Начальный период обучения в классе фортепиано
Данная работа посвящена методическим рекомендациям по проведению первых уроков игры на фортепиано. В частности, упражнениям для постановки игрового аппарата, знакомству с инструментом, развитию слуха, ритма, музыкальной памяти, изучению основ музыкальной грамоты на самом раннем этапе обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Начальный период обучения детей в классе фортепиано является очень ответственным и важным этапом в приобщении учащегося к миру музыки. На нем закладываются базовые слуховые и физические ощущения, происходит знакомство с клавиатурой, нотной записью. Это живой, творческий и очень индивидуальный процесс. С самых первых занятий важно вызвать интерес и любовь к музыке. Важно создать простую, доброжелательную обстановку, способствующую дальнейшему творческому развитию ученика. Этот период создает основу для всего последующего музыкального обучения. И если не провести эту работу качественно, то недостатки в обучении на этом этапе могут сказаться даже через длительный период времени.
Фортепианный урок на начальном этапе сочетает в себе:
-Упражнения для постановки игрового аппарата
-Знакомство с инструментом, клавиатурой
-Развитие слуха, ритма, музыкальной памяти, образного музыкального мышления
-Изучение основ музыкальной грамоты
ПОСТАНОВКА ИГРОВОГО АППАРАТА
Необходимо проследить за правильной посадкой за инструментом: определить расстояние, на каком будет стоять стул; положение корпуса и рук, высоту сидения. Высота посадки очень важна, так как она позволяет свободно двигать корпусом, руками, пальцами, что напрямую влияет на звук. Нужно следить, чтобы при игре не поднимались плечи, спина была прямой. Необходима хорошая опора на ноги, пятки должны устойчиво стоять на полу. Маленьким ученикам обязательно подбираем подставку под ноги необходимой высоты. Важно, чтобы ребенок самостоятельно научился следить за правильной посадкой, мог контролировать её в том числе и при домашних занятиях.
Для постановки кисти рук можно использовать следующие упражнения. Берем маленький мяч (можно взять вместо мяча небольшое яблоко, апельсин). Свободно без напряжения обнимаем кистью мяч и, не изменяя формы, переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой руками). Упражнение прививает ощущение формы руки при игре. Можно провести ассоциацию свода руки с «домиком». Попросить не «заваливать» и «прогибать» его, показать «окошечки» между пальцами. Таким образом, ребенок привыкает не смыкать пальцы и держать форму кисти руки. Далее целесообразно проделать упражнение, при котором заставляем каждый палец руки подниматься обособленно. Чаще всего самый непослушный именно четвертый палец, необходимо уделить ему особое внимание. Тут же и знакомим ученика с нумерацией пальцев. Обводим карандашом детскую ладонь, приложенную к листу бумаги, пишем нумерацию на каждом пальчике. Рисунок не только поможет быстро выучить номера, но и может остаться на память о первом уроке и о размере детской руки. Далее уместно выполнить упражнения «колечко», где ученик формирует кружок из пальцев, попеременно смыкая в него первый со вторым, первый с третьим, четвертым и пятым пальцами. Необходимо заострить внимание ученика, что при игре на фортепиано пальцы также должны принимать округлую форму. Потом можно проделать упражнение с карандашом. Ученик формирует из пальца «крючок», освобождает руку, опирается подушечкой пальца на не заточенный конец карандаша и тем самым учится чувствовать кончик пальца и то место подушечки, которым он будет прикасаться к инструменту. С первых уроков важно, чтобы ученик научился чувствовать свои пальцы, не глядя на них, и отдавать приказы к действию именно тем, какими необходимо сыграть в данный момент. Для этого можно проделать следующее упражнение: попросить ученика завести руки за спину и начать прикасаться к разным его пальцам. Ребенок должен угадать, не глядя, к какому именно пальцу прикасается педагог. Это упражнение вносит элемент игры в процесс урока, помогает развивать доверие ребенка к собственным ощущениям. Затем уже преподаватель показывает, как прикасаться к фортепиано, используя третий палец правой и левой рук. С первых прикосновений необходимо прививать культуру звука, следить за гибкостью рук, избегать зажимов.
ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТОМ, КЛАВИАТУРОЙ
При знакомстве с инструментом нужно объяснить происхождение слова «фортепиано», познакомить с устройством инструмента, показать механизм возникновения звука, для чего нужны педали фортепиано. При этом можно смотреть внутрь инструмента и видеть, как молоточек бьёт по струне, как поднимаются демпфера. Объяснить, что низкие звуки нижнего регистра издают толстые струны. Струны становятся тоньше, а звук выше. Самые высокие звуки издают совсем тонкие струны. Их звук нежный и тонкий.
Будет уместно провести ассоциации с образами животных, тембрами других музыкальных инструментов. Это дает почву для фантазии ребенка, он сам может придумать, с каким животным у него ассоциируется тот или иной регистр. Возможно проигрывать разнохарактерные произведения ученику в классе и просить его в качестве домашнего задания нарисовать образ того или иного прослушанного произведения.
При первом знакомстве с клавиатурой обращаем внимание ученика на чередование групп из двух и трех черных клавиш. Находим группу из двух, можно с учеником поиграть кластеры. Далее объясняем расположение ноты «до» на клавиатуре. Если ребенок слишком мал, и ему сложно запомнить, то можно сначала обратить его внимание на ноту «ре», которая находится между двух черных клавиш, ее проще найти. Обращаем внимание, что клавиша «до» повторяется по всей клавиатуре через некоторое расстояние, только будет меняться ее высота. Рассказываем, что расстояние от одной «до» до другой называется октава. Октава содержит семь звуков: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Желательно начать разучивать с учеником счет нот в обратном порядке также с самого начала обучения: «до», «си», «ля», «соль», «фа», «ми», «ре», «до». Потом рассказываем про роль клавиши «до» первой октавы, которая является «пограничником», отделяющем регистры.
Необходимо, чтобы ученик самостоятельно осмыслил, в каком направлении от центра клавиатуры звуки становятся выше, а в каком ниже. Можно поиграть упражнение «Гигантские шаги», чтобы научить ученика быстро ориентироваться на клавиатуре и находить одинаковые звуки в разных октавах. Свободной рукой исполняются плавные октавные скачки третьим пальцем. Начинаем от «до» первой октавы. Важно следить, чтобы ученик не только правильно находил клавиши, но и не зажимался при звукоизвлечении, свободно и смело перемещался по клавиатуре.
После первоначального знакомства с клавиатурой можно перейти к понятию характера исполнения, ритма, метра и темпа. На примере двух трех музыкальных фрагментов объяснить ученику, что музыка в пьесках то «бежит», а то «идет», а иногда практически «стоит» на месте, а также может отличаться по характеру. Поиграть небольшие и яркие музыкальные произведения и предложить ученику самому определить характер (грустный, веселый) и темп произведения, похлопать ритм, ощутить метр предложенных произведений, предложить ребенку придумать собственные ассоциации, чтоб развивать творчески его воображение и фантазию.
Все полезные навыки, связанные со звукоизвлечением, постановкой рук, посадкой, нужно прививать на самом простом репертуаре. Сначала это могут быть пьесы, строящиеся на одной ноте со словами. Также для самых первых шагов подходит первый сборник Джона Томпсона из серии «Легчайший фортепианный курс». Затем, пьесы следует немного усложнять. Для этого периода обучения хорош сборник под редакцией А. Николаева «Фортепианная игра». В этом отношении также полезен сборник И. Корольковой «Крохе музыканту» в двух частях. Здесь подобраны пьесы от самых простых до достаточно сложных для учеников подготовительных и первых классов. Немаловажно, что сборники Корольковой очень красочные и яркие. А также на каждой странице, в доступной для ученика форме, объяснятся различные термины и элементы нотной грамоты.
ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ЗАПИСЬЮ
С первых уроков ученик должен начинать осваивать нотную грамоту. Для более быстрого и эффективного освоения я использую методику Джона Томпсона «Легчайший фортепианный курс». Плюс методики в том, что малыш с первого урока может приступать к игре по нотам. Курс также хорош для развития навыка читки с листа с самого начала обучения и помогает освоить принцип позиционной игры.
