Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» (8 класс)

7
2
Материал опубликован 23 December 2015 в группе

Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» (8 класс)

Цели:

формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, пользоваться ими как синтаксическими синонимами; использовать односоставные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; подготовка к ОГЭ;

воспитание любви к родной природе; воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;

Тип урока: практикум

Цели урока: Повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;

Развивающие задачи:

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать умения решать тестовые задания.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

  1.  

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
 

Ход урока.

Слайд 1.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Урок сегодня не совсем обычный, а в присутствии гостей. Поприветствуем гостей, улыбнёмся, пожелаем удачи друг другу и начнём урок.

2. Целеполагание.

Слайд 2.

- Ребята, мы завершаем изучение темы об односоставных предложениях, а сегодня попробуем соотнести теоретический материал с практикой.

- Скажите, пожалуйста, а для чего нам необходимо знать структуру предложения, определять виды односоставных предложений, видеть их в составе сложного)? (Односоставные предложения помогут Вам в дальнейшей жизни при написании официальных бумаг, правильно и красиво выражать свои мысли).

Слайд 3.

3.Проверка домашнего задания: дома вы подготовили друг другу «тонкие вопросы» по теме «Односоставные предложения». Задайте их друг другу:

Определенно-личные предложения ─ это односоставные предложения?

(Да)

2. Определенно-личные предложения с одним главным членом сказуемым?

(Да)

3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее?

(Да)

4. Могут ли быть в неопределенно-личном предложении подлежащими

местоимения 1,2 лица?

(Нет)

5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?

(Нет)

6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

(Нет)

7. Может ли назывное предложение быть распространенным?

(Да)

 

Слайд 4.

4. Синтаксическая минутка. В одну минуту дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле.  ( найдите грамматическую основу и составьте схему предложения)

|БлП|, и |ДВУСОСТ|.

- Где нам пригодятся эти умения? (На ОГЭ, задания 8 и 11).

 

Слайд 5.

задание из ОГЭ(устно):

8. Выпишите грамматическую основу предложения 58. (58)— А ну-ка, девки, давайте слетаем! 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой. (16) Пошла подальше в лес, чтобы храпа вашего не слышать. 

Слайд 6.

5. Восстановите кластер. (на доске и учащихся на парте, работа в парах)

6. Повторение теории (метод коллизии).

Слайд7.

При подготовке к уроку мой компьютер сыграл со мной злую шутку и всё перепутал. Помогите расставить всё на свои места. Стрелками соедините левую и правую части таблицы (работа в парах). Проверка.


 

Работа с таблицей:

 

Определить соответствие главных членов виду односоставного предложения.

Стрелками соедините левую и правую части таблицы

 

Виды предложений

Главный член предложения выражен…

Назывные

Глаголы 2 л. ед. ч. и 3 л. ед.ч. (ты, он, все)

Определенно-личные

Безличный глагол., категория состояния.

Неопределенно-личные

Глаголы 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы)

Безличные

Глаголы 3л. мн.ч.(они)

Обобщенно-личные

Существительное в Им.п.


 

- Мы повторили с вами теорию, связанную с темой «Односоставные предложения», теперь переходим к практической части нашего урока.


 

Слайд 8.

7.Технология «Лингвистический ералаш». Игра «Путаница».

-Я знаю, что вы всё ещё любите играть. Предлагаю вам поиграть в игру «Путаница»Перед вами таблички с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места (Работа в парах). Проверка.


 

Вид предложения

Признаки

        Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица; я, мы, ты, вы)

        Весна!

Определённо-личное

Главный член - подлежащее

        Тебе звонили

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

         Светает

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа; они)

       Встаю каждый день рано.

 

Слайд 9.

8. Закончить пословицу: Сейчас вам необходимо проявить эрудицию и показать знание русских пословиц. Я начинаю, вы заканчиваете:

1.Сам погибай…

Сделал дело…

Любишь кататься….

