Дидактический материал по теме «Односоставные предложения» в 8 классе
Дидактический материал по теме
«Односоставные предложения» в 8 классе
В.С.Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 5» г.Брянска
Пояснительная записка
В соответствии с перспективной моделью измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования одним из проверяемых является умение проводить синтаксический анализ предложений. Учащимся необходимо продемонстрировать умение проводить синтаксический анализ предложения, в частности, распознавать простые односоставные предложения, морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, умение различать односоставные и неполные предложения, односоставные и двусоставные. Именно на отработку этих умений и направлен предложенный дидактический материал, который может быть использован и на этапе подготовки к ОГЭ, а на этапе обобщения изученного в 8 классе.
Материал подготовлен на основе рассказа В.Катаева «Флаг».
1. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Несколько шиферных крыш виднелось в глубине острова. Над ними подымался узкий треугольник церкви с черным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо.
Безлюдно на каменистом берегу. Кажется, что море на сотни миль пустынно. Но это не так, ведь где-то близко стучат, скрипят, вздрагивают.
2. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Иногда далеко в море показывался слабый силуэт военного корабля или транспорта. Было бесшумно и легко, как во сне, как в сказке. Отходила в сторону одна из гранитных глыб, открывая пещеру. Снизу в пещере плавно поднимались три дальнобойных орудия. Поднимались выше уровня моря, выдвигались вперед и останавливались. Три ствола чудовищной длины сами собой поворачивались, следуя за неприятельским кораблем, как за магнитом. На толстых стальных срезах пахло маслом.
3. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Командир и комиссар молча смотрели друг на друга. Все было понятно без слов: остров со всех сторон обложили. Больше месяца горсточка храбрецов защищает осажденный форт от беспрерывных атак с моря и воздуха. Бомбы с яростным постоянством бьют в скалы. Торпедные катера и десантные шлюпки шныряют вокруг. Врагу хочется взять остров штурмом.
4. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Гранитные скалы стоят непоколебимо. Пахнет порохом и тиной. Враг отступает далеко в море, собравшись с силами и перестроившись, он снова бросается на штурм. Ищет слабое место и не находит его. Осажденный форт обороняют неистово.
Всю ночь в гарнизоне форта шили флаг, громадный флаг, который едва помещался на полу кубрика. Его шили большими матросскими иголками и суровыми матросскими нитками из кусков самой разнообразной материи.
5. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Незадолго до рассвета флаг размером по крайней мере в шесть простынь подготовили.
Тогда моряки в последний раз побрились, надели чистые рубахи и один за другим, с автоматами на шее и карманами, набитыми патронами, стали выходить по трапу наверх. Было пасмурно и ветрено. Светало медленно, как-то тяжело и мрачно.
6. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Ветер гнал крупную зыбь. Волны били в скалы. Звенело от ударов о скалы. Тонко звенело в воздухе, насыщенном водяной пылью. Волны отступали в море, обнажая мокрые валуны. Собравшись с силами и перестроившись, они снова бросались на приступ. Казалось, будто искали слабое место. Врывались в узкие, извилистые промоины. Они просачивались в глубокие трещины. Вода булькала, стеклянно журчала, шипела. Может быть, ей хотелось, со всего маху ударившись в незримую преграду, вылететь обратно, взрываясь целым гейзером кипящей розовой пыли.
6. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
Десантные шлюпки выбросились на берег. По грудь в пенистой воде, держа над головой автоматы, прыгая по валунам, бежали немцы к форту. Вот уже приближаются к скале. Вот уже спускаются в открытые люки батарей.
Пасмурно. Красный свет, мрачно озарявший остров и море, померк. Все вокруг стало монотонного гранитного цвета. Все, кроме флага на кирхе. От него во все стороны сияло красным светом.
7. Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные. Определите тип односоставных предложений.
И посреди этого ада тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулеметы на все четыре стороны света. В этот страшный последний час о жизни было решено не думать. Они знали, что умрут. Но, умирая, им хотелось уничтожить как можно больше врагов. В этом состояла боевая задача. И они выполнили ее до конца. Стреляли точно и аккуратно. Ни один выстрел не пропал даром. Ни одна граната не была брошена зря. Сотни немецких трупов лежали на подступах к кирхе.
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна