ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Дугонина Анастасия Юрьевна35
Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Особенности организации обучения в адаптационный период

В последнее десятилетие XX в. в системе начального образования утвердился принцип личностно-ориентированного обучения. Среди прочих характеристик он предполагает внимание учителя к особенностям протекания адаптационного периода, построение педагогического процесса природосообразно, то есть с учётом индивидуальных характеристик каждого первоклассника. Первоклассник, начав учиться, попадает в новые социальные условия: другая социальная среда, незнакомый коллектив, нетипичная для вчерашнего дошкольника деятельность, новые роли (ученик, одноклассник, член школьного коллектива), которыми он не владеет.

Поэтому первые месяцы его нахождения в школе связаны с привыканием к этим условиям. Адаптация с точки зрения физиологии и психологии – явление положительное, она позволяет организму приспособиться (привыкнуть) к изменившейся среде обитания, повысить устойчивость индивида к обычным проявлениям среды, принять её законы.

Вместе с тем следует отметить, что затянувшийся процесс привыкания, протекающий болезненно и трудно, отрицательно влияет на человека, его самочувствие, эмоциональное состояние, отношение к деятельности. Это становится причиной негативных проявлений ребёнка (асоциальное поведение, непослушание, капризы, замкнутость). Более серьёзные нарушения приводят к возникновению стрессов и нервных срывов. Этого можно избежать, если учитель правильно организует обучение в адаптационный период, бережно относиться к тем детям, которые не могут быстро привыкнуть к школе, учителю, одноклассникам, не сразу принимают требования незнакомых взрослых.

Чего учитель часто не учитывает?

Во-первых, упускается из виду, что первоклассник по своему психическому развитию ещё не стал младшим школьником и к нему нельзя предъявлять те же требования, что к учащимся других классов начальной школы. Учащийся 6-7 лет находится как бы на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту, и ему нужно помочь преодолеть успешно этот кризисный период.

Во-вторых, ученик первого класса ещё не овладел деятельностью, которой он начал заниматься в школе: он не умеет учиться. Это проявляется во многом. Ребёнок не может выдерживать сразу предлагаемую нагрузку, он недостаточно внимателен, у него не сформирована произвольность поведения, усидчивость.

В-третьих, весьма актуальной для учащегося первого класса остаётся деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, - игра. А учитель часто задаёт продолжительную однообразную деятельность, с ней ребёнок справиться пока не может. Например, невыносимо трудно шестилетке целый урок писать или читать по слогам.

Всё это приводит к тому, что ребёнок теряет интерес к учению, становится равнодушным, неконтактным, а подчас и агрессивным. Поэтому необходима особая организация процесса обучения, в адаптационный период. Здесь важно ответить на два вопроса: как построить учебный день первоклассника, чтобы его адаптация прошла успешно, и как строить взаимоотношения учителя с детьми и детей между собой? Ответ на первый вопрос дан в ряде рекомендаций Министерства образования и науки РФ. Например, рекомендуется в течение двух первых месяцев проводить не по четыре, а по три урока в день (при пятидневной учебной неделе). При этом время пребывания в школе не изменяется, меняется характер деятельности школьников. Это время занимает разнообразная интересная деятельность вне класса и школы, которую организует учитель или воспитатель.

 

Направление учебно-воспитательной работы

Физическое развитие школьников и охрана их здоровья.

Физиологи обеспокоены тем, что с началом обучения в школе снижается физическая активность ребёнка, развивается гиподинамия. Дети много времени проводят в статистической позе, поэтому быстро устают и теряют сосредоточенность. Чтобы освободиться от усталости, организм начинает «принимать меры»: ребёнок ёрзает, часто меняет положение, отвлекается. Физминутки, которые учитель проводит во время урока, не решают эту проблему, так как, во-первых, слишком кратковременны, а во-вторых, проводимые упражнения касаются только отдельных групп мышц.

