Статья «Камерный ансамбль в классе фортепиано»
Практика аккомпанемента - одно из средств, приобщения учащихся к живому музицированию. Звуки виолончели, вокала - всё это обогатит сознание ученика, если умело выбирать репертуар.Начинать занятия аккомпанементом следует после получения учащимися необходимых навыков игры на фортепиано. Педагог должен дифференцированноиподходить к обучению учащихся по музыкальным способностям, возрасту, уровню общей подготовки. Как должно проходить знакомство с первым аккомпанементом? Разумеется, учащийся на этом этапе ещё не играет сопровождение с листа, а медленно, шаг за шагом, внимательно знакомится с задачей, порученной в данном произведении фортепианной партии. На этом первом этапе обучения он должен ясно осознать, что то, что он исполняет, является лишь частью данного музыкального целого и к тому же - частью дополнительной. Потому очень уместно, если учитель наряду с первыми домашними заданиями по аккомпанементу предложит в качестве параллельного задания - разучить и мелодию солиста или хотя бы наиболее значительные эпизоды. Как только юный пианист сможет свободно играть свою партию, следует поставить перед ним задачу научиться при игре следить глазами за партией солиста. Это можно контролировать разными способами: в то время как ученик исполняет аккомпанемент, преподаватель играет сольную партию. Другое интересное задание: левой рукой играть свою партию, правой - партию солиста. На этой стадии подготовки учащийся должен осознать, что ему необходимо приспосабливаться к исполнению солиста. Вместе с тем аккомпаниатор приближает чисто специфические особенности вокалиста брать в определённых местах дыхание, допевать и дослушивать до конца, выдерживать ферматы, паузы, поддерживать темп, характер, кульминацию в аккомпанементе. Очень важно научить ученика умению не только следить за текстом, но ажно уметь "поймать" солиста в любом такте произведения. Это трудная задача, так как необходимо быстро ориентироваться в тексте, знать весь музыкальный материал. Обучение аккомпанементу выполняет ещё одну очень важную миссию: учащийся близко знакомится с инструментами, имеющими отличную от фортепиано специфику звучания регистров. Динамика фортепиано должна в аккомпанементе постоянно приспосабливаться.