Начинаем с кратчайших пояснений. Необходимо познакомить ученика с понятием нотного стана, объяснить, что линейки считаются снизу, поупражняться в определении номера линейки. Показываем на определенную, а ученик отвечает, какая она по счету, первая вторая и т п. Объясняем, что все нотки будут «жить» на линейках и между ними. Показываем, как выглядит нотная запись на примере более крупных произведений.
В своей практике предпочитаю знакомить учащегося сразу со скрипичным и басовым ключами. Необходимо для начала рассказать, что скрипичный ключ «открывает» мир высоких звуков, а басовый - низких. Начинаем с записи звука «до» первой октавы. Когда нотный стан возглавляет скрипичный ключ, «до» пишется ниже его пяти линеек. В басовом же ключе «до» пишется вверху нотного стана. Обратить внимание, что «до» не примыкает к какой-либо линейке, а находится на своей, дополнительной. Для детей совсем маленького возраста стараемся придумывать какие-либо ассоциации: например, «до» - нотка с усиками. Напомнить, что «до» является звуком – «пограничником», разделяющим верхний и нижний регистр. Можно объяснить его роль следующими сравнениями: для высоких звуков «до» является нижней границей, поэтому в скрипичном ключе записываем его внизу от нотного стана. Для низких звуков «до» является верхней границей. Соответственно, происходит его запись сверху от пяти линеек в басовом ключе.
При записи произведений для фортепиано в абсолютном большинстве используется два нотных стана, так как исполнитель преимущественно всегда играет двумя руками. Необходимо сориентировать ученика, где записать партию правой руки, а где левой. Для этого нужно убедиться, что обучающийся хорошо их отличает. Напомнить, что звуки становятся выше в правом направлении от центра клавиатуры, ниже – в левом. Очевидно, что высокие ноты удобнее исполнять правой рукой. Поясняем, что верхний нотный стан предназначен для записи партии правой руки. Левая рука играет более низкие ноты – для записи ее партии используем нижний нотный стан. Если в нотах запись поднимается наверх, то на клавиатуре происходит движение вправо. Вниз – влево соответственно.
Самый первый опыт исполнения произведения по нотам ученик может получить из первого сборника Джона Томпсона. Партия ученика первого номера содержит четыре ноты «до» целой длительности с ритмико-гармоническим сопровождением педагога, представляющим ровную пульсацию, которая облегчает ученику счет. Перед исполнением нужно задать вопрос: к какому нотному стану ближе изображена нота «до»? К верхнему или нижнему? Следующий вопрос логически вытекает из ответа на предыдущий: какой рукой будем исполнять? «До» пишется ближе к верхнему нотному стану. А правой рукой нам удобнее исполнять высокие звуки. Значит, данный номер играем правой рукой. Объяснить, что нотка «до», которая выглядит как белый круг, считается до четырех и называется целой. Учим ровно считать до четырех, выдерживая фортепианный звук. При взятии нового звука нужно перевести взгляд на следующую ноту. Важно проследить, чтобы ученик сразу учился играть глядя в ноты, «читать» партию, не отвлекался на играющую руку, привыкал пользоваться боковым зрением при игре.
Следующий номер предназначен для левой руки. Обращаем внимание ученика на то, что «до» изображена ближе к нижнему нотному стану. В этом и заключается разница в написании «до» первой октавы в скрипичном и басовом ключах. Принцип исполнения тот же, включаем в работу левую руку. Однако ансамблевое сопровождение партии педагога меняется, что создает некое разнообразие.
Третий номер представляет собой ноты «до» первой октавы, написанные в половинной длительности и исполняющиеся попеременно правой и левой руками. Акцентируем внимание на внешнем виде ноты, рассказываем и показываем, что такое «штиль». Сравниваем эти ноты по внешнему виду с целыми и учимся их быстро различать. Вводим понятие «половинная нота» и запоминаем, что такая нота длится два счета.
Следующий номер состоит из четвертных нот «до». Каждый такт содержит по четыре ноты. С каждым тактом меняем исполняющую руку. Вводим понятие четвертной ноты, поясняем, что такая нота длится один счет. Акцентируем внимание на ее внешнем виде и учимся отличать от уже пройденных половинных и целых нот.
