12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вещева Людмила Николаевна17
1

Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения»

Урок предшествует контрольному уроку, уроку целевого применения усвоенного.

 

Цель урока: обобщить знания об односоставных предложениях. Тип урока: комбинированный, урок совершенствования знаний, умений и навыков. На изучение «Односоставных предложений» по программе отведено 6 часов, это 5 урок по данной теме, ему предшествовали уроки по изучению видов односоставных предложений: » Определенно - личные» (1 час),

МБОУ « Отрадненская средняя общеобразовательная школа №2»
 

Урок русского языка в 8 классе по теме: « Односоставные предложения»

( урок - обобщение знаний, умений и навыков)
 

Выполнила учитель русского языка и литературы

Вещева Людмила Николаевна, г. Отрадное, Ленинградская область
 

Пояснительная записка.

 

«Неопределенно- личные»( 1 час), « Назывные»( 1час), «Безличные»(1 час). На всех этапах урока используются тексты из произведений Н.М.Карамзина. Лингвистический материал позволил соблюсти логическую связь между различными этапами урока.

Урок проводится в нестандартной форме – урок - заседание, что позволяет в интересной форме повторить пройденное и развить интерес к языку. Активизация мыслительной деятельности учащихся достигается благодаря быстрой смене форм работы на уроке.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы

- делать выводы в результате работы класса и учителя

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи

- выразительно читать текст

- учиться самостоятельно работать

- формировать умение слушать товарищей

Регулятивные УУД:

- самостоятельно работать с материалом

- владеть приемами языкового анализа

Личностные УУД:

- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка

- умение осознавать роль односоставных предложений в лингвистическом тексте

Результативные УУД:

- сформированность следующих умений: распознавание односоставных предложений в тексте

Технологическая карта

Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение цели, темы, мотивация их принятия. 2 мин.

Проверка ЗУН: организация самостоятельной работы.

Грамматическая зарядка. 3 мин.


 

Синтаксическая пятиминутка. 5 мин.


 

Повторение и обобщение изученного по теме:

1 задание: Нахождение безличных предложений. 3 мин.

2 задание: Определение вида односоставного предложения. 4 мин.

3 задание: Работа с поэтическим текстом. 5 мин.

4 задание: Высказывание А.М.Пешковского. Вопрос о неопределенно- личных предложениях . 3 мин.

5 задание: Анализ отрывка из повести « Бедная Лиза». 5 мин. 4. Проверка домашнего задания. 3 мин.

5. Выполнение теста. Рефлексия. 10 мин

6. Комментирование домашнегозадания. 2 мин


 

ЦЕЛЬ:

- закрепить знания о видах односоставных предложений;

- научить понимать их роль в тексте;

- выработать навык употребления односоставных предложений;

- развить любовь к русскому языку

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, тест для проверки знаний, смайлики (релаксация)

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.


 

Здравствуйте те, кто сегодня весел!

Здравствуйте те, кто сегодня немножко грустит!

Здравствуйте те, кто готов учиться!

Слово учителя: Сегодня мы проведем наш урок в зале заседания, в котором разгорятся прения по вопросу: « Односоставные предложения». Перед нами задача – уметь различать виды односоставных предложений. В зале заседаний присутствуют представители двух групп: группа Теоретиков – ваша функция – теоретический материал, и группа Практиков – ваша функция – практические задания. Роль рецензентской комиссии выполняют наши гости. Ваша функция – строгая критика и оценка. Председателем комиссии является учитель.

На партах есть рабочие программы и материалы для заключения нашего заседания. Регламент – 45 минут.

Итак, объявляю заседание открытым и сразу внесу поправку: в ходе заседания могут высказываться по любому вопросу как теоретики, так и практики.

Оглашаю эпиграф нашего заседания:

« Да будет Честь и Слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого примеса, течет, как гордая , величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

Эти слова принадлежат Николаю Михайловичу Карамзину. СЛАЙД 1.

Для работы нашего заседания представлен лингвистический материал из поэтического и прозаического наследия писателя. В процессе работы прошу активно участвовать в прениях. Но сначала выясним, что означает слово «прения» СЛАЙД 2.


 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Слово предоставляется группе Теоретиков. Каково происхождение этого слова? А каково современное значение этого слова? ( Толковый словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова)

Запишите в тетрадях в транскрипции это слово.

Теперь приступаем к прениям.


 

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.Слайд 3. ( Устная работа с проговариванием орфограмм)

3.А теперь объявляется СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА. СЛАЙД 4.


