12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна470
3

Задания по русскому языку в 8 классе по теме «Односоставные предложения»

8 класс. Односоставные предложения

Задание №1. Задание творческого характера. — Перестроить предложения с двумя главными членами в односоставные, используя сказуемые, данные в справке.

1) С каждым днём рассвет наступает всё раньше. 2) По утрам ещё бывает мороз. 3) Но днём вдруг так и пахнёт тёплый ветер. 4) В выходной день никто не хочет сидеть дома. 5) Люди тянутся в парк, за город, ближе к природе. 6) Все веселы, все радостны.

Д л я с п р а в о к: светает, подмораживает, пахнёт (ч е м?), не сидится (к о м у?), тянет (к о г о?), весело, радостно.

Задание №2.Синтаксическая зарядка. Определите виды предложений по строению грамматической основы (двусоставные, односоставные). — В левый столбик запишите двусоставные предложения, а в правый — односоставные.

(1)Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. (2)Безлюдный край. (3)Голые вершины сопок. (4)Тёмные массивы лесов. (5)Ущелья.(6) Пропасти. (7)Размытые проливным дождём дороги. (8)Бешеные пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. (9)Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончаренко_)

Тестовые задания №3.

1. Укажите назывное предложение. а) Дальний лай собак. б) Время от времени слышен крик ослика. в) Чувствуется неповторимый дух полыни. г) Пахло землёй и морозцем.

2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия? Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день.

3. Укажите назывные предложения. а) Мне холодно. б) Вот заводская улица. в) Это домик под толевой крышей. г) Пятый час дня. д) Вода немного коричневатая.

Тестовые задания №4.

1. Укажите неопределённо-личное предложение. а) Вечер прохладен и светел. б) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. в) Пахло милым тлением осени. г) Там под горой пасут овец одна другой жирнее.

2. Найдите определённо-личное предложение. а) Не спешите отправляться в путь. б) Нет дыма без огня. в) Егорушке дали ложку. г) В книге ищи не буквы, а мысли.

3. Укажите форму глагола, которая не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении. а) попросили б) люблю в) напишут г) распрямляют

Задание № 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки Подчеркните главный член и определите, чем он выражен. Укажите вид односоставных предложений.

Уж ра-свело. Было душно. Пахло ар-матным сухим сеном. Негреба пополз к кустам и нашёл товарища, ране(н,нн)ого осколками мины. Метрах в трёхстах в-днелась балка. В ней можно было бы отлично держат(?)ся. Но Негребе нельзя было оставить т-жело ране(н,нн)ого товарища. Он посмотрел прямо на л-жбину, откуда должны были появит(?)ся враги. И уже хо-елось, что(бы) это было скорее. Ему к-залось, что нервов у него (не) хватит и он один поп-лзёт к балке. Из л-жбинки затр-щали выстрелы и выск-чило больше десятка врагов. Пр-шлось залечь. Во рту пересохло, но воды (не) было (не,ни) капли. С патронами было плохо. Патроны надо было беречь. Предстояло отбиват(?)ся только гранатами. (По Л. Соболеву)

Тестовые задания№6.

1. Укажите безличные предложения. а) Бездонную бочку водой не наполнишь. б) Скоро светать будет. в) Приготовьтесь к диктанту. г) Зажгло грозою дерево.

2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы? а) Мне было скучно одному. б) В приметах заключено много точного знания и поэзии. в) Темнело быстро, по-осеннему. г) Никого вокруг не было.

3. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное]. а) Конец мая, и в поле ещё прохладно. б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться. в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет. г) Луна зашла, и огня не стало видно.

4. Чем выражено сказуемое в безличном предложении? Под ногами у меня поскрипывало. а) безличным глаголом б) безличной формой личного глагола в) безличной формой глагола в отрицательном предложении г) неопределённой формой глагола

Задание №7. В тексте В. Ф. Тендрякова выделите грамматические основы, определите виды односоставных предложений.

Хорошо бы снова попасть в мир речных туманов, стогов сена, бревенчатых изб. Но это желание не сразу исполняется. Город как омут. Из него быстро не выскочишь. Несколько лет я мечтал попасть на север. Хотелось ехать без всякой цели, глядеть, ощущать. Просто глядеть! Полные реки. Плоты кувшиночных листьев в чёрных заводях. Сумрачное серое небо, опускающееся до жёсткой щетины еловых лесов. Просто глядеть! Ведь когданибудь можно же доставить себе такое скромное счастье.

Тестовые задания №8

1. Найдите ошибку в характеристике предложения. Преодолели ещё один горный перевал. а) простое б) односоставное в) нераспространённое г) неопределённо-личное

2. Отметьте односоставное предложение. а) В пять лет мальчик уже читает и пишет. б) Ты принёс мне книгу? в) Мне нездоровится. г) В доме кипит самовар.

3. Какая характеристика соответствует данному предложению? Нечего из мухи делать слона. а) двусоставное б) односоставное, безличное в) односоставное, определённо-личное г) односоставное, неопределённо-личное

Задание №9. Подчеркните главные члены предложения, укажите вид односоставных предложений.

Тихо. На улице ни души. Смотришь на звёзды, но никогда не узнаешь, кто там зажигает небо. Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и труд на. И человек стремится крепче привязать себя к земле. А звёзды? Посмотрите на них. Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам.

Тестовые задания№10

1. К какому типу односоставных относится данное предложение? Наш поезд задержали на пограничном разъезде. а) неопределённо-личное б) определённо-личное в) безличное г) назывное

2. Найдите четвёртое лишнее. а) Как аукнется, так и откликнется. б) Не боги горшки обжигают. в) Много спать — добра не видать. г) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

3. В каком предложении неполную часть необходимо распространить? а) Лотос ассоциируется с Индией, тюльпаны — с Голландией. б) Февраль зиму выдувает, а март ломит. в) Кто испытывал, как отрадно на заре по кустам. г) Не место красит человека, а человек место.

4. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения. а) Необходимо быть дома. б) Вам с лимоном или с вареньем? в) Февраль. г) Оставайтесь здесь. д) «Видите дым?» — «Теперь вижу». . 5. Укажите неверное утверждение. а) Неполные предложения те, в которых нет какого-либо необходимого члена предложения. б) Односоставные предложения могут быть неполными. в) Неполные предложения могут быть только нераспространёнными. г) Односоставные предложения могут быть нераспространёнными.

Задание №11. Спишите текст.Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов дождевиков. Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег. Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударяет хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли. Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря. Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой. (По К. Паустовскому)

Грамматическое задание. 1. Найдите в тексте 2—3 односоставных предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений. 2. Разберите по составу выделенные слова.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.