Нужно обязательно убедиться, что ученик правильно соотнес разницу во внешнем виде ноты с длиной ее звучания. После этого можно дать понятие размера такта. Объясняем, что нижняя цифра говорит о том, что считаем короткими нотами, имеющими черный цвет (четвертными), а верхняя цифра говорит о том, сколько таких нот в такте может поместиться. Последующие номера как раз иллюстрируют разные размеры.
Плюсами такого начала знакомства с нотной грамотой является развитие координации сразу обеих рук, попеременная игра двумя руками. К тому же, способный малыш может запомнить названия длительностей, попробовать их посчитать и поиграть уже на первом уроке обучения. Обычно знакомство с первыми номерами не вызывает больших сложностей. Ученику нравится исполнять эти пьесы на одной клавише, он четко понимает длину звучания каждой ноты, чувствует ровную метрическую пульсацию, которую создает педагог своим аккомпанементом.
Исполнение первых звуков (в данном случае клавиши «до» первой октавы) лучше всего осуществлять третьим устойчивым пальцем. Необходимо следить, чтобы малыш не боялся смело отрывать руку от клавиатуры, держал свод руки и не зажимался.
Следующий номер называется «Паровоз», в нем добавляется нота «ре». Теперь звуки партии ученика дифференцируются не только по длине, но и по высоте, что усложняет задачу. Номер хорош тем, что чередуются как разные длительности, так и ноты. Также его плюсом является то, что он создает музыкальный образ, хорошо доступный детям, в котором ярко прослеживается ускоряющий свое движение паровозик. Меняем клавишу - меняем исполняющий палец. С самого начала искореняем детскую привычку играть одним пальцем разные по высоте звуки.
Целесообразно предоставлять возможность ученику самому угадывать, с каким новым звуком он знакомится в новом номере. Следующий номер знакомит ученика со звуком «си» малой октавы и усложняет ритмическую задачу.
Далее появляется упражнение, которое исполняется уже на трех клавишах: «до» «ре» первой октавы и «си» малой. Задействованы обе руки, номер записан в двух ключах. Часто ученики начинают путать «ре» и «си». Нужно заострить внимание на отличии: «ре» примыкает к пяти линейкам снизу, «си» – «лежит» сверху.
В следующих номерах вводятся ноты «ми» первой октавы для исполнения правой рукой и «ля» малой для левой руки. Также происходит поэтапное усложнение ритмических рисунков. Более разнообразной и сложной становится и аппликатура.
Постепенно добавляются звуки вниз и вверх от «до» первой октавы по одному. Ученик в скором времени начинает пробовать играть двумя руками одновременно и в равной мере различать ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах.
Сам курс содержит несколько частей. По моему мнению, в практике целесообразно выделять немного времени урока для читки с листа и освоения нотной грамоты, в коем помогает именно первая часть. Плюсы методики в том, что многие номера предполагают исполнение в ансамбле с педагогом. И, пусть они не имеют высокой художественной ценности, но вполне способны заинтересовать ученика. С первых уроков он самостоятельно «играет», чувствует реальную длину длительностей, метр, гармонию, может создать просто музыкальный образ.
Несколько уроков с применением данной методики позволяют быстро и эффективно освоить расположение нот на нотоносцах в обоих ключах, понять принцип расположения нот на нотном стане и почувствовать принцип позиционной игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начальное знакомство с музыкой, инструментом и преподавателем – это важнейший этап в формировании будущего музыканта-исполнителя. Самое главное, у ребенка должен возникнуть интерес, желание научиться играть на фортепиано. Путь от начинающего музыканта до зрелого исполнителя порой долгий и нелегкий. В связи с этим, начинать обучение игре на фортепиано нужно уже в раннем детстве. Необходимо как можно раньше начинать развивать музыкальные способности у ребенка. Данные рекомендации доступны каждому ребенку, независимо от музыкальной одаренности. Ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М: Советский композитор, 1992.- 73 с.
2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л: Советский композитор, 1979. – 352 с.
3. Томпсон Д. Легчайший курс игры на фортепиано – Willis Music, 2005
4. Шмидт–Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л: Музыка, 1985 – 71 с.