Внеклассное занятие на тему «Наши братья-близнецы из дикого леса» (5–6 классы)
Внеклассное занятие «Наши братья-близнецы из дикого леса»
(Что-то очень важное о баснях И.А.Крылова)- к 255-летию писателя.
Поэт и мудрец, слились в нем воедино. (Н.В.Гоголь)
Цель: познакомиться с творчеством замечательного баснописца.
Планируемые результаты
Предметные: умение применять самостоятельно информацию, полученную на уроке. Метапредметные: умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формировать и аргументировать собственную точку зрения.
Личностные: воспитание патриотизма, любви и уважения к прошлому Отечества
Подготовка к уроку. Для проведения урока учащиеся готовят
1 группа - рисунки по басням Крылова
2 группа - инсценировка по басне Крылова
3 группа- басня собственного сочинения
Ход урока:
Слово учителя. Россия - самая богатая лесами страна мира. На её территории расположено около четверти всех лесов планеты. А вот и таёжные массивы. Дремучий лес, непроходимые тропы, дикие животные, суровый климат – это все характерно для тайги. Среди всех лесов планеты, она занимает самую большую часть – 17% суши всей планеты – это тайга. Политика нашей страны направлена на сохранение лесов.
– Слышали вы когда-нибудь о Красной книге? Красная книга - это официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных, дикорастущих растений и грибов.
- Ребята, а кто является хозяином лесов? О ком заботятся лесники? Кого охраняют?
Медведь.
Медведь не защищает других животных от врагов, а сам является их врагом. Его называют хозяином лесов из-за того, что он среди лесных обитателей тайги считается самым сильным. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах и ему подражали в танцах.
Часто медведь является героем литературных произведений, фольклора.
- Вспомните. Что такое фольклор? Это устное народное творчество.
-Назовите сказки, в которых встречается медведь.
-Для наших предков, медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель домашнего очага. Поэтому и сегодня изображение «хозяина тайги» находится на гербах некоторых русских городов и областей. И в некотором смысле, он является символом русского характера и России.
- Как вы думаете, почему тема нашего занятия звучит так «Наши братья-близнецы из дикого леса»? ( В баснях проявляются черты людей)
- Очень наблюдательным был и Иван Андреевич Крылов. Он любил животных, которые встречаются в баснях и напоминают нам людей.
-Что вы помните о баснописце?
Интересные факты биографии.
*Крылов очень хорошо знал и любил музыку и сам был прекрасный музыкант, знаменитую басню "Квартет" написал со знанием дела. У него вообще часто в баснях упоминаются музыканты и музыкальные инструменты.
*Отец Крылова очень любил читать книги и привил свою любовь Ивану. Он научил его грамоте. Ивану исполнилось только 9 лет и, чтобы помочь семье, пришлось рано пойти на работу. Его взяли на должность канцеляриста. Работая в суде он переписывал документы, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, басни, стихи, за это начальник его бил.
*Ваня любил бродить по торговым площадям, наблюдая за детьми, сидеть на берегу Волги, слушая разговоры людей. Придя домой, рассказывал маме что видел и изображал забавные сценки, которые тут же сочинял. Он писал пьесы для театра и, конечно же, басни, прекрасно рисовал, играл на скрипке. Ваня решил стать писателем.
*Кроме книг, Крылов любил путешествовать. Целое десятилетие он потратил на то, чтобы изучить культуру и быт Руси, и побывать в разных ее частях. Более того, этот процесс был для него вдохновляющим.
*У "дедушки Крылова" был отличный аппетит. Крылов очень любил много и вкусно есть. Он мог съесть неограниченное количество пищи в любое время дня и ночи.
*Всего при жизни писателя вышло 9 сборников и 236 басен. Большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, каждое из его произведений — это поучительный шедевр.
- Что такое басня? Это нравоучительное произведение в стихах или прозе. В баснях высмеиваются пороки людей.
Пресс-центр: аллегория, мораль, ирония.
Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — изображение абстрактного понятия через конкретный образ. Аллегория часто используется в сказках и баснях. Пример, Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Мораль в басне — совет или наставление читателю, либо обличение пороков человека. Мораль находится в начале или в конце басни.
Ирония - это насмешка над кем-то или чем-то в произведении. Например, в известной басне Крылова "Стрекоза и Муравей" есть такие строки: "Ты все пела? Это - дело!". Муравей с иронией обращается к стрекозе, насмехаясь над ее действиями, из-за которых у нее появились проблемы. Таким образом, читатель понимает, что Стрекозе нужно было не петь, а действительно заниматься приготовлениями к осени.
- Вспомните основоположников басни? (Эзоп, Лафонтен) Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например, Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.
- Какие образы встречаются чаще всего у Крылова? Самым часто встречающимся образами являются Волк и Лиса. Чуть меньше мы встречаемся в баснях со Львом, еще меньше – с Ослом, Собакой, Овцой , далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея.
- Выше мы с вами говорили про хозяина леса - Медведя.
В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).
Чтение учителем басен или прослушивание аудио. «Пустынник и Медведь», «Медведь в сетях»
В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:
Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:
«Что изо всех зверей мне только одному
Никто не сделает упрека,
Чтоб мертвого я тронул человека».
На что получает ответ:
«Так лучше бы ты мертвых ел
И оставлял живых в покое».
- Ребята, есть ли у вас домашние животные?
Многие из вас назвали кота- символа домашнего уюта, теплой печки, вкусной сметаны.
