Методическая разработка «Начальное техническое моделирование как средство развития пространственного мышления для младших школьников»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Вольского муниципального района «Центр дополнительного образования
«Радуга» г. Вольска Саратовской области»
Методическая разработка
«Начальное техническое моделирование как средство развития пространственного мышления для младших школьников».
Педагог д/о
Голянова Татьяна Олеговна
г. Вольск 2018
Аннотация
Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное их воспитание и обучение. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Моделирование и макетирование помогают не только лучше познать их, но и способствуют развитию пространственного мышления и пространственной ориентации. Обучающий характер обучения моделированию и макетированию состоит в том, что на занятиях ребята узнают что-то новое. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий, на которых школьники полученные знания активизируют и применяют в практической работе, постепенно усложняя и совершенствуя их. Воспитательный характер обучения моделированию и макетированию выражен требованиями, предъявляемыми к процессу: аккуратность, усидчивость, собранность, умение работать в коллективе, чувство ответственности, уважение к труду.
Данный материал может быть использован на методическом выступлении педагогов, собрании родителей обучающихся учреждения в учреждении МУДО ВМР «ЦДО «Радуга».
Традиционно в методике обучения задача развития пространственного мышления связывается прежде всего с изучением геометрического материала как в начальной, так и в средней школе. Однако психологами давно доказано, что образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственные соотношения фигур в целом или их частей - выстраиваются в сознании ребенка с самого раннего детства. Учитывая то, что психологические характеристики познавательной сферы ребенка ( восприятие, внимание, память, воображение, мышление) тесно связаны, то можно считать, что сам процесс развития ребенка обуславливает необходимость активизации формирующей работы педагога над тем или иным видом мышления в разные периоды жизни учащегося.
Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное их воспитание и обучение. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие пространственного мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.
Значение моделирования и макетирования на занятиях очень велико. Мы живем в окружении техники, машин, механизмов, природных объектов. Моделирование и макетирование помогают не только лучше познать их, но и способствуют развитию пространственного мышления и пространственной ориентации. Обучающий характер обучения моделированию и макетированию состоит в том, что на занятиях ребята узнают что-то новое. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий, на которых школьники полученные знания активизируют и применяют в практической работе, постепенно усложняя и совершенствуя их. Воспитательный характер обучения моделированию и макетированию выражен требованиями, предъявляемыми к процессу: аккуратность, усидчивость, собранность, умение работать в коллективе, чувство ответственности, уважение к труду.
Моделирование и макетирование – оптимальный путь формирования творческой личности. Её основа – развитие пространственного мышления. Занятие учащихся моделированием и макетированием содействует развитию пространственного мышления. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция - вот те умственные операции, с помощью которых дети усваивают знания. Поэтому педагогу чрезвычайно важно учить детей сравнивать предметы по различным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы.
Формирование пространственного мышления, пространственного воображения учащихся является результатом процессов пространственного представления, без которых освоить данные предметы просто невозможно. Развитие воображения - важнейшее условие овладения умением представить, выстроить и смастерить. Важнейшим условием, обеспечивающим формирование представлений о технических деталях, является обучение учащихся приемам рассмотрения и запоминания деталей, а также и приемам их воспроизведения по памяти. Необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая обучающихся в процесс сотворчества. Изучение теоретического материала, особенно при моделировании и макетировании, должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных работ.
По своей структуре пространственное мышление является много уровневых образованием, куда входят элементы разного содержания и уровня развития. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.
Список используемой литературы
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Художественное конструирование из бумаги». М., Просвещение», 1981г.
Интернет ресурсы:
www.prodlenka.org
Приложение 1
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Вольского муниципального района «Центр дополнительного образования
«Радуга» г. Вольска Саратовской области»
Мастер класс
Конструирование модели дома
«Улица моего города»
Педагог д/о Голянова Т. О.
г. Вольск 2018
Цель:
- Способствовать развитию интереса к техническому моделированию;
- Дать представление о разметке дома;
- Научить обучающихся конструировать по шаблону модель дома.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить и научить конструировать модель дома.
Воспитательная:
Формировать самостоятельность и ответственность при выполнении работы.
Развивающая: развитие внимания и логического мышления у обучающихся.
Оборудование: ИКТ, ножницы, клей карандаш ПВА.
Ход занятия
Организационный момент.
Знакомство с готовыми моделями. (Слайд 1)
2. Основная часть мастер класса. (Слайд 2)
Сегодня будем моделировать дом. У каждого из вас лежат шаблоны домов. (Слайд 3) Прежде чем приступим к работе, повторим ТБ при работе. (Слайд 4)
3. Последовательность выполнения работы: (Слайд 5)
1. Ножницами вырезаем по контуру шаблон дома.
2. Пунктирные линии все прогибаем.
3. Промазываем аккуратно клеем все загибы, склеивам основу.
4. Вырезаем дверь.
5. Приклеиваем окна.
6. Осматриваем свое изделие. Дом готов.
4. (слайд 6) Составление макета «Улица моего города»
Педагог читает стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, ребята кто знает слова, повторяйте вместе со мной:
«Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!»
Сейчас расставляем свои готовые работы вдоль улицы, так, чтобы у нас получилась «Улица нашего города».
5. Спасибо за внимание.