Тема "Научные открытия и изобретения Средневековья".
Цель урока: Установить какие главные научные открытия и технические изобретения были сделаны в Средние века, определить значение каждого открытия для дальнейшего развития общества.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Выделить причины технического прорыва в XI-XV вв. в Европе, провести анализ фактов;
2. Определить значение открытий и изобретений в период Средневековья для дальнейшего развития общества.
Развивающие:
1. Продолжить отработку навыков выделения главного в тексте, составления таблицы;
2. Правильно находить причинно-следственные связи;
3. Продолжить формировать навыки логично и быстро думать в проблемной ситуации.
Воспитательные:
1.Формировать уважение к великим изобретателям Средневековья.
Общедидактические задачи: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Основные понятия: водяной двигатель, домны, каравелла, астролябия, книгопечатание.
Личности: Иоганн Гуттенберг, Христофор Колумб.
Структура урока.
1. Организация внимания обучающихся.
Приветствие обучающихся
Проверка готовности к уроку
2. Беседа по вопросам домашнего задания
Опрос пройденного материала: устные вопросы
Индивидуальная работа-тест
Физминутка
3. Работа по теме урока
Целеполагание и мотивация
Постановка проблемного задания на урок (создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи)
Изучение нового материала (активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам)
Систематизация и обобщение новых знаний
4. Закрепление (ответ на проблемное задание)
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Слайд№1
| Учитель приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, надеюсь у нас сегодня хорошее настроение. Желаю успешной работы. Дежурные кто отсутствует в классе? | Дежурные докладывают об отсутствующих. |
2. Опрос пройденного материала по вопросам и индивидуальная работа - тест
|
Слайд№2
Слайд№3
Слайд№4-8
Слайд№9
| Сегодня мы продолжим изучать культуру Западной Европы в Средние века. Чтобы вспомнить изученный материал, я предлагаю вам поработать с индивидуальными тестами и вопросами.
Вопросы по домашнему заданию: -Дайте определение понятию: архитектура.
-Назовите 2 архитектурных стиля, существующих в Средние века?
- Определите на слайдах №4-8 к какому архитектурному стилю относятся данные архитектурные сооружения?
- Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? - Какое представление о мире было в ранее средневековье? Период позднего Средневековья - это время научных открытий и изобретений.Технические изобретения и открытия, появление и усовершенствование орудий труда обычно ведут к изменениям в жизни общества. Произошло ли подобное в истории Средних веков, узнаем на нашем уроке. Предлагаю в начале урока сыграть в игру, которая называется «Кот в мешке». Я буду называть описание предметов, ваша задача - узнать что это. Этот предмет был изобретен в 13 веке в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанный в его честь, сказал, что именно эта вещь автора увеличивают заслуги короля. Психологи считают, что, одевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Что это? (ОЧКИ) Этот предмет появился достаточно давно, но только в средние века итальянцы научились делать его плоским, таким мы его знаем и сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в глубоком секрете. Долгое время этот предмет считался предметом роскоши, рамы для него изготавливались из ценнейших пород дерева и украшались драгоценными камнями. Ну а в Россию его привез Петр первый. Что это? (ЗЕРКАЛО) Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен. Но только в средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратились в предмет первой необходимости. (ЧАСЫ) Этот предмет создан немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом. Сам автор свое творение назвал "Земное яблоко". (ГЛОБУС) |
Проверка теста
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Ответы учащихся
|
Физминутка |
| Видеофрагмент физминутки |
|
Целеполагание и мотивация |
Слайд 10
Слайд 11 | Итак, ребята. Мы с вами узнали о нескольких изобретениях, которые появились в средние века. Но на самом деле их было намного больше. Может быть, исходя из услышанного и увиденного, вы сами назовете тему сегодняшнего урока.
Правильно, ребята тема нашего урока сегодня «Научные открытия и изобретения Средневековья».
Мы с вами сегодня на уроке узнаем о научных открытиях и технических изобретениях XI – XV вв, определим значение каждого открытия для дальнейшего развития общества. А для этого я предлагаю вам отправиться в историческую экспедицию. Нам обязательно понадобятся маршрутные листы. | Учащиеся предполагают тему урока. |
Постановка проблемного задания на урок Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи. | Слайд 12 |
Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вам обратить внимание на проблемное задание нашего сегодняшнего урока: «Какие изобретения привели к революции в жизни средневекового общества»- на этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
| Учащиеся слушают учителя |
Изучение нового материала |
Слайд №13
Слайд№14-15
Слайды 16-17
Слайд№18 Работа с учебником стр. 246-249 пункт 5 (заполнение таблицы) | Учащиеся начинают заполнять таблицу "Технические открытия и изобретения Средневековья". По окончанию изучения темы проверим данную таблицу. В Средние века процветали астрология и алхимия. Астрологи утверждали, что по звездам можно определить будущее. Как вы думаете, изучая расположение звезд и светил, ученые способствовали накоплению знаний в области каких наук? Алхимики были заняты поиском «философского камня». Они верили, что при помощи него любой металл можно превратить в золото. Таким образом, деятельность алхимиков способствовала накоплению знаний в области каких наук? Например, были открыты и усовершенствованы способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, созданы многие химические приборы. Книгопечатание. С развитием науки и мореплавания возрастал объем знаний, потребность общества в образованных людях, а значит и в книгах для обучения. Ранее книги переписывались вручную. Они стоили очень дорого. Иоганн Гутенберг в середине 15 века изобрел книгопечатание. В 1456 г. Гутенберг выпустил первую печатную книгу-Библию. В итоге примерно за 50 лет было напечатано около 20 млн. экземпляров. Изобретение книгопечатания способствовало развитию образования и науки. Вся накопленная людьми информация стала распространяться быстрее. Вопрос: Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества?
| Учащиеся слушают учителя и заполняют таблицу «Научные открытия и изобретения Средневековья» в тетрадях.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Ответы учащихся (Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям).
Самостоятельная работа с учебником
|
Систематизация и обобщение |
Слайд№19 | Итак, ребята, вы правы, именно эти изобретения изменили средневековое общество, благодаря именно этим изобретениям человечество сделало очередной важный шаг – шаг к Новому времени.
А теперь, зная самые главные изобретения Средневековья, предположите каковы были причины научных изобретений и открытий. | Проверка таблицы " Технические открытия и изобретения Средневековья "
|
Закрепление учебного материала
|
Слайд№20 | Ребята, Давайте вернемся к проблемному вопросу, который был поставлен в начале урока и ответим на него. Какие изобретения были сделаны в Средневековье? Задание (продолжите фразы о средневековых изобретениях) 1. Со многих точек зрения железо было полезно, чем золото. Без железа народ не смог бы….. (примерный ответ- ни защищаться, ни поддерживать господство, ни обработать землю, ни построить дом)
2. Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит…. (книгопечатание)
| Учащиеся устно отвечают |
Подведение итогов урока |
|
| Выставление оценок. |
Домашнее задание |
| Параграф № 30, задание 4 на стр. 250 | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Рефлексия |
| «Кораблик». -Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус. | Учащиеся оценивают свою работу |