«Повторение по теме «Односоставные предложения»»
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме
«Повторение по теме «Односоставные предложения»»
Предмет: | русский |
Класс: | 8 |
Номер урока: | 40 |
Дата проведения: | 09.12.2019 |
Автор | Кортузова Светлана Николаевна, учитель русского языка МКОУ «Крещенская средняя школа» |
Тема урока: | Повторение по теме «Односоставные и неполные предложения» |
Тип урока: | Обобщения и систематизации знаний |
Основная технология: | приёмы аналитического и творческого мышления, здоровьесберегающие технологии |
Цели урока: образовательные: | формировать умение различать односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам; развивать навыки построения текста с использованием односоставных предложений; пользоваться в описании односоставными предложениями; определить их роль в художественном тексте; совершенствовать различные виды самостоятельной работы; |
развивающие: | развивать память, речь, творческое мышление, орфографическую зоркость; развивать умения анализировать; развивать навыки самостоятельной работы; |
воспитательные: | способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, чуткое отношение к слову, культуру речи |
Планируемые результаты: предметные результаты: | распознавать односоставные предложения в тексте; классифицировать односоставные предложения по их значению и структурным особенностям; строить речевые высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида. |
метапредметные результаты (УУД): | Регулятивные: самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. |
личностные результаты: | испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сопереживать; |
Оборудование: | презентация к уроку, раздаточный материал, лист самооценки. |
Структура урока:
Этап урока Время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Организационный | 1.Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает настроиться на работу. «Здравствуйте, ребята и дорогие зрители – гости на нашем уроке. Думаю, наша сегодняшняя встреча будет интересной, любопытной и Полезной. Сперва обратимся к цели нашего занятия самостоятельно её, обратившись к решению проблемного вопроса». Обращает внимание на слайд 1 презентации. «Кто же грамматическая предложения «Диагноз вам голубчик неверно поставили» Слушает ответы учащихся. «Тогда, исходя из такого ответа, можно ли сделать вывод о теме и цели нашего урока?» После данного учащимися ответа обращает внимание на слайд 2, 3 презентации. | Подготовка рабочего места. Настраиваются на работу, оформляют запись в тетради: дата, классная работа. Отвечают проблемный вопрос: «Никто не прав. Основа предложения состоит только из одного главного члена предложения основа поставили – перед нами односоставное предложение. Значит, на уроке мы будем повторять изученный материал односоставных предложениях и их отличия двусоставных». |
2.Актуализация ранее изученных знаний | Задание «Умные вопросы». Проверка знаний теоретического материала. Отвечая на них, вы поднимаете правую руку «ДА» или левую руку «НЕТ». Проверка: Слайд 4 «Умные вопросы» 1. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА) 2. Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА) 3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА) 4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ) 5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ) 6. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА) 7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ) 8. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА) 9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА) 10. Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ) | Читают вслух. Аргументируют свою точку зрения. |
3. Планирование действий по успешному применению знаний. | Организует работу над заданием. Проверка: Слайд 5. Давайте вместе вспомним, какие типы односоставных предложений существуют. 1. Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) (ДВ.) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт) (Н.) 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) (О-Л.) 4. Стоял теплый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) (ДВ.) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) (О-Л) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев) (Б) 7. Не спится. (Б.) Дай зажгу свечу. (О-Л). К чему читать? (А. Фет) (Б) 8. Поезд отходил поздно ночью. (Б. Пастернак) (ДВ) 9. Они окунали в воду могучие свои ветви, и серебряный ивовый лист дрожал в бегущей воде. (К. Паустовский) (ДВ) 10. Человек есть украшение мира. (М. Горький) (ДВ) | Читают предложения Осуществляют взаимопроверку. Аргументированно доказывают своё мнение. |
4. Применение знаний | Проверка: Слайд 6.Диктант на замену. Наступила зима. Подул ветер. Мороз крепчает. Мы бесшумно идем по лесу. У деревни слышны смех, крики. -Преобразовать двусоставные предложения в односоставные. /Зима. Ветер. Мороз. Бесшумно идем по лесу. -Преобразовать односоставные нераспространенные предложение в /Снежная зима. Сильный ветер. Крепкий мороз. Бесшумно идем по зимнему лесу. У деревни веселый смех, громкие крики. Слайд 7. Задание: Прочитайте отрывки стихотворений, выделите грамматические основы, определите вид односоставных предложений, их роль в тексте. 1.Предчувствую тебя. Года проходят мимо. Всё в облике одном предчувствую тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И, молча, жду, - тоскуя и любя. А. Блок 2. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин 3. За что-то меня упрекают, И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А Ахматова 4. Деревья, и солнце, и тени, И мертвый могильный покой… Но – чу! Заунывные пени, Глухой, сокрушительный вой! Н.А. Некрасов Учитель обобщает выводы: многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные предложения более выразительны, они живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки речи. | Реконструируют двусоставные предложения в односоставные, аргументируя свою точку зрения Осуществляют самопроверку. Выполняют задание в парах, определяют роль односоставных предложений в тексте. Представляют результаты работы. Дополняют ответы, исправляют ошибки. |
