Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» (8 класс)
Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» (8 класс)
Цели:
формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, пользоваться ими как синтаксическими синонимами; использовать односоставные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; подготовка к ОГЭ;
воспитание любви к родной природе; воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;
Тип урока: практикум
Цели урока: Повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
Развивающие задачи:
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать умения решать тестовые задания.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Ход урока.
Слайд 1.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Урок сегодня не совсем обычный, а в присутствии гостей. Поприветствуем гостей, улыбнёмся, пожелаем удачи друг другу и начнём урок.
2. Целеполагание.
Слайд 2.
- Ребята, мы завершаем изучение темы об односоставных предложениях, а сегодня попробуем соотнести теоретический материал с практикой.
- Скажите, пожалуйста, а для чего нам необходимо знать структуру предложения, определять виды односоставных предложений, видеть их в составе сложного)? (Односоставные предложения помогут Вам в дальнейшей жизни при написании официальных бумаг, правильно и красиво выражать свои мысли).
Слайд 3.
3.Проверка домашнего задания: дома вы подготовили друг другу «тонкие вопросы» по теме «Односоставные предложения». Задайте их друг другу:
Определенно-личные предложения ─ это односоставные предложения?
(Да)
2. Определенно-личные предложения с одним главным членом сказуемым?
(Да)
3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее?
(Да)
4. Могут ли быть в неопределенно-личном предложении подлежащими
местоимения 1,2 лица?
(Нет)
5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?
(Нет)
6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
(Нет)
7. Может ли назывное предложение быть распространенным?
(Да)
Слайд 4.
4. Синтаксическая минутка. В одну минуту дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле. ( найдите грамматическую основу и составьте схему предложения)
|БлП|, и |ДВУСОСТ|.
- Где нам пригодятся эти умения? (На ОГЭ, задания 8 и 11).
Слайд 5.
задание из ОГЭ(устно):
8. Выпишите грамматическую основу предложения 58. (58)— А ну-ка, девки, давайте слетаем!
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой. (16) Пошла подальше в лес, чтобы храпа вашего не слышать.
Слайд 6.
5. Восстановите кластер. (на доске и учащихся на парте, работа в парах)
6. Повторение теории (метод коллизии).
Слайд7.
При подготовке к уроку мой компьютер сыграл со мной злую шутку и всё перепутал. Помогите расставить всё на свои места. Стрелками соедините левую и правую части таблицы (работа в парах). Проверка.
Работа с таблицей:
Определить соответствие главных членов виду односоставного предложения.
Стрелками соедините левую и правую части таблицы
Виды предложений |
Главный член предложения выражен… |
Назывные |
Глаголы 2 л. ед. ч. и 3 л. ед.ч. (ты, он, все) |
Определенно-личные |
Безличный глагол., категория состояния. |
Неопределенно-личные |
Глаголы 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы) |
Безличные |
Глаголы 3л. мн.ч.(они) |
Обобщенно-личные |
Существительное в Им.п. |
- Мы повторили с вами теорию, связанную с темой «Односоставные предложения», теперь переходим к практической части нашего урока.
Слайд 8.
7.Технология «Лингвистический ералаш». Игра «Путаница».
-Я знаю, что вы всё ещё любите играть. Предлагаю вам поиграть в игру «Путаница»Перед вами таблички с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места (Работа в парах). Проверка.
Вид предложения |
Признаки |
Пример |
Безличное |
Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица; я, мы, ты, вы) |
Весна! |
Определённо-личное |
Главный член - подлежащее |
Тебе звонили |
Неопределённо-личное |
Главный член-сказуемое (безличный глагол) |
Светает |
Назывное |
Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа; они) |
Встаю каждый день рано. |
Слайд 9.
8. Закончить пословицу: Сейчас вам необходимо проявить эрудицию и показать знание русских пословиц. Я начинаю, вы заканчиваете:
1.Сам погибай…
Сделал дело…
Любишь кататься….
