Эссе к урокам окружающего мира «Наблюдения в природе»

1
0
Материал опубликован 18 April 2018 в группе

ЭССЕ

На тему: «Наблюдения в природе – основа познания дошкольника»

К концу XX века экологические проблемы заняли одну из лидирующих позиций среди проблем мирового масштаба. Поэтому задача экологического воспитания населения, а особенно подрастающего поколения стала очень актуальна. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте на основе развития познавательной активности, стремления к «самости» - самостоятельности, формирования эмоциональной сферы создаются условия для появления интереса и воспитания осознанно – бережного отношения к окружающему, для формирования основ экологически – целесообразного поведения в природе. Большинство педагогов в качестве основных форм экологического воспитания детей используются наблюдения и труд в природе. Причем, инициатива по выбору объектов, форм, времени наблюдения и труда принадлежит в основном воспитателю, дети лишь выполняют заранее продуманный план педагога. То есть дошкольники рассматриваются не как субъекты, а как объекты экологического воспитания. Такой подход противоречит особенностям современных дошкольников – активных, упрямых деятелей, нацеленных на самостоятельное познание мира, а не восприятие его под непрерывным руководством взрослого. Несоответствие педагогических подходов специфике детей XXI века является одной и причин неподготовленности экологически – целесообразного поведения у большинства старших дошкольников (например, часто наблюдается расхождение между знаниями детей о правилах поведения в природе и их выполнением). На основе описанного выше субъект-объектного подхода к экологическому воспитанию трудно (а то и невозможно) воспитать у детей устойчивый интерес к природным объектам, инициативу по их познанию, осознано – бережное отношение и соответствующее поведение в природном окружении. Основы экологии закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом зависит от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетически и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей. Цель:

Развитие познавательной активности дошкольников. 

 Задачи:

1.Формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам в восприятии природы, эмоциональном отношении к ней.

2.Изучение особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.

Среди разнообразных методов экологического воспитания детей важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить детей выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, находить через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Небольшой опыт и знания ребенка не позволяет ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л.Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Конкретно это означает следующее:

во всех группах ДУ дети знакомятся с небольшим количеством растений помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дети учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки – форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев – это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потолку солнечных лучей). Цветок – это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными. Таким образом, наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Виды наблюдений по П.Г.Саморуковой.

Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3 – 6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя.

Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Организация наблюдений:

Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию о объекте - рассмотреть его, ощутить его характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума – не более пяти человек.

Словестная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначить все то, что видят дети, но словно должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) – от 3 до 10 минут.

Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

- призыв вместе посмотреть что–то интересное;

- ласковая интригующая интонация;

- загадка–описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая – основная – часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыбка открывает и закрывает рот, как прикладывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации. Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием. Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:

- продумать место и время проведения занятия детей вокруг объекта; - убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;

- настроить правильную подсветку и так далее. Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру. Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой: - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; - сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы; - сформированы начала экологической культуры детей; - дети получат практические знания по охране природы; - развиваются речевые навыки детей; - дети учатся экспериментировать, делать выводы

 

                                                     Заключение.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

 В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей,то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.