«Народная тряпичная кукла – закрутка», элементарные математические представления - вторая младшая группа.
НОД «Народная тряпичная кукла – закрутка», элементарные математические представления - вторая младшая группа.
Цель. Продолжать знакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством: народной игрушкой; закреплять порядковый счет в пределах пяти; продолжать умение ориентироваться в пространстве.
Задачи.
1.Обучить детей мастерить тряпичную куклу, проявляя фантазию и творчество.
2. Закрепить счет до 5, упражнять в различении цифр в пределах изученного числового ряда 1-5; продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве "перед", "между", "позади".
3.Вызвать интерес к народному творчеству. Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа.
Словарная работа: кукла-закрутка, кружева, солома, воск, игрушка-колокольчик.
Методические приемы: Создание развивающей среды, беседа, наводящие вопросы, диалог, использование музыкального сопровождения, рассматривание. Практическая деятельность.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Игрушки и изделия народных промыслов». Обращается внимание на материал, из которого сделана посуда и игрушки (воск, глина, соломка, лоза, лён, дерево). Разучивание русской народной игры «У Маланьи, у старушки». Разучивание колыбельной песни. Рассказ о народных обычаях и традициях. Беседа « Какие куклы я знаю». Познавательное развитие (ФЭМП) И. А. Помараева.
Материалы.
квадраты разноцветой ткани (20х20) для куклы;
нитки;
синтепон для набивки головы;
ножницы;
кружева для пояса.
Аудиозапись русских народных мелодий.
Ход занятия.
I. Вводная часть:
Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу
Воспитатель:
Ой, ребята, что я слышу?
Кто-то к нам сюда идёт.
Ну-ка, хлопнем веселее,
Пусть скорее нас найдёт!
На ширме появляется кукла закрутка.
- Ребята, давным-давно люди делали куклы из соломы, глины, ткани, дерева (демонстрация). Одевая куклу, девочки учились шить, ткать, вышивать. Они пели своим «дочкам» колыбельную, рассказывали сказки, вышивали на одежде красивые узоры.
Воспитатель выходит из-за ширмы, снимает покрывало со столика с русскими народными игрушками.
- Посмотрите, дети, сколько здесь разных красивых игрушек! (Игрушки стоят в ряд.). Вот это свистулька котик, это колокольчик на елку, это кукла в русском народном сарафане, это рыбка - подсвечник, а вот цыпленок из воска.
- Дети, из какого материала сделал мастер свистульку котика? (Из глины.)
- Какая здесь ещё есть игрушка из глины? (Рыбка)
- Из какого материала сделана кукла в русском народном сарафане? (Из соломы)
- Из кого материала сделан цыпленок? (Из воска.)
- Какая игрушка сделана из дерева? (Колокольчик новогодняя игрушка.)
- Давайте, дети, посчитаем, сколько здесь всего игрушек. (Дети все вместе пересчитывают игрушки. Затем воспитатель ставит игрушки колонной друг за другом.) Какая игрушка стоит первой (воспитатель дотрагивается до игрушки, стоящей слева от детей)? Какая игрушка стоит второй? Третьей? Четвертой? Пятой? Какая игрушка стоит между глиняным котиком и цыпленком из воска? Какая игрушка стоит перед соломенной куколкой? Какая игрушка стоит позади глиняной свистульки котика?
Физкультминутка «Игра с куклой закруткой»
На ширме опять появляется кукла.
- А теперь, давайте немного отдохнем. Давайте поиграем с этим красивым глиняным котиком-свистулькой. Если свистну один раз - прыгайте, дважды - приседайте, три раза - хлопайте в ладоши. Игра проводится 3-4 раза.
II. Основная часть:
- Ребята, как вы думаете, что означает поговорка «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»? (ответы детей)
- Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.
- Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.
-Давайте сделаем подружек для нашей куколки?
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
- Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь». Что означает эта поговорка? (ответы детей)
Да, ребята, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.
Воспитатель демонстрирует детям этапы изготовления куклы. (Звучит русская народная музыка)
1. Положите перед собой лоскуток ткани. Скручиваем лоскуток к середине по длинным сторонам.
2. Находим середину, формируем голову, набиваем синтепоном, завязываем ниткой. Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
3. Теперь будем делать руки. Свободные концы ткани выравниваем, и перетягиваем ткань нитками с обеих сторон. Ручки готовы!
4. Из оставшейся ткани свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.
5. Завязываем пояс и куколка закрутка готова.
(по ходу работы воспитатель подходит к детям, помогает).
III. Заключительная часть.
- Посмотрите, какие у нас получились красивые куклы закрутки! Давайте споем колыбельную нашим куколкам.
Звучит колыбельная, дети выполняют движения под музыку.
Кияйкина Наталья Федоровна