 

Печенеги, заключив союз с князем Игорем, пять лет не тревожили России.

Задание: выделите грамматическую основу, расставьте знаки препинания. Дайте полную характеристику. Слово группе Теоретиков.


 

Внимание! Объявляется ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРЕРЫВ. Дома вы должны бы придумать физминутку, используя односоставные предложения.


 

Сядьте ровно…

Улыбнитесь…

Расслабьтесь…

Закройте глаза…

Подумайте о чем-то хорошем …

Продолжайте работать.


 

УЧИТЕЛЬ: Заседание продолжается. Обратите внимание на стихотворные строчки Н.М.Карамзина. СЛАЙД 5.

Хотел писать я много

О том, как человеку

Себя счастливым сделать

И мудрым быть в жизни!

Но ах! Мне надлежало

Тотчас себе признаться,

Что дух сих философов

Во мне не обитает.


 

Задание: найдите односоставные предложения. Определите вид этих предложений. Слово ТЕОРЕТИКАМ.


 

УЧИТЕЛЬ: К нам в зал заседаний пришло прошение от человека, который на протяжении предшествующих столетий не знал себе равных по силе мысли, глубине знаний и смелости замыслов. Ученый, поэт, лингвист 18 века. СЛАЙД 6.


 

« Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.»

О каком виде односоставных предложений идет речь? Выступление группы ТЕОРЕТИКОВ.


 

Учитель: Докажи на примере одного предложения. СЛАЙД 7.

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Слово ПРАКТИКАМ. Какую роль играют здесь односоставные предложения? Какие старославянские элементы использует

Н.М.Карамзин.

8. Еще одно прошение пришло от лингвиста Александра Матвеевича Пешковского. ( Индивидуальное задание) СЛАЙД 8.


 

« Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное, неопределенное.»


 

Какой вопрос просит рассмотреть А.М.Пешковский? Слово Теоретикам.

Предлагаю отрывок из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

СЛАЙД 9.


 

« Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там , в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!

Её погребли близ пруда, под мрачным дубом. И поставили деревянный крест на её могиле.

Тут часто сижу в задумчивости. Надо мною шумят листья.»


 

Задание: выписать неопределенно - личные предложения.

Слово группе Практиков. Докажите свой выбор.

Учитель: Вы знаете, что « Бедная Лиза» - сентиментальная повесть.

С помощью каких предложений писателю удается выразительно и точно указать на место действия, состояние души героев?

Приведите примеры из домашнего задания. Докажите правильность вашего ответа. Слово Теоретикам. Исследование о назывных предложениях.

Итак, прения подходят к концу. Подведем итог. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. Выносим решения. Слово группе Практиков.


 

Приглашаю поучаствовать в тестировании. Решите тест и на рабочие программы наклейте смайлик, соответствующий вашему настроению и работе на уроке (Рефлексия)

Тест для работы.

Найдите односоставное предложение.

Ветрено и сыро на улице ранним осенним утром.

Жгучий мороз опаляет сразу.

Наступила пора расставаться.

Он долго глядел на голубые огоньки.

Подчеркните грамматические основы.

Знойный полдень.

Широта его взгляда не могла не изумить меня.

По горам цепляются облака и льётся воздух.

К ночи становится очень холодно и росисто.

Укажите определенно – личное предложение.

Снежинки падают на лицо и плечи.

Темнеет.

Ломали старый деревянный дом.

Уходим завтра в море.

Определите вид односоставного предложения.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Уже светало.

Шепот, робкое дыханье…

Рисую солнечное утро.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую пыль и поднял в небо.


 

Домашнее задание. Заканчиваем наше заседание словами Н.М.Карамзина: » Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы, но русскому нужно по крайней мере внимание русских…»

Изучайте, любите свой язык! Будьте внимательны к слову и совершенствуйте свою речь!

Д/З Напишите сочинение – миниатюру, используя односоставные предложения на одну из вечных тем: «Любовь.», «Смысл жизни», опираясь на текст повести «Бедная Лиза».

Используемая литература.

С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков Русский язык: Учебник для 8кл. общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2012г.

Е.А.Влодавская Поурочные разработки по русскому языку. Издательство» Экзамен», М. 2011г.

Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 8 класс, М., ВАКО, 2010г.

Примерные программы по учебным предметам.Русский язык 5- 9 классы, М., Просвещение, 2011г.

Обучающая программа – тренажер по русскому языку.М., « Фраза», 2010г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.