Начальный этап работы над гаммами в классе специального фортепиано
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
городского округа ЗАТО п. Горный
Методическая работа:
Начальный этап работы над гаммами
в классе специального фортепиано.
Составила: преподаватель по классу фортепиано Лавриненко А.А.
п. Горный
2022 г.
Содержание.
В в е д е н и е.……………………………………………….. 3 стр.
I. Значение гамм в игре на фортепиано………………………5 стр.
II. Порядок изучения гамм…………………………………….7 стр.
III. Начальный этап работы над гаммами……………………. 8 стр.
Подготовительные упражнения………………………..10 стр.
Подкладывание первого пальца………………………..11 стр.
IV. Игра гамм…………………………………………………..13 стр.
V. Аппликатура………………………………………………..15 стр.
З а к л ю ч е н и е...…………………………………………..17 стр.
Список используемой литературы……………………………18 стр.
Введение
Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой
составной частью воспитания пианиста. В начальный период обучения
закладывается фундамент пианистической техники, формируются и
совершенствуются навыки игры на инструменте. Игра гамм развивает
такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность
звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и
самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в
партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.
Кроме решения узкотехнических задач, изучение гамм позволяет
овладеть определенными формулами фортепианной техники, ведь, как
известно, гаммовый комплекс - это основа фактуры классических
произведений, таких как сонат В.Моцарта. М. Клементи, Й. Гайдн, Л.В. Бетховен и др. Так же гамма является основой инструктивной этюдной литературы. По выражению Г.Г.Нейгауза : «Готовить своего рода «заготовки», «полуфабрикаты» для фортепианных пьес».
Цель данной работы - показать важность начального этапа изучения
гамм, определить последовательность методов работы над гаммами.
В работе ставятся следующие задачи:
- освоение, накопление и совершенствование технических навыков;
- выработка аппликатурных формул;
- освоение ладо-тональной системы в теории и на практике;
- воспитание умения грамотно работать над техническим материалом,
добиваясь скорейшего достижения поставленной цели;
Для решения поставленных задач используются следующие формы и
методы:
- применение теоретических знаний на практике;
- теоретический разбор строения гамм;
- подготовительные упражнения, игра каждой рукой отдельно;
- игра на legato;
- упражнения на подкладывание и перекладывание пальцев;
- игра гамм двумя руками;
- освоение аппликатуры;
Значение гамм в игре на фортепиано
Музыкальное воспитание юных пианистов невозможно без определенных
технических навыков. «Техника» от греческого «Techne» – искусство,
мастерство. Это мастерство достигается путем постоянной работы не
только над художественными произведениями, но и на специальном
инструктивном материале. Работа над этюдами, различными
упражнениями, гаммами – является одной из составляющих успешного
освоения технических навыков учащимися.
Изучение гамм, арпеджио, аккордов является обязательной частью
музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших классах
детской музыкальной школы и продолжается в консерватории. Они
«одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому
ученику и даже опытному, искусному исполнителю,- замечает К. Черни.-
Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах
сделается излишним»1. Гаммы (как и всякие упражнения) осваиваются
сравнительно легко, и сразу же начинают «работать» на выработку
и накопление технического мастерства, приносить плоды. Кроме того,
в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук,
здесь задействованы обе руки: и левая, и правая упражняются
и развиваются одновременно.
Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.
Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих
причин:
- гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый,
мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и
минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и
минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический,
____________________________
1 Цит. по: Корыхалова Н. Играем гаммы. М., 1995, с.6.
усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную
сторону тонов-полутонов – интервалику, осваивают кварто-квинтовый
круг тональностей).
- гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата
(вырабатывается пальцевая четкость, ровность, беглость).
- гаммы - помогают освоить основные формулы фортепианной техники.
- гаммы – нужны для понимания основных закономерностей
аппликатуры.
- гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей
ориентации в ней.
- гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических
представлений ( учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с
названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность,
аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио …).
Порядок изучения гамм
Существует несколько методических рекомендаций. М. Лонг советует
начать изучение с хроматической гаммы.2 Она элементарна по своей
структуре (играются все звуки подряд), подкладывание первого пальца
совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность
прикосновения, ловкость и гибкость первого пальца. Другой вариант –
начать с гамм имеющих наименьшее количество знаков, т.е. от до
мажора двигаться по квинтовому и квартовому кругу тональностей.
