Набор карточек "Винсент Ван Гог" из серии занятий про Великих художников
Пояснительная записка к
набору карточек «Винсент Ван Гог» с заданиями и головоломками из серии занятий про великих художников, для применения в качестве педагогического игрового приёма, в дополнение к занятиям по изобразительному искусству.
Название карточек: | Набор карточек «Винсент Ван Гог» |
Дисциплина: | Изобразительное искусство |
Тема: | Великие художники |
Раздел: | Винсент Ван Гог |
Рекомендуемый возраст: | 5-7 лет, дошкольный возраст |
Рекомендуемый тип занятия: | Занятие по изучению нового материала и усвоению новых знаний |
Требуемые для работы знания, умения и навыки ребенка: | Умение считать до 20, умение собирать головоломки, умение раскрашивать картинки не выходя за контур, умение сравнивать, оценивать, искать соответствия, умение логически мыслить. |
Ожидаемые результаты: | Обучающиеся: - будут иметь представление о творчестве великих художников; - смогут ориентироваться в творчестве великих художников и знать их самые известные произведения; - смогут улучшить навыки запоминания основных фактов о великих художниках; - будут проявлять самостоятельность, фантазию и творчество в изобразительной деятельности. |
1. Обоснование
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года ставит своей целью создание благоприятных условий для самореализации и развития талантов детей, вовлечения их в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций художественного искусства, содействия эстетическому и нравственному воспитанию путём приобщения к искусству.
Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, но и развитием творческого потенциала и способностей применять полученные знания.
Освоение различных техник рисования, лепки, а также выполнение работ декоративно-прикладного творчества будет способствовать развитию детского воображения. Изучение творчества великих художников с целью ознакомления детей с мировой культурой является одним из средств художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
В рамках программы дополнительного образования осуществляется интеграция разных педагогических приёмов для выстраивания стойкого ассоциативного ряда у детей дошкольного возраста и для лучшего усвоения и запоминания теоретической информации. В том числе применяются и педагогические игровые приёмы усвоения новой информации.
Например, для изучения творчества великих художников я применяю в работе наборы карточек с заданиями и головоломками в дополнение к занятиям по изобразительному искусству.
2. Практическая значимость
Предлагаемый набор карточек «Винсент Ван Гог» с заданиями и головоломками из серии занятий про великих художников может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений, а также учителями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и лепки в дополнение к занятиям по изобразительному искусству для лучшего запоминания и изучения творчества великих художников.
Включение в занятия изобразительной деятельностью игровых приёмов и карточек с головоломками и заданиями помогает детям дошкольного возраста лучше усваивать новый полученный материал, и лучше запоминать новую информацию. Также выполнения заданий и головоломок на карточках помогает мотивировать детей дошкольного возраста на образовательную деятельность, а также удерживать их внимание на выполнении других заданий в течение длительного времени.
3. Инструкция по применению
Набор карточек с названием «Винсент Ван Гог» соответствует теме занятия про известного художника Винсента Ван Гога из серии занятий про великих художников и помогает педагогу познакомить детей с известными картинами этого художника, например картиной «Подсолнухи».
Педагог в течение занятия в качестве смены деятельности или игровой паузы предлагает ребёнку выполнить задания на карточках. Для этого педагог берёт лист с заданием, зачитывает, что нужно сделать в рамках задания и предлагает ребенку выполнить задание.
Педагог может предложить собрать картинку по образцу, предварительно разрезав картинку на кусочки или подобрать элемент, которого не хватает на картине. Также можно выполнять и творческие задания: дорисовать картинку или раскрасить картинку по образцу.
При необходимости педагог оказывает помощь ребёнку, например, помогает разрезать картинку или приклеить недостающие детали на основу.
Использование подобных карточек с заданиями головоломками вызывает у детей только положительные реакции. Карточки выполнены ярко и интересно, так, как любят дети. Для того, что бы усилить мотивацию детей при выполнении заданий на карточках используется любимый многими детьми персонаж – кошечка, которую зовут Маргарита.
На работу с набором карточек «Винсент Ван Гог» с заданиями и головоломками из серии занятий про великих художников, отводится не более 10 минут от занятия.
5. Оценка эффективности использования набора карточек
Применение набора карточек «Винсент Ван Гог» с заданиями и головоломками из серии занятий про великих художников, в качестве педагогического игрового приёма, в дополнение к занятиям по изобразительному искусству показывает хорошие результаты у детей дошкольного возраста.
По итогам мониторинга результатов творческого развития детей видно, что задачи, которые были поставлены выполнены. А в некоторых моментах результаты даже превысили ожидания.
70% обучающихся дошкольного возраста знают биографию и творчество великих художников, могут самостоятельно пересказать факты из жизни великих художников и назвать основные известные произведения великих художников
30% обучающихся дошкольного возраста запомнили фамилии и имена великих художников и могут назвать некоторые их произведения, но не помнят всех фактов из биографии великих художников
100% обучающихся дошкольного возраста могут нарисовать рисунок по мотивам творчества великих художников с использованием подсказок педагога и добавлением своих элементов творчества (небольшое изменение композиции, дополнительные элементы, украшения, придумывание собственных орнаментов, изменение цвета)
У обучающихся сформированы навыки изобразительной деятельности через знакомство с биографией великих художников.
У обучающихся сформирован интерес и потребность к изучению творчества великих художников.
У обучающихся сформированы интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, группировать и классифицировать.
6. Заключение
Подводя итог, важно отметить, что педагогический игровой приём использования набора карточек «Винсент Ван Гог» с заданиями и головоломками из серии занятий про великих художников в дополнение к занятиям по изобразительному искусству способствует успешному запоминанию и усваиванию новой информации у детей дошкольного возраста. Также способствуют развитию у детей положительной мотивации к изучению творчества великих художников, а также к изучению фактов из их жизни и биографии. Я буду продолжать применять данный педагогический приём и на других своих уроках из серии занятий про великих художников.