Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Народные тряпичные куклы
PPTX / 1.88 Мб
/data/files/r1666254700.pptx (Народные тряпичные куклы)Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Автор: Ульянова Татьяна Александровна, воспитатель, МКОУ «Богородская СОШ» с/п «Богородский детский сад».
Мастер класс рассчитан для детей подготовительной группы детского сада и воспитателей. Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.
Актуальность. Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре посредством изготовления тряпичной куклы-закрутки.
Задачи.
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.
2. Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
3. Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
4. Закрепить у детей трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
Предварительная работа: интегрированное занятие «Народы России», игра-путешествие «Знакомство с бытом и культурой русского народа», досуг «подвижные игры разных народов России», просмотр презентации «История возникновения игрушки. Игрушки из глины, соломы, дерева, ниток, ткани…»
Оборудование и методическое оснащение:
- Презентация на тему «Народные тряпичные куклы»;
- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
- один квадрат (10х10) и две полоски цветной ткани для сарафана;
- треугольный лоскутик для косынки;
- белые нитки;
- вата для объема;
- тесьма для пояса.
- Запись с русской народной музыкой;
- Образец куклы (изготовленной педагогом ранее).
- распечатанные картинки кукол.
План мастер-класса:
Организационный момент;
Новый материал;
Дидактическая игра. Музыкально-подвижная игра;
Практическая работа;
Закрепление изученного материала; Итог.
Ход мастер-класса:
Организационный момент.
Дети рассаживаются на ковре полукругом возле воспитателя.
Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас!
Здравствуйте, ребята.
Отгадайте загадку:
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка? Дети: Кукла.
Новый материал.
Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах.
О народной кукле сейчас Вам расскажу,
А если Вам понравиться,- как сделать покажу.
Показ презентации и рассказ педагога.
1 слайд. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
2 слайд. Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно.
3 слайд. Народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Дети: Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов.
4 слайд. Кукла на счастье.
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
5 Слайд. Пеленашка.
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
6 слайд. «Кубышка-травница».
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
7 слайд. Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
8 слайд. Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
9 слайд. Сёмик и Семичиха
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
10 слайд. Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
11 слайд. Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
12 слайд. Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.
Дидактическая игра. «Какой куклы не стало».
Педагог вывешивает на доске картинки кукол из презентации (5-6 штук), дети встают у стульчиков, отворачиваются и закрывают глаза, в это время педагог убирает одну картинку. Дети должны догадаться, какой куклы не стало.
Воспитатель: Ребята, куколка передала нам платочек, давайте с ним поиграем.
Подвижно-музыкальная игра с платочком. Дети встают по кругу, у одного из них – платочек. Педагог включает русские народные песни. Песня звучит – дети передают платок, песня останавливается – у кого в руках платочек – выходит танцевать в центр круга.
Практическая часть. Технология изготовления куколки.
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание.
Получилась скрутка - рулик. Это «туловище» нашей куколки
На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.
Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.
Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.
Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Закрепление изученного материала; Итог.
Когда возникли первые игрушки?
Дети: В глубокой древности.
Из чего их делали?
Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.
Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.
Названия каких кукол вы запомнили?
Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?
Дети: кукла-скрутка.
Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.