-ности |
Тип задания |
Примерное время выполне- ния (в мин) |
Макси-мальный балл за выполнение |
1 |
Природные сообщества |
Знание понятия «природное сообщество «Водоем». |
Б |
ВО |
1 |
1 |
2 |
Мы – жители Земли |
Знание количества материков и океанов планеты Земля. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
3 |
Природные сообщества |
Умение ориентироваться в понятиях: «деревья», «кустарники», «травы». |
Б |
ВО |
1 |
1 |
4 |
Мы – жители Земли |
Первичные знания о Солнечной системе. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
5 |
Что окружает человека |
Умение различать живую и неживую природу. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
6 |
Кто ты такой |
Знание правил безопасного поведения |
Б |
ВО |
3 |
1 |
7 |
Что окружает человека |
Знание явлений природы |
Б |
ВО |
5 |
1 |
8 |
Природные сообщества |
Умение сравнивать природные сообщества;знание представителей растительного и животного мира разных сообществ. |
Б |
ВО |
4 |
1 |
9 |
Что окружает человека |
Умение различать прошлое, настоящее, будущее |
Б |
КО |
1 |
1 |
10 |
Кто ты такой |
Умение различать органы чувств. |
Б |
КО |
1 |
1 |
11 |
Что окружает человека |
Знание понятия «окружающий мир». |
Б |
КО |
1 |
1 |
12 |
Природные сообщества |
Умение ориентироваться в понятиях: «деревья», «кустарники», «травы». |
Б |
КО |
2 |
1 |
13 |
Мы – жители Земли |
Умение называть отличие Земли от других планет Солнечной системы. |
Б |
КО |
1 |
1 |
14 |
Россия – твоя Родина |
Региональный компонент. |
Б |
ВО |
1 |
1 |
15 |
Россия – твоя Родина |
Знание символов Российской Федерации. |
Б |
КО |
1 |
1 |
16 |
Россия – твоя Родина |
Знание основных прав и обязанностей граждан России, прав ребёнка. |
П |
РО |
6 |
2 |
17 |
Мы – жители Земли |
Знание названий океанов. |
П |
ВО |
6 |
2 |
18 |
Что окружает человека |
Умение различать состояния воды как вещества. |
П |
КО |
3 |
1 |
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходимы цветные карандаши и ручка.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
На выполнение работы отводится 1 урок. Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
Рекомендации по подготовке к работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
Отметка «5» – 16 – 20 баллов.
Отметка «4» – 13 – 15 баллов.
Отметка «3» – 10 – 12 баллов.
Отметка «2» – меньше 10 баллов.
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях необходимо будет выбрать только один ответ из нескольких предложенных и обвести нужную букву.
В работе есть задания, в которых надо указать несколько правильных ответов.
В некоторых заданиях потребуется записать ответ в виде слов в специально отведенном для этого месте
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 2 КЛАСС.
Фамилия ______________________________Имя_________________
В заданиях 1- 4 обведи только один правильный ответ.
1. Что не относится к водоёмам?
а) озеро б) река в) океан г) ручей д) бассейн
2. На Земле насчитывают
а) 4 материка, 4 океана в) 6 материков, 4 океана
б) 4 материка, 6 океанов г) 6 материков, 6 океанов
3. Найди растение, которое не относится к деревьям:
а) тополь б) осина в) липа г) сирень д) сосна
4. Солнце – это
а) обитаемая планета в) спутник Земли
б) звезда г) спутник Солнца
В заданиях 5-7 отметь несколько правильных ответов.
5. Что относится к живой природе? Отметь.
а) гриб б) камень в) рыба г) солнце д) радуга
6. Отметь все правила безопасности:
а) Не садись в машину с незнакомым человеком.
б) Не приглашай чужого в дом.
в) Играй со спичками.
г) Влезай на высокие деревья, заборы.
д) Уходя из дома, выключай газ, свет.
7. Из приведенных явлений природы обведи только весенние.
а) Метели.
б) Солнце светит ярче.
в) Ледостав.
г) Ледоход.
д) Медведи впадают в спячку.
е) Выкармливание птенцов.
ж) Листопад.
з) Тает снег, бегут ручьи.
и) Люди ходят в шубах и шапках.
к) Гнездование
8. Соедини цветными стрелками место обитания с животными и растениями.
РЕКА |
МОРЕ |
ЛУГ |
ПОЛЕ |
САД |
клевер |
рожь |
груша |
щука |
кит |
морская звезда |
просо |
вишня |
сом |
В заданиях 9 – 16 закончи предложение.
9. Прошлое – это то, ________________________________________________.
10. Вкус пищи определяют с помощью _____________________________________.
11. Окружающий мир – это то, что _________________________________________.
12. Я знаю этажи (ярусы) леса: верхний – это ______________________________,
средний – это _____________________________,
нижний – это ______________________________.
13. Планета Земля отличается от других планет тем, что ______________________________________________________________________.
14. Отметь профессии, распространенные в сельской местности нашей области.
а) строитель в) пилот
б) животновод г) агроном
15. Символы Российской Федерации – это ___________________________________.
16. Ребёнок имеет право: _________________________________________________
______________________________________________________________________.
17. Отметь названия всех океанов нашей планеты
а) Северный Ледовитый е) Индийский
б) Негромкий ж) Северный Снежный
в) Африканский з) Атлантический
г) Белый и) Тёплый
д) Тишайший к) Тихий
18. Напишите, в каких трёх состояниях может находиться вода: _____________________________________________________________________.
Результаты выполнения работы
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Итого |
Количество баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
20 |
Баллы, набранные учеником |
Учитель:_____________________________ Ассистент:______________________________
Ответы:
1) д
2) в
3) г
4) б
5) а, в
6) а, б, д
7) б, г, з, к
8) РЕКА – щука, сом
МОРЕ – кит, морская звезда
ЛУГ – клевер
ПОЛЕ – просо, рожь
САД – груша, вишня
9) …что уже было (что уже прошло)
10) …языка
11) …всё, что вокруг нас (то, что нас окружает)
12) верхний – деревья,
средний – кустарники,
нижний – травы.
13) …на ней есть жизнь (она обитаема)
14) б, г
15)…герб, флаг, гимн
16) …право на жизнь, право жить в семье, учиться, право на бесплатную медицинскую помощь и др.
17) а, е, з, к
18) в твердом, жидком, газообразном
Наталья Витальевна Касаткина
Аушева Елена Васильевна