Дидактический материал по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

13
4
Материал опубликован 4 May 2019 в группе

Дидактический материал по теме

«Односоставные предложения» в 8 классе

В.С.Легоцкая,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 5»  г.Брянска

Пояснительная записка

 

 В соответствии с перспективной моделью измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования одним из проверяемых является умение проводить синтаксический  анализ предложений.  Учащимся необходимо продемонстрировать    умение   проводить синтаксический  анализ предложения, в частности,  распознавать простые односоставные  предложения,  морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, умение различать односоставные и неполные предложения, односоставные и двусоставные. Именно на отработку этих умений и направлен предложенный дидактический материал, который может быть использован и на этапе подготовки к ОГЭ, а на этапе обобщения изученного в 8 классе.

Материал подготовлен на основе рассказа В.Катаева  «Флаг».

  

1. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

Несколько шиферных крыш виднелось в глубине острова. Над ними подымался узкий треугольник церкви с черным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо.

Безлюдно  на каменистом берегу.  Кажется, что море на сотни миль пустынно. Но это  не так, ведь где-то близко стучат, скрипят, вздрагивают.

 

2. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

Иногда далеко в море показывался слабый силуэт военного корабля или транспорта. Было  бесшумно и легко, как во сне, как в сказке.  Отходила в сторону одна из гранитных глыб, открывая пещеру. Снизу в пещере плавно поднимались три дальнобойных орудия. Поднимались выше уровня моря, выдвигались вперед и останавливались. Три ствола чудовищной длины сами собой поворачивались, следуя за неприятельским кораблем, как за магнитом. На толстых стальных срезах пахло маслом.

 

3. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

 

Командир и комиссар молча смотрели друг на друга. Все было понятно без слов: остров со всех сторон обложили.  Больше месяца горсточка храбрецов защищает осажденный форт от беспрерывных атак с моря и воздуха.  Бомбы с яростным постоянством бьют в скалы.  Торпедные катера и десантные шлюпки  шныряют вокруг.  Врагу хочется взять остров штурмом.

4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

 

Гранитные скалы стоят непоколебимо.  Пахнет порохом и тиной. Враг отступает далеко в море,  собравшись с силами и перестроившись, он снова бросается на штурм.  Ищет слабое место и не находит его. Осажденный форт обороняют неистово.

Всю ночь в гарнизоне форта шили флаг, громадный флаг, который едва помещался на полу кубрика. Его шили большими матросскими иголками и суровыми матросскими нитками из кусков самой разнообразной материи.

 

 5. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

 

Незадолго до рассвета флаг размером по крайней мере в шесть простынь подготовили.

Тогда моряки в последний раз побрились, надели чистые рубахи и один за другим, с автоматами на шее и карманами, набитыми патронами, стали выходить по трапу наверх. Было пасмурно и ветрено. Светало медленно, как-то тяжело и мрачно.

 

 6. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

 

Ветер гнал крупную зыбь. Волны били в скалы.  Звенело от ударов о скалы. Тонко звенело   в воздухе, насыщенном водяной пылью. Волны отступали в море, обнажая мокрые валуны. Собравшись с силами и перестроившись, они снова бросались на приступ. Казалось, будто искали слабое место. Врывались в узкие, извилистые промоины. Они просачивались в глубокие трещины. Вода булькала, стеклянно журчала, шипела. Может быть, ей хотелось, со всего маху ударившись в незримую преграду,  вылететь обратно, взрываясь целым гейзером кипящей розовой пыли.

 

6. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

 

Десантные шлюпки выбросились на берег. По грудь в пенистой воде, держа над головой автоматы, прыгая по валунам, бежали немцы к форту. Вот уже приближаются к  скале. Вот  уже спускаются в открытые люки батарей.

Пасмурно.  Красный свет, мрачно озарявший остров и море, померк. Все вокруг стало монотонного гранитного цвета. Все, кроме флага на кирхе. От него во все стороны сияло красным светом.

 

7. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.

 

И посреди этого ада тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулеметы на все четыре стороны света. В этот страшный последний час   о   жизни было  решено не думать. Они знали, что умрут. Но, умирая, им  хотелось уничтожить как можно больше врагов. В этом состояла боевая задача. И они выполнили ее до конца. Стреляли точно и аккуратно. Ни один выстрел не пропал даром. Ни одна граната не была брошена зря. Сотни немецких трупов лежали на подступах к кирхе.

Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

4 May 2019

Спасибо за Ваше внимание, Марина Юрьевна!

4 May 2019

Полезный материал, Вера Сергеевна. Спасибо!

5 May 2019

Спасибо за внимание к моим работам, Наталья Юрьевна!

5 May 2019