Такой порядок имеет свои преимущества – дает ясное представление о
расположении всех 24 тональностей. Но, как известно, до-мажорная
гамма трудна в исполнении. С точки зрения технического освоения
лучше начинать с си мажора для правой руки и ре-бемоль мажора для
левой. В этих гаммах присутствует «формула Шопена»:
Минорные гаммы можно учить как параллельные мажорным (С-dur –
а-moll, G-dur – e-moll и т.д.), или как одноименные (С-dur – с-moll, G-dur
– g-moll и т.д.). Иногда можно изучать гаммы согласно учебному
репертуару учащегося, т.е. работать над гаммами в тех тональностях, в
которых написаны произведения. Какой из вариантов выбрать - следует
решать, опираясь на способности и возможности учащихся. Одним будет
проще ориентироваться на белых клавишах, других не испугают черные.
______________________________
2 Цит. по: Корыхалова Н. указ. соч., с.19
Начальный этап работы над гаммами
К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда учащиеся уже
ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с определенными
навыками игры на инструменте. Некоторые видные пианисты-педагоги
(Е. Гнесина) рекомендуют начинать играть гаммы как можно позже,
через год или даже через два.3 Лучше всего приступать к гаммам, когда
хорошо освоены пятипальцевые последования legato.
Приступая к изучению гамм, необходимо дать ученикам некоторые
теоретические понятия:
- “Звукоряд”– “звук” и “ ряд”, это звуки, расположенные в ряд или по
порядку. Проговорить, пропеть и поиграть звукоряды от разных звуков.
- «Мажор» и «Минор». Можно для сравнения сыграть две одноименные
гаммы (к примеру, C-dur и c-moll), провести сравнительный анализ
ощущений, вызываемый этими гаммами и закрепить, что в первом случае
звукоряд, выражающий радостные, приподнятые эмоции относится к
мажорному наклонению и есть Мажор, а во втором – Минор, т. е.
звукоряд, вызывающий противоположные эмоции, относится к
минорному наклонению.
- объяснить соотношение тонов и полутонов в гамме (мажор – 1т. 1т.
1/2т. 1т. 1т. 1т. 1/2т., минор – 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.).
- дать понятие устойчивых и неустойчивых, опорных и неопорных
звуков, попеть и поиграть их вместе с учеником.
Начав знакомство с гаммами, нужно вводить буквенное обозначение, тем
самым повышать профессиональный уровень учащихся.
Прежде чем начать изучать гамму «руками», нужно изучить ее
«головой». Можно воспользоваться рекомендацией австралийского
________________________________
3 Гнесина Е. Фортепианная азбука. М., 1978, с.4
преподавателя Ричарда Канта, адаптировав ее для учащихся младших
классов. «Одним пальцем, одну октаву, отдельно каждой рукой. Сыграть
гамму и произносить вслух название играемой ноты. Еще раз сыграть
гамму, но на этот раз произносить вслух название интервала между
соседними нотами (т.е. для мажора: тон - тон - полутон - тон - тон - тон -
полутон или большая секунда - большая секунда - малая секунда -
большая секунда - большая секунда - большая секунда - малая секунда).
Цель: выучить названия нот гаммы, называть черные и белые клавиши
как диез/бемоль (например, в гамме соль-бемоль мажор, белая клавиша,
которую мы обычно называем Си, на самом деле называется До
бемоль).»4
Выучив одну гамму, запомнив ее звучание, следует остальные гаммы
подбирать по слуху. Это принесет гораздо больше пользы, чем показ и
объяснение педагога или обращение к пособию по гаммам. «Только…
самостоятельно добытое знание бывает по-настоящему прочным»5
___________________________________
4 Ричард Кант. "METHOD OF PRACTISING SCALES". http://www.muz-urok.ru/k_uroku_muzyki.htm
5 Корыхалова Н. указ. Соч., с. 9.
Подготовительные упражнения
Усвоив строение гаммы, переходим к ее игре. Дальше будем осваивать игру гамм одной рукой. Для этого поучим несколько упражнений:
– Игра по позициям.
Первая группа – трихорд – играется 123 пальцами, вторая группа –
тетрахорд – 1234. Этот пример дан для правой руки, левая играет в
«зеркальном» расположении, т.е. той же аппликатурой, но при
движении вниз.
- Игра кластерами. Те же группы нот гаммы играть вместе (как аккорд)
пальцами 123, затем смещая руку в бок, играть пальцами 1234.
Сделайте это упражнение в пределах одной октавы, затем в пределах
двух, трех и четырех октав. Это значительно улучшит зрительное
восприятие периодичности гаммы на клавиатуре.