Кот – удивительное животное, которое живёт практически у всех людей дома. Он является любимейшим и наиболее распространенным домашним животным. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Особенный интерес представляет образ кота в русских народных сказках. В одних сказках – это хороший, добрый кот – помощник человека, в других – хитрый, ленивый зверь – ворюга, в третьих – злобное маленькое существо, часто связанное с нечистой силой.
В баснях И.А.Крылова кот - частый гость.
Инсценировка басни «Кот и повар».
Басня «Кот и повар» написана Крыловым в 1812 году. Впервые она была опубликована в журнале-сборнике «Чтение в Беседе любителей русского слова», в 1813 году. Поводом для написания басни стали события, связанные с Отечественной войной 1812 года.
Строки из этой басни «А Васька слушает, да ест» стали нарицательными и со временем превратились в пословицу, которую многие теперь считают народной. С тех пор это знаменитое выражение стали использовать тогда, когда человек полностью игнорирует любые замечания в его адрес и продолжает заниматься своим делом. В басне «Кот и повар» Крылов высмеивает также людей, проявляющих медлительность, нерешительность и склонность к бездействию.
Прослушивание басни «Волк и кот».
- О чем эта басня? Как вы её поняли?
Мораль басни «Волк и Кот» заключается в том, что человек, делая зло окружающим, не может рассчитывать на их помощь, если сам окажется в беде. В этом случае человеку остается лишь винить самого себя за свою недальновидность.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«…сам себя вини:
Что ты посеял — то и жни.».
Суть и смысл басни «Волк и Кот» отражены в русской народной пословице:
Что посеешь, то и пожнешь.
- Сюжеты басен Крылова вечны. А вот язык потихоньку устаревает: нынешним школьникам приходится пояснять некоторые слова. Но все равно басни делают свою работу: сюжет и герои вызывают эмоции, а те, в свою очередь, побуждают к разгадке аллегории. Мы сопоставляем ее с жизнью, находим параллели и видим поступок со стороны, на расстоянии.
5. Мини-викторина.
Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы
1. «А ларчик просто открывался»? («Ларчик»)
2. «У сильного всегда бессильный виноват»? («Волк и Ягнёнок»)
3. «Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!»? («Слон и Моська»)
4. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь»? («Квартет»)
5. «Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши!»? («Стрекоза и Муравей»
6. «А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут»? («Прохожие и собаки»)
7. «И с возом бух в канаву»? («Обоз»)
8. «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом»? («Осёл и Соловей»)
9. «А Васька слушает да ест»? («Кот и Повар»)
10. «Да чтоб гусей не раздразнить»? («Гуси»)
6. Басня собственного сочинения.
- Ребята, ученику нашего класса очень нравятся басни И.А.Крылова. К юбилею баснописца он сочинил басню. Послушайте, пожалуйста.
Змей и голубь (басня)
Уж говорили сколько раз,
Что та лишь дружба хороша,
Где доброе с добром
Дружно. Для малыша
Рассказ поведаю такой,
Чтоб знал его младой…
_____________________________________
В темнице долго дремлет змей,
Ты подходить к нему не смей.
Но голубь белый,
Очень смелый,
Приблизился к окну.
- Привет!
Сказал туда он смело.
В глазах у змея посветлело,
Открыл он их.
Наш голубь стих.
-Здравствуй, здравствуй, гость незваный,
Что сидишь в окне ты, странный,
У меня? За триста лет
Смельчака такого нет.
Вести беседу чтоб со мной..
Ты куда, дружок, постой?!
Голубок наш ни ногой, ни крылом не может сдвинуть,
Уж окошко то покинуть…
Слово за слово, вот так
Подружились друг и враг…
Голубь рад, что дружат с ним,
У него ведь друг один!
И почти что каждый день
Прилетать ему не лень.
К той темнице,
Наша птица
Прилетела в сотый раз.
Продолжаем наш рассказ..
Змей сказал:
-Мой друг сердечный,
Буду благодарен вечно
Я тебе, когда милок,
Ты мой добренький дружок,
Дашь свободу мне, сломай
Прутья эти своим носом,
Милый голубь!
- Без вопросов!
Рад тебе всегда помочь!
Вот проходит третья ночь..
Голубь время всё трудился,
И трудом своим гордился.
Все готово, голубь думал, что похвалит его друг.
Вылез из темницы вдруг
Змей. Как спасителя он сможет наградить?
Решил его он просто проглотить..
И злодей теперь свободен,
Друг ему не нужен вроде
Того голубя белого,
Добродушного, младого…
Дмитрий Золотарёв (6 б класс)
7. Подведение итогов. Как известно, многие басенные сюжеты Крылова не новы: они встречались и у Эзопа, и у Лафонтена. Однако Ивану Андреевичу удалось наполнить их русским национальным колоритом – в первую очередь, благодаря свободному, богатому, ироничному народному языку. Крылов был первым, кто осмелился заменить им высокий слог. Это случилось тогда, когда считалось, что обыденная речь не должна появляться на страницах книг.
А выросли знаменитые басни вовсе не из благополучной сытой жизни. Все забавные моськи, волки, лисы, мартышки и бараны из басен появились благодаря испытаниям. Тяжелое детство, бедность, обивание порогов открыли для Ивана Андреевича сущность людей. На себе он испытал их жадность, лукавство, обман, жестокость, глупость, равнодушие.
Такой опыт мог озлобить душу, убить талант. Но Крылов нашел остроумное применение своему знанию людской натуры: стал говорить «истину вполоткрыта», как он сам характеризовал басни. Через аллегории, через образы животных описывал человеческие страсти. Читайте басни Крылова с удовольствием!
9. Домашнее задание. Проект на тему «Лиса в фольклоре и баснях Крылова» или «Волк в фольклоре и баснях Крылова»