Особенно важно поддержать двигательный режим школьников в первые месяцы обучения, когда идёт резкое изменение привычной жизни ребёнка. Нужно использовать любые возможности урока. Например, дети могут беседовать об осени, сидя за партами, а могут сесть на ковёр вокруг учителя и представить, что они на лесной полянке. Во-втором случае их поза будет менее статичной, а значит, дети не будут переутомляться. Многие задания по родному языку и математике можно проводить стоя в кругу, шеренге.

Важно продумать двигательный режим во время перемен. Есть интересный опыт организации музыкальных переменок, в процессе которых несколько минут дети произвольно двигаются под музыку. Во многих школах в коридорах организовываются спортивные мини-залы. Здесь есть лесенки, небольшие качалки. Даже несколько минут занятий на физкультурных снарядах снимают усталость и предохраняют организм ребёнка от гиподинамии. Интересен метод использования для динамических пауз изобразительной деятельности. Например, на стенах коридоров прикрепляются доски, на которых дети во время перемен рисуют цветными мелками. При этом они стоят, передвигаются, двигают руками, то есть совершают разнообразные полезные движения. Все перечисленные приёмы доступны любому образовательному учреждению.

Целесообразно каждый день проводить физические упражнения и спортивные игры (в спортивном зале, на пришкольном участке). Возможные варианты игр учитель может найти в методической литературе. Это могут быть игры небольшой подвижности («Каравай», «Займи место», «Встань по росту»), а также с использованием бега, пролезания, увёртывания и других движений («У медведя в бору», «Гуси», «Два мороза», «Догонялки», «Бег в мешке»). Хорошо, если есть возможность организовать посещение бассейна, обучение детей катанию на лыжах и коньках, спортивные соревнования с участием родителей.

 

Развитие культурно-гигиенических навыков и культуры поведения.

К сожалению, многие современные дети не владеют навыками самообслуживания. С первых дней у первоклассников возникают проблемы с одеванием: они не помнят, где повесили свою одежду, куда задевалась варежка, почему стоит только один ботинок. Всё это осложняется тем, что сейчас родителей не пускают в школу, и дети вынуждены одеваться самостоятельно. Возникают проблемы и с питанием в школьной столовой, и с организацией своего рабочего места в классе.

Чтобы помочь детям усвоить правила поведения в школе, имеет смысл учителю обратиться к играм, в которые они играли в дошкольный период развития. И девочки, и мальчики с удовольствием играют в дидактические игры-соревнования: «Кто быстрее оденет куклу», «Кто быстрее застегнёт пуговицы», «Как сложить одежду». Можно проводить и незнакомые детям игры: «Оденьте друг друга», «кто быстрее пришьёт пуговицу (поставит заплатку)», «Накроем стол к обеду (чаю, ужину)», «Принимаем гостей». Для таких игр в первые месяцы школьной жизни целесообразно использовать четвёртый урок, который не должен быть связан с учебной нагрузкой школьника.

Для лучшей ориентировки в школе уже в первые дни сентября можно провести экскурсию для ознакомления детей с образовательным учреждением. Они знакомятся с помещениями школы, слушают рассказ об их назначении, запоминают правила поведения в столовой, раздевалке, туалете. Интересы для детей игры, в которых они разыгрывают роли школьного персонала (директора школы, няни, библиотекаря, старшеклассника, буфетчицы, повара). Например, школьники разыгрывают сценки-диалоги «Спроси у…», «Сходи в…», «Узнай у…».

 

Расширение и обогащение чувственного опыта школьников.

Период адаптации к школьной жизни идёт значительно легче, если уже с первых дней они чувствуют себя членами коллектива. Сплочению детей помогают совместные мероприятия, общая деятельность. В это время проводятся экскурсии и целевые прогулки. Их тематика: «Золотая осень в лесу (парке, саду, поле, цветнике)», «Улицы нашего города (села)», «Правила дорожного движения», «Дорога от школы до…». Первоклассники могут побывать (конечно, с учётом местных условий) на фабрике игрушек, в мастерской «Ремонт обуви», на кондитерской фабрике, посетить тепличное хозяйство и ферму.