- Вариант предыдущего упражнения. Те же группы нот, но в этот раз
"отделить" большой палец. То есть, необходимо играть: 1 (отдельно) 23
(как аккорд), 1 (отдельно) 234 (как аккорд). Это можно сделать двумя
способами (и нужно тренировать оба): сдвигая руку в бок (большой
палец ставится сверху) и подкладывание большого пальца снизу.
Первый способ готовит руку к быстрым темпам, второй к связной игре
гаммы на legato.
Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и
подкладывания первого пальца. Основные технические требования к
игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от
плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой). Нажим пальца в
клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание с палаца
на палец (передача веса). Кисть движется за звуком. При этом
необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не
оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все
время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков
одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее
движение. Это пианистическое движение с пружинящим, "дышащим"
запястьем, способствует гибкости и пластичности рук. Подобные
движения освобождают руки от переутомления, давая возможность
ученику "отдыхать" во время игры.
Подкладывание первого пальца
Большое значение при игре гамм имеет подкладывание, первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши углом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола", как "ножка циркуля". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз.
Существует много упражнений на подкладывание и перекладывание
пальцев. Учиться подводить первый палец под ладонь можно сначала
без инструмента, повернув руку ладонью вверх и медленно, без толчков,
вести первый палец к пятому, а затем так же медленно и плавно
отводить его обратно.
Для более удобного освоения подкладывания первого пальца следует
воспользоваться следующим упражнением:
Поскольку игра идет в основном на черных клавишах, под сводом руки
оказывается больше пространства, а значит – свободы для подведения первого пальца под ладонь.
Примеры других упражнений:
Левой рукой эти упражнения исполняются в «зеркальном» расположении.
Можно воспользоваться еще одним упражнением: играть любую гамму
аппликатурой 12121212, или 13131313, или 14141414 добиваясь
хорошего legato, и если первый палец попадет на черную клавишу – это
даже полезно. Г.Нейгауз рекомендовал такое упражнение: вычленять в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится подкладывание.6
______________________________
6 Цит. по: Корыхалова Н. указ. соч., с. 17.
Игра гамм
После всех упражнений пробуем сыграть гамму целиком. Каждой рукой
отдельно, в медленном темпе, в одну, потом в две октавы, в восходящем
и нисходящем движении. Левой руке целесообразно осваивать гамму
сначала в нисходящем движении.
Чтобы четче понять структуру гаммы, услышать ее периодичность,
рекомендуется играть гамму следующим способом: на четыре октавы,
первые две октавы играет левая рука, следующие две октавы - правая
рука, и наоборот, при движении вниз.
Теперь нужно поработать различными вариантами – темповыми,
артикуляционными, динамическими, ритмическими и т.д. В пределах
двух октав, для продвинутых учеников - четырех октав, отдельно
каждой рукой, играть гаммы изменяя скорость игры (быстро-медленно и
медленно-быстро), изменяя артикуляцию (staccato(пальцевое, кистевое),
non legato, legato), изменяя динамику, изменяя ритм (например –
исполнять гамму в пунктирном ритме). Проучить гамму с различными
акцентами, играя дуолями, триолями, квартолями, квинтолями). Можно
попробовать такое упражнение: создать мелодическую линию на основе
гаммы, путем акцентирования определенных нот. Мелодия должна
звучать ярче, а ноты не участвующие в мелодии должны служить
аккомпанементом/фоном.
Упражнения развития ансамблевого слуха при игре гамм.
Играть гаммы можно в ансамбле, тем самым развивать ансамблевый слух. Делать это удобнее на двух инструментах с педагогом или другим учеником. Ученик вслушивается в синхронность звучания, учится вовремя вступать в игру.
1.Игра гамм с динамикой
Играем гаммы в ансамбле с динамикой < > к вершине и обратно, а так же с противоположной динамикой. Играют одновременно педагог > <, а
ученик < >. Задача ученика – слышать динамику звучания свою и партнера.
2.Игра гамм различными штрихами
Играем гаммы в ансамбле противоположными с партнером штрихами. Педагог играет legato, ученик – staccato.
3. Упражнение « Поймай меня»
Педагог начинает играть гамму , ученик вслушивается и вступает со второй октавы («ловит» педагога). Вторая октава играется в ансамбле, третью педагог играет один. Ученик вступает на четвертой и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.