Что посеешь…
За двумя зайцами погонишься…
Не имей сто рублей…
Односоставные предложения какого вида у вас получились? (Обобщенно-личные).
Слайд 10.
9. Физпауза. Тренировка мозолистого тела.
Слайд 11.
10.Работа с текстом.
Наступило прекрасное время года, когда можно кататься с горок, бороздить снег на лыжах, рисовать картины на льду коньками, крутить виражи на снегоходах. Это зима! Я предлагаю вам выступить сейчас в роли преобразователей. Перед вами текст, состоящий из двусоставных предложений. Вам необходимо заменить эти предложения на односоставные и определить их вид (коллективная, фронтальная работа)
Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.
Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. На улице дует холодный ветер. Мороз щиплет лицо.
( Долгожданная зима! НП Снегом укрыло землю. БлП На улице холодно и ветрено. БлП Морозом щиплет лицо. БлП).
Слайд 12.
10. Раунд Тэйбл (письменная работа на одном листке по одному по кругу), используя алгоритм: (пока играет вальс, ребята работают)1 мин 34 секунды
Карточка 1.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________
2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________
3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________
4)Забыли о свете вечерних окон…(О.Берггольц) __________
Карточка 2.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________
2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________
3) Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________
4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________
Карточка 3.
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________
2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________
3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин).__________
4) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________
Карточка 4
Подчеркните основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.
1) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________
2) У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун) ___________________
3) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)___________
4) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)_________
Алгоритм
1. Найдите грамматическую основу предложения.
2. Определите: двусоставное предложение или односоставное.
3. Посмотрите, чем выражен главный член предложения.
4. Проверьте, можно ли вставить в предложение подлежащее (местоимение или существительное).
5. Определите вид односоставного предложения.
-Что мы повторили, выполняя данное задание?
Слайд 13.
11. Письмо - игра «Продолжи строчку»
Определение типов односоставных предложений.
1) Топи да болота, синий плат небес. ( С.А.Есенин)
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно.( А.С.Пушкин)
3) Мороз и солнце, день чудесный.( А.С.Пушкин )
Слайд 14-15
12. Знаковый диктант. Определить тип односоставных предложений .
Условные обозначения:
1- определённо-личное
2 – Неопределённо-личное
3 - обобщённо-личное
4 – безличное
5 - назывное
1) Вечер.
2) Легко и вольно дышится на Родине
3) В осенней природе было уныло и грустно
4) Приветствую тебя, пустынный уголок!
5) Преодолели еще один горный перевал.
6) Такой красоты не найдете нигде.
Слайд 16
Взаимопроверка (на мультимедиа)
54412
Слайд 17.
13. Рефлексия:
1). «знаю» - «умею» - «осталось непонятным».
«знаю» |
«умею» |
«осталось непонятным». |
2). “Рожицы” – выберите ту, которая соответствует вашему настроению, поставьте + вместо носика:
Анкеты собирает учитель и выносит на последующие уроки с целью разъяснения и повторения
Слайд 18
14. Итог урока
Что повторили сегодня?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какой этап урока показался самым интересным?
Что было трудно?
Слайд 19
15. Домашнее задание
- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений.
Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:
Тест.
Задание: соотнести предложения по типу и вписать соответствующие номера в таблицу:
Вид предложения |
Ответ |
Двусоставное предложение |
|
Определённо–личное предложение |
|
Неопределённо-личное предложение |
|
Безличное предложение |
1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В избе жарко натопили.
10) В воздухе пахнет сосновой смолой
11) Цыплят по осени считают
Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Л.Н.Толстого: «В стихотворении А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…» нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из стихотворения А.А.Фета.
Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Упражнение.
Ключи:
Двусоставное предложение |
3, 6,8. |
Определённо–личное предложение |
1, 2, 5. |
Неопределённо-личное предложение |
9, 11 |
Безличное предложение |
4, 7, 10. |
Слайд 20. Спасибо за урок!
Костив Людмила Васильевна
Бекешина Надежда Викторовна