У современных младших школьников, которые увлекаются просмотром телевизора, компьютерными играми, конструированием из готовых деталей, наблюдается небогатый чувственный опыт. Они пользуются в основном зрением и слухом и не обращают внимание на существенные признаки предметов, которые характеризуют их запахи, вкусы, особенности материалов. Бедность ощущений приводит к тому, что дети не владеют системой сенсорных эталонов, не умеют сравнивать, сопоставлять, строить сериационные ряды, определять на глазок величину, форму объектов.

Это ставит перед учителем важную задачу – расширить, уточнить, обогатить чувственный опыт первоклассников. Хорошее средство для решения этой задачи – различные дидактические развивающие игры, такие как «Угадай по голосу», «Что звучит», «Что изменилось», «Угадай на ощупь», «Оркестр». Интересно проходят словесные дидактические игры, в основе которых тоже лежит имеющийся  чувственный опыт ребёнка, умение узнать по описанию предмет и самому дать такой рассказ-загадку, чтобы предмет был узнаваемым. Это могут быть тематические описательные рассказы-загадки «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Звери», «Мебель», К примеру, ребёнок составил такой рассказ-загадку о времени года: «В это время дети не ходят в школу, а только купаются и загорают на речке, потому что тепло и жарко».

Для дидактических сенсорных игр можно использовать и игрушки, картинки, различные предметы. Допустим, в мешочек складываются предметы, сделанные из различных материалов,- плюшевая и пластмассовая игрушки, стеклянный и деревянный шарики, шерстяные, шёлковые, бархатные тряпочки и предметы. Ученик должен взять предмет в руку и, не вынимая его, определить, что это, и из какого материала сделано.

Все эти игры уместно проводить на специальных уроках, а также вне уроков.

 

Развитие воображения и творчества детей.

Уроки творчества стали достаточно распространены в начальной школе, однако они тоже носят для детей принудительный характер, так как ограничены чётким заданием учителя, от  которого нельзя отступить. Такая позиция, особенно в первые дни пребывания ребёнка в школе, сковывает его инициативу и снижает творческие проявления. Поэтому столь важно для развития творческих способностей использовать непроизвольные ситуации, которые выходят за строгие рамки школьного урока. Уже в первые месяцы школьной жизни дети могут участвовать в театрализованных играх, концертах, конкурсах художественной самодеятельности. Начать можно с разыгрывания знакомых школьникам потешек, небольших сказок, юмористических сценок из школьной жизни. Не нужно уделять особое внимание внешнему антуражу: декорациям, костюмам, длительным репетициям. Лучше, если это будут небольшие импровизации с элементами костюма (шапочка, хвостик, усы). Чтобы получился стройный спектакль, роль ведущего целесообразно поручить взрослому (например, родителю). Главное, чтобы дети взяли интересную для них роль и разыграли её по-своему.

Таким образом, выделяются следующие формы организации учебно-воспитательной работы в адаптационный период:

-экскурсии (целевые прогулки);

-урок-игра;

-урок-диалог;

-урок-импровизация;

-театрализованные игры.

Все они могут проходить в рамках учебной программы по любому предмету, было бы желание учителя.

 

Как строить взаимоотношения учителя с детьми и детей между собой.

Всем известно, что, как правило, проблемы адаптационного периода связываются школой, учителем, родителями с интеллектуальным уровнем развития ребёнка, с его готовностью к овладению предметными знаниями-умениями. Однако психологи, которые исследуют причины дезадаптации ребёнка к обучению в школе, утверждают, что они кроются не только в интеллектуальной сфере. Многие дети испытывают серьёзные трудности в установлении межличностных отношений со взрослыми, с одноклассниками. (Г.Цукерман, К.Поливанова, Е.Кравцова, Н.Шкуричева). Устанавливается реальная связь между благополучием ребёнка в школе и сформированностью у него умений строить деловые и эмоциональные отношения: умение слушать и слышать; адекватно реагировать на просьбу, инструкцию, предложение; способность вступать во взаимодействие и строить совместную деятельность; умение разыгрывать разные социальные роли в новом коллективе (лидер, подчинённый, исполнитель, контролёр). Если не начать процесс развития или корректировки этих явлений в самые первые дни пребывания ребёнка в школе, то могут возникнуть непредвиденные трудности в это время.