Что посеешь…

За двумя зайцами погонишься…

Не имей сто рублей…

Односоставные предложения какого вида у вас получились? (Обобщенно-личные).

 

Слайд 10.

9. Физпауза. Тренировка мозолистого тела.

Слайд 11.

10.Работа с текстом.

Наступило прекрасное время года, когда можно кататься с горок, бороздить снег на лыжах, рисовать картины на льду коньками, крутить виражи на снегоходах. Это зима! Я предлагаю вам выступить сейчас в роли преобразователей. Перед вами текст, состоящий из двусоставных предложений. Вам необходимо заменить эти предложения на односоставные и определить их вид (коллективная, фронтальная работа)

 

Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.

Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. На улице дует холодный ветер. Мороз щиплет лицо.

( Долгожданная зима! НП Снегом укрыло землю. БлП На улице холодно и ветрено. БлП Морозом щиплет лицо. БлП).

Слайд 12.

10. Раунд Тэйбл (письменная работа на одном листке по одному по кругу), используя алгоритм: (пока играет вальс, ребята работают)1 мин 34 секунды

Карточка 1.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________

2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________

3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________

4)Забыли о свете вечерних окон…(О.Берггольц) __________

Карточка 2.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________

2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

Карточка 3.

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________

3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин).__________

4) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________

 

Карточка 4

Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________

2) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________

3) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)___________

4) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________

Алгоритм

1. Найдите грамматическую основу предложения.

2. Определите: двусоставное предложение или односоставное.

3. Посмотрите, чем выражен главный член предложения.

4. Проверьте, можно ли вставить в предложение подлежащее (местоимение или существительное).

5. Определите вид односоставного предложения.

 

-Что мы повторили, выполняя данное задание?

 

Слайд 13.

11. Письмо - игра «Продолжи строчку»

Определение типов односоставных предложений.

1) Топи да болота, синий плат небес. ( С.А.Есенин)

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно.( А.С.Пушкин)

3) Мороз и солнце, день чудесный.( А.С.Пушкин )

Слайд 14-15

12. Знаковый диктант. Определить тип односоставных предложений .

Условные обозначения:

1- определённо-личное

2 – Неопределённо-личное

3 - обобщённо-личное

4 – безличное

5 - назывное

1) Вечер.

2) Легко и вольно дышится на Родине

3) В осенней природе было уныло и грустно

4) Приветствую тебя, пустынный уголок!

5) Преодолели еще один горный перевал.

6) Такой красоты не найдете нигде.

Слайд 16

Взаимопроверка (на мультимедиа)

54412

Слайд 17.

13. Рефлексия:

1). «знаю» - «умею» - «осталось непонятным».

 

«знаю»

«умею»

«осталось непонятным».

     


 

2). “Рожицы” – выберите ту, которая соответствует вашему настроению, поставьте + вместо носика:

Анкеты собирает учитель и выносит на последующие уроки с целью разъяснения и повторения

Слайд 18

14. Итог урока

Что повторили сегодня?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какой этап урока показался самым интересным?

Что было трудно?

Слайд 19

15. Домашнее задание

- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений.

Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

Тест.

Задание: соотнести предложения по типу и вписать соответствующие номера в таблицу:

Вид предложения

Ответ

Двусоставное предложение

 

Определённо–личное предложение

 

Неопределённо-личное предложение

 

Безличное предложение

 

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой

11) Цыплят по осени считают

Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Л.Н.Толстого: «В стихотворении А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…» нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из стихотворения А.А.Фета.

Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Упражнение.

Ключи:

Двусоставное предложение

3, 6,8.

Определённо–личное предложение

1, 2, 5.

Неопределённо-личное предложение

9, 11

Безличное предложение

4, 7, 10.

 

Слайд 20. Спасибо за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал. Обязательно воспользуюсь.

20 October 2016

Спасибо, очень интересный урок! А презентацию где можно посмотреть?

19 December 2017