5. Релаксация | 1. Организует выполнение учащимися релаксационных упражнений, главная задача которых - усилить мышечное чувство лица и контроль тонуса мимической мускулатуры. 1)Сморщите лоб, подняв брови, показав "удивление" - расслабьтесь. Постарайтесь сохранить лоб абсолютно гладким в течение минуты. 2)Нахмурьтесь, как бы говоря, я "сержусь" - расслабьте брови. 3)Расширьте глаза, показав "страх" - расслабьте веки. 4)Расширьте ноздри как бы "вдыхая запах". 5)Зажмурьтесь, показав "ужас" - расслабьте веки; сузьте глаза - расслабьте. 6)Поднимите верхнюю губу, сморщив нос, показав "презрение" - расслабьте. 7)Оскальте зубы, проявив "ярость" - расслабьте щеки и рот. | Воспринимают информацию на слух, выполняют релаксационные упражнения вслед за учителем, контролируют свои действия в коллективной релаксационной минутке. |
6. Контроль и самоконтроль | 1. Организует самостоятельную работу на карточках с последующей самопроверкой: 1.1. Слайд 8. Мини-тест. Задание: Дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ . (Письменно в тетради буквенное обозначение : О – Л, Н – Л, Н, ОБ - Л, Б. ). 1.Брожу по набережной снова. 2 Светает. 3.Дремучий лес посветлел в белом уборе. 4. Какая в лесу тишина! 5.Снегу намело до самых крыш. 6. Такой зимы давно не выдавалось, Подобной стужи не было давно.(Д.Самойлов). 7. Все больше заносит снегом окошко. 8.Волшебным блеском сияет снег ,озаренный луной. 9.Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии… ( А. Фет ). Самопроверка. ( Правильный ответ – 1 балл) ( Слайд 9) 1.О – Л 2.Б – Л 3.Двусоставное 4.Н. 5.Б- Л 6.Б – Л 7.Б - Л 8.Двусоставное 9.О – Л 10.О - Л Результаты: до 6 баллов –«4» до 9 баллов – «5» Подготовка к ОГЭ: Слайд 10. 3. Организует коллективное повторение орфографических правил – подготовку к ОГЭ. Орфографический анализ. (Слайд 7). Найдите номера верных суждений. НЕУДЕРЖИМО –не с кратким причастием пишется слитно. ДЕРЕВЯННЫХ –правописание НН в прилагательном является исключением из правила. СНАЧАЛА – правописание суффикса А наречия зависит от бесприставочного прилагательного, от которого оно образовано. НЕ СПЕШИТЕ – в окончаниях глаголов 2 спряжения пишется буква И. ВЛЕКЛО- в корне слова пишется проверяемая безударная гласная. Слайд 11 Ответ: 235 | . Осуществляют самопроверку со слайда доски, доказывают, что предложения 1 группы являются двусоставными, а предложения 2 группы - односоставными. Участвуют в обсуждении. Осуществляют самооценку. Определяют у предложенных слов части речи, вспоминают правила правописание НЕ с краткими причастиями, наречиями; Н-НН в суффиксах прилагательных, правописание суффиксов А-О в наречиях, проверяемой безударной гласной в корне; морфемный состав глагола в повелительном и изъявительном наклонении. Участвуют в обсуждении. |
7.Рефлексия | Предлагает продолжить фразу, исправив суждение: - Я узнал, что …. Слайд 12. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, которые необходимы для понимания смысла предложения. В назывных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (сказуемого). В безличных предложения сказуемое выражено формой 1или 2 лица. Односоставные предложения могут быть только нераспространенными. | Делают выводы и обобщения Формулируют конечный результат своей работы на уроке; осуществляют самооценку, самопроверку |
8.Оценивание | Оценивает работу учащихся на уроке, основываясь на их самооценку выполненных за урок заданий, связывает результат работы с целями урока. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке; осуществляют самооценку, |
9.Домашнее задание | На выбор: Базовый уровень: упр. 273. Высокий уровень: написать сочинение-миниатюру на тему «Осень», использовать односоставные предложения. | Записывают задание в дневник, задают уточняющие вопросы. |
Урок «Повторение по теме «Односоставные и неполные предложения»» в 8 классе прошел на достаточно высоком уровне. Активность ребят была достаточной. В целом класс работал хорошо, задачи, поставленные перед учениками, были выполнены. Наблюдалась заинтересованность учащихся к предложенному материалу. Целесообразно и эффективно были выбраны формы учебной работы.
Для достижения поставленных задач и реализации учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:
по уровню активности учащихся: активный;
по дидактическим целям: метод применения знаний на практике;
по уровню познавательной деятельности: частично - поисковый;
по организации деятельности: метод стимулирования учебно-познавательной деятельности;
современные интерактивные методы: проблемные задания.
по формам контроля: самостоятельная работа, контроль и самооценка.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, парная.
С учетом выше изложенного были избраны технологии:
информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация материала);
здоровьесберегающая технология (постоянная смена деятельности)
личностно-ориентированная
Урок, построенный в соответствии с технологией личностно-ориентированного обучения, условно разбивается на 6 основных этапов: интеллектуальная разминка (создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся), индивидуальное создание решения, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, «рефлексия». На каждом этапе реализовались свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Для достижения поставленной цели созданы условия:
педагогические - дидактический раздаточный материал, карты знаний для самооценки деятельности; карточки, тесты; презентация.
психологические - атмосфера сотрудничества, создание ситуации успеха;
эстетические - кабинет соответствует гигиеническим и эстетическим нормам оформления.
В конце урока, подсчитав общее количество баллов, оценили свою работу, вывели средний балл.
В ходе урока существенных изменений плана урока не произошло, удалось решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения:
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения;
- создать условия для взаимообучения, овладения способами деятельности, отвечающим требованиям компетентностного подхода к обучению.
Наряду с этим следует отметить следующие погрешности:
- на стадии рефлексии не все учащиеся были активны;
- при выступлении два ученика не смогли выстроить свое устное выступление в силу своих психологических особенностей.
Общий вывод: урок решил поставленные задачи и достиг поставленной цели.
Учитель русского языка Кортузова С.Н.