Словообразовательный анализ как средство развития мышления школьников
Л. С. Емец
Научный руководитель: канд. филол. наук, доцент О. А. Карманова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Для того, чтобы человек мог жить и нормально трудиться в современном обществе, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих поступков. Знания, которые нам дают ощущение и восприятие, не являются достаточным основанием для предвидения. Для того, чтобы предвидеть последствия, надо обобщать факты и делать выводы относительно других фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего вновь к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу, который называется мышление.
Мышление является процессом достаточно сложным, который протекает в сознании человека без проявления видимых действий. Мышление – это функция человеческого мозга, которая представляет собой естественный процесс; но мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и умений или способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.п. действий и операций. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые представляют собой продукт развития общественно-исторической практики.
Как выделяет Выготский. В.В Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру [1]. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи.
Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений.
Леонтьев. А. А подчёркивает, что развитие речи, речевая активность зависят от умения образовывать новые слова [2]. Поэтому словообразовательный анализ является эффективным способом развития речи, что и определило предмет нашего исследования.
Работа над словообразованием является одним из важнейших источников развития мышления детей и одним из наиболее эффективных способов овладения семантикой слов.
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо.
Исследование проходило с целью доказать, что словообразовательный анализ является эффективным средством развития мышления школьников. Мы предположили, что эффективность работы по словообразованию организуется через:
1) выявление причин наиболее часто встречающихся у школьников ошибок при выполнении словообразовательной работы;
2) разработки комплекса упражнений по словообразованию, которые помогут научиться школьникам, безошибочно выполнять, словообразовательный анализ.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №88» города Орска и включала три этапа:
1 этап – констатирующий. На этапе констатирующего эксперимента осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования, дидактических материалов. Выявление уровня развития умения детей выполнять словообразовательный анализ.
Для выявления этого уровня мы разработали ряд задания.
Результаты проведённой работы были следующие:
Из 30 учащихся на «отлично» написали 10 человек, на «хорошо» 6 человек, «удовлетворительно» - 8 человек, «неудовлетворительно» - 6 человек.
По результатам выполненных работ мы можем сделать вывод, что дети недостаточно глубоко владеют навыками выполнения словообразовательного анализа, не всеми школьниками усвоены и поняты основы словообразования, что не дало возможности большинству правильно выполнить задания проверочной работы.
2 этап – формирующий. Проведение работы по повышению уровня владения знаниями и умениями по словообразованию.
На формирующем этапе эксперимента для того, чтобы повысить уровень владения этими знаниями и навыками, мы проводим с учениками ряд уроков, на которых предлагаем различные задания, связанные с развитием мышления при выполнении словообразовательного анализа. На уроках предлагаются разные формы работы: как самостоятельная (работа по карточкам), так и работа в группах.
Задания были следующих типов:
1. Это задания на выделение суффиксов с определённым значением.
Выделите суффиксы субъективной оценки в словах.
2. Нахождение схем к слову.
Найдите слова, которые соответствуют схеме: приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание.
3. Разбор слова по составу.
Найдите схему, соответствующую схеме слова перекоситься.
4. Нахождения лексического значения слов.
Назовите номера слов, корень которых имеет основное лексическое значение «толкать».
Задания, которые мы предлагали, соответствовали возрасту и умению понять смысл задания и слова.
Данные упражнения развивали логику мышления учащегося, что помогало решению любых поставленных задач учителя.
Чтобы эти задания развивали мышление, нужно применять их на каждом уроке, например, в качестве разминки или в качестве заключительного, завершающего урок, момента.
3 этап – контрольный. Изучение динамики в уровнях сформированности мышления, посредством использования словообразовательного анализа.
На контрольном этапе нами проведенена заключительная работа, которая показала эффективность наших проведённых занятий.
Результаты были следующие:
Из 30 человек на «отлично» написали 15 человек, на «хорошо» – 9 человек, на «удовлетворительно» – 6, на «неудовлетворительно» – 0 человек.
По результатам данной работы можно сделать вывод, что использование выбранных и разработанных нами заданий позволило сформировать более глубокое понимание сущности словообразовательного процесса в русском языке и научиться, рассуждая, правильно определять все составные элементы структуры слова. Ученики поняли, как выделять в слове приставку, суффикс, корень, окончание и т.д. Это демонстрирует повышение уровня развития у детей мышления, которое помогало им правильно делать выводы при выполнении заданий.
Таким образом, можно сделать, вывод, что работа по словообразованию невозможна без работы мозга человека, а именно его главной функции – мышления. И так как мышление является процессом непрерывным, необходимо усилить работу над словообразованием в школе, чтобы это развитие не стояло на месте, и приносила свои плоды.
Библиографический список
1. Выготский, В. В. Психология / В. В. Выготский. – М.: Эксмо – 2005. – 320 с. - ISBN 5-699-13728-9.
2. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М.: МПСИ – 2001. – 260 с. – ISBN 5-89502-191-3
3