4. Чередовать игру в одной октаве в среднем темпе с плотным звучанием forte (f) и в быстром темпе легко на piano (p) в следующей октаве. Пока играем медленно или в среднем темпе мысленно готовимся к быстрому, и
следующую октаву исполняем единым броском на crescendo к тонике –
первой ноте « медленной» октавы.
Приступать к игре гамм двумя руками следует после того, как хорошо
усвоена игра отдельными руками. Р.Кант рекомендует как можно дольше
работать над гаммами отдельными руками. Доводить игру до
автоматизма, чтоб впоследствии тратить гораздо меньше времени на
освоение гаммы двумя руками. При разборе гаммы двумя руками можно
воспользоваться упражнением Р.Канта7, адаптировав его для учеников
младших классов: на примере до мажора
- сыграть, двумя руками, правильными пальцами ноты До и Ре несколько
раз, пока это не станет легко и автоматически. Дальше переходить к Ре
и Ми, далее Ми и Фа (сложно для правой руки, легко для левой, поэтому
над этой парой, возможно, придется провести больше времени). Затем
Фа и Соль. Затем Соль и Ля (сложно для левой руки, просто для правой),
Ля и Си и, наконец, Си и До;
______________________________
7 Ричард Кант указ. Статья
- теперь играть по три ноты, уделяя больше времени на сложные
последовательности: До Ре Ми - Ре Ми Фа - Ми Фа Соль – Фа Соль Ля –
Соль Ля Си - Ля Си - До;
- по четыре ноты: До Ре Ми Фа - Ре Ми Фа Соль - Ми Фа Соль Ля - Фа
Соль Ля Си - Соль Ля Си До;
- по пять нот: До Ре Ми Фа Соль - Ре Ми Фа Соль Ля - Ми Фа Соль Ля Си -
Фа Соль Ля Си До;
- по шесть нот: До Ре Ми Фа Соль Ля - Ре Ми Фа Соль Ля Си - Фа Соль Ля
Си До;
- наконец по семь нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си - Ре Ми Фа Соль Ля Си
До;
- применить тот же подход для двух октав. Подобную процедуру нужно
провести только для двух октав, другие октавы получатся
автоматически.
Как вариант, можно начать изучение до мажора двумя руками в
противоположном движении от одного звука. Отсутствие знаков и
симметричная аппликатура упрощают освоение гаммы двумя руками.
После того, как ученик освоил игру гамм двумя руками в подвижном
темпе, ровным звуком нужно вновь поработать различными вариантами
– темповыми, артикуляционными, динамическими, ритмическими и т.д.,
используя описанные выше примеры и добавляя новые ( например:
поиграть контрапункт и т.д.).
Аппликатура
В работе над гаммами формируются определенные аппликатурные
формулы, которые, превращаясь в навыки, используются потом в
фортепианной игре. Практически все упражнения, описанные выше,
способствуют выработке таких навыков.
Не нужно требовать от ученика заучивания последовательности пальцев
в той или иной гамме. Важно, что бы он знал основные правила, которым
подчиняется аппликатура гамм:
- применять первый палец на черных клавишах запрещается (без
исключений);
- в пределах одной позиции пальцы следуют друг за другом без
пропуска (с немногими исключениями);
Изучение бемольных гамм, в которых применяется определенная аппликатура. Во всех мажорных бемольных гаммах (исключение – фа мажор) правая рука всегда начинает со 2го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах, четвертый же палец будет всегда играть звук «си-бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажора.
Следует побуждать ученика самостоятельно определять аппликатуру
гамм, используя эти правила и простую формулу: 3+4 или 4+3, где 3 -
это малая аппликатурная группа (123 пальцы), а 4 - большая
аппликатурная группа (1234 пальцы). Положительный результат данного
метода в том, что ученик сам находит верную последовательность
пальцев и уже не допускает ошибок в игре.
Заключение
В данной работе рассматривается только начальный этап изучения гамм.
Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса, в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.
Однако, гаммаобразные последовательности, составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.
Список используемой литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978
2. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков – Ленинград., Музыка, 1985
3. Гнесина Е. Фортепианная азбука. Вступ. ст. М.,1978
4. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.,1995
5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ.
Киев, 1977
6. Либерман Е. Работа над техникой «Классика-XXI», 2003
7. Левин Ю. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., Советский композитор, 1978.
8. Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Сост.
М., 1984.
9. Ричард Кант. "METHOD OF PRACTISING SCALES". Перевод статьи на
http://www.muz-urok.ru/k_uroku_muzyki.htm__
18
Огаркова Елена Александровна