Во многих современных исследованиях особое внимание обращается на необходимость использовать такие формы организации обучения, которые позволяют детям объединиться парами, группами, большими коллективами. В процессе такой совместной деятельности формируются важнейшие качества личности школьника: умение договариваться, распределять обязанности, оценивать долю своего участия в общем труде, осознавать свою ответственность за его результаты. Дети с удовольствием объединяются для совместной деятельности, только не всегда могут правильно её строить. Для этого нужны особые условия. Например, пара первоклассников получает задание нарисовать варежки. В результате варежки должны получиться одинаковыми. Или: группа детей составляет совместный рассказ – описание животного. Или: классный коллектив делает общую картину «Осень» - одни рисуют пейзаж, другие вырезают листочки, третьи их наклеивают. В результате совместной деятельности – общий результат.

Преимущества всех этих форм организации очевидны: во-первых, они интересны детям; во-вторых, позволяют установить хорошие взаимоотношения между детьми; в-третьих, помогут учителю понять особенности межличностных отношений школьников и регулировать их.

Учитывая то, что дети мало знакомы, ещё не сформировались их взаимоотношения, нужно помочь им познакомиться друг с другом, установить контакт, наладить дружеские отношения. Для этого очень важны совместные игры, беседы, диалоги. Все эти занятия целесообразно проводить во внеучебной обстановке (расположить на ковре, сдвинуть парты, свободно передвигаться по классу).

Прежде всего, нужно провести игры типа «Давайте познакомимся», которые позволят детям больше узнать друг о друге (кто что любит, у кого какая семья, как проводит свободное время). Вот тематика таких игр-рассказов: «Кто я такой», «Где я живу», «Моя семья», «Узнай по описанию», «Портрет моего друга», «Твоя любимая сказка», «Твой любимый мультфильм», «Что я люблю делать», «Моя любимая книга (игра, телепередача)», «Моя собака (кошка, рыбы, хомяк)». Большой интерес у детей вызывают игры-диалоги с использованием телефона-игрушки. Учащиеся выбирают роли и разыгрывают телефонные диалоги: «Разговор с мамой (другом, знакомым)», «Поздравление с днём рождения бабушки (друга, знакомого)», «Поздравление с праздником», «Приглашение в гости», «Вызов врача», «Звонок в справочное бюро»,

В адаптационный период очень важным является установление отношений между учителем и детьми. Можно охарактеризовать их как весьма тонкие, поскольку любое неправильное действие учителя может привести к их нарушению: положительное эмоциональное восприятие школы сменяется на отрицательное.


На что должен обратить внимание учитель?

1. Прежде всего учитель должен быть доброжелательным, улыбчивым, приветливым, добродушным – человеком, с которым приятно заниматься любой деятельностью: учением, игрой, беседой.

2. Учитель должен быть убеждён в том, что каждый ребёнок может иметь право быть индивидуальностью, и особенности его личности принимаются педагогом как ценность (почему мы никогда не критикуем ребёнка за то, что у него голубые глаза, но его медлительность вызывает отрицательные эмоции у учителя).

3. Система педагогических влияний должна строиться на оптимистической гипотезе – уверенности учителя в том, что у школьника всё получится, что ему всё будет удаваться, только ему нужно помочь проявить свои достоинства и способности. Именно поэтому не допускается система отметок в первом классе, а рекомендуется положительная вербальная оценка. Именно поэтому нужно учитывать индивидуальный темп обучения первоклассника, то есть одному предоставить возможность быстро продвигаться вперёд, а другому – «спешить медленно».

Всё сказанное хорошо известно любому учителю, только не каждый реализует это в своей деятельности. Поэтому и возникают у младших школьников школьные проблемы, в том числе и в адаптационный период.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Поблагодарить автора 1 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.