Открытый урок на тему «Организация пианистического аппарата в начальный период обучения игре на фортепиано»
Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия N 70»
План открытого урока по фортепиано по теме:
«Организация пианистического аппарата в начальный период обучения игре на фортепиано»
Выполнил:
педагог дополнительного образования Кроха Е.С.
Новокузнецк, 2021.
Тема: Организация пианистического аппарата в начальный период обучения игре на фортепиано.
Цель:
Формирование и развитие пианистического аппарата на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
Задачи:
1) обучить учащегося приемам игры на фортепиано;
2) развивать взаимосвязь музыкально-слуховых представлений с приемами звукоизвлечения;
3) воспитать у учащегося интерес к музыкальным занятиям.
Введение.
Перед обучением детей игре на фортепиано, педагог должен обогатить запас их музыкальных впечатлений, научить слушать музыку, переживать ее, привить элементарные навыки восприятия музыки. На основе песенного материала педагог развивает первые музыкальные впечатления. Связанная со словом, с определенным текстом, музыка детских песен передает конкретный образ, вызывает определенное эмоциональное отношение к нему и становится основой приобретения первых музыкально-слуховых и пианистических навыков.
Ход урока.
Полезно проделать упражнения для освобождения нашего аппарата от скованности, найти и закрепит осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата.
Скелетончик: -плечевой пояс: «Цыганочка»;
- руки: бокс, дирижирование, мельница, полет бабочки;
- кисть: «Поймать , выжать платочек», «До свиданья», встряхнуть кистью
как после мытья;
- пальцы: щелчки, покатать шарик.
Следующий этап – занятия на инструменте. Организовать движения учащегося таким образом, что бы воспитать у него правильное отношение к фортепиано, как к «поющему инструменту». Готовые звуки инструмента не требуют слуховых усилий, звук фортепиано быстро угасает, преодоление природы ударности фортепианного звука требует слухового внимания. Приступая к этому этапу, следует позаботится о правильной посадке ученика за инструмент.
Три точки опоры: - ноги: упираются в пол или скамеечку;
- сиденье стула: локоть вровень с кистью, не ниже клавиатуры, на
расстоянии вытянутой руки;
- пальцы: спина прямая, локти не прижимать, отвести немного в
стороны, несколько впереди груди. Пальцы слегка закруглены
упираются кончиками в клавиши.
Главным ощущением правильности осанки, должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержка всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка мышц спины – одно из главных условий « неутомляемости пианистического аппарата».
Играем упражнения из сборника английского пианиста и педагога Э.-М. Барнем «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день». Многие люди делают утреннюю зарядку, перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны проделать наши пальцы, перед тем как начать заниматься. Дети любят музицировать, но не любят заниматься техническим упражнениями. Они считают это нудным и скучным делом, зато им нравится заниматься физкультурой - бегать, прыгать, это любовь к движениям и положена в основу сборника. Цель этой книги – помочь развить сильные и гибкие руки пальцы. Книга замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден оригинальный и точный психологический подход к детскому восприятию. Ученики получают счастливую возможность подвигаться не только дома, но и на уроке, оживить свое тело, свои ощущения и мысли. Усиливает этот эффект удачное графическое оформление серии. Все упражнения написаны в До – мажоре, это облегчает начальный этап работы. Все упражнения автор советует играть двумя артикуляционными приемами – легато и стаккато. Легато двух типов : 1) гладкое, ровное; 2) очень связное. Стаккато тоже двух типов : 1)острое; 2) деташе(отдельно взятые звуки в половину длительности).
На уроке мы исполняем с 1 по 6 упражнения из данного сборника.
На следующем этапе занятия, мы исполняем произведение Ф. Рыбицкого «Кот и мышь». Сочетание острого и цепкого стаккато с легато и переносом руки в разные октавы, для развития координации.
Далее исполняем ансамбль с педагогом Агафонников «Вальс». Сочетание певучего легато и мягкого стаккато на конце фраз, плюс тенуто – дают нам образ легкого вальса.
Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент начального обучения, активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. При исполнении ученик привыкает к гармонической поддержке в партии которой исполняет учитель. Формируются навыки свободных движений каждой руки в своей партии - пластичные, ритмичные движения рук, при передаче мелодии другой руке.
Последней частью занятия, мы исполнили пьесу С. Майкапара « Дождик».
В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой», она описывает как, работает над пьесой со своими учащимися. Рассказывая о дожде, она представляет детям, как капельки падая в разные места, звучат по – разному. Попутно говорит о трех приемах стаккато. Портаменто (ленивое стаккато – отскакивает от твердой почвы), тенуто ( мягкое погружение в клавишу) впитываются в мягкую сухую почву – правая рука. Острое стаккато – левая рука – попала в лужу, отпрыгивает и булькает.
Ребенок легче усваивает штрихи, если они идут от этого образа.
Для усвоения ритма используется подтекстовка, придуманная детьми:
Дождь, отстань, перестань, отпусти гулять,
Не стучи, замолчи, мы хотим играть!
Не стучи, замолчи, льешь с каких ты пор!
Не стучи, замолчи, мы хотим во двор!
Не стучи, молчи! Все стучит, стучит…
Дождь отстань, перестань, мы хотим играть,
Не стучи, замолчи, отпусти гулять!
В заключении ребенку задаются вопросы: «Какие задачи мы ставили на уроке?», «Что получилось, что не получилось?»
Предполагаемый вывод:
Принципы на которых следует развивать пианистический аппарат, что бы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки следующие:
Гибкость и пластичность аппарата.
Связь и взаимодействие всех участков при ведущих и активных пальцах.
Целесообразность и экономия движений.
Управляемость техническим процессом.
Звуковой результат ( как необходимый итог).
При работе с учеником, следует в той или иной степени развивать перечисленные
принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно затруднителен, а иногда останется только на «словах».
Совершенствуя, в дальнейшем все участки пианистического аппарата, работая над их независимостью, следует базироваться на тех же принципах, не разрушая их, а только подкрепляя более высоким качеством.