12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Серебренникова Елена Анатольевна159
Работаю учителем начальных классов. Педагогический стаж 15 лет. Имею первую квалификационную категорию.
Россия, Новосибирская обл., р.п.Мошково
5

Научно-исследовательская работа по теме: «Почему мы так говорим или значение ударения в слове»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мошковская основная общеобразовательная школа»

Мошковского района


 

Научно- исследовательская работа по теме:

«Почему мы так говорим или значение ударения в слове».

Выполнила:

Иванова Марина Денисовна, ученица 4 «А» класса

МКОУ Мошковская ООШ

Руководитель:

Серебренникова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов 1-ой кв. категории

МКОУ Мошковская ООШ


 


 

Мошково 2015г.

Оглавление

I.Введение………………………………………...........................3-4

II. Основная часть……………………………………………....5

1. Роль ударения в словах……………………………………..5

2. Разноместность ударения…………………………………...5-6

         3. Классификация слов в зависимости от ударения………….6-8                      

         4.Практическая работа…………………………………………8-14

IV.Заключение……………..............................................................15

V. Список литературы……………………………………………16

VI. Приложение……………………………………………………17-21

 

Введение

Современные условия жизни устанавливают свои правила. Даже если Вы образованы и начитаны, впереди у Вас большое будущее, или Вы уже состоявшаяся личность, одно лишь неверно произнесенное слово может поставить крест на Вашей карьере. Вы хотите этого? Естественно нет. Именно поэтому правильно произносить слова так важно в современном обществе.

Грамотная речь способна открыть многие двери. Всегда и везде будут приветствоваться люди, обладающие грамотной устной речью.

Каждому из нас нужно уметь ставить ударение в словах. Поскольку его правильная постановка говорит о грамотности человека и о том, насколько хорошо он владеет речевой культурой.

«Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией... Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей».

Исходя из всего выше сказанного, я считаю, что тема, выбранная мной, актуальна.

Цель исследования: сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова; убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной теме;

Изучить классификацию ударений в словах;

Выяснить причины неправильной постановки ударений в словах;

Провести исследовательскую работу на выбранную тему.

Объект исследования: ударение в словах.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы, интернет источников;

Сравнение информации различных источников;

Анализ изучаемого материала;

Социологический опрос.

Ожидаемые результаты:

Получить знания, умения и навыки в самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации;

Расширить знания о правильной постановке ударения в словах, причинах неправильной постановки ударений;

Привлечь внимание сверстников к данной проблеме.

 

 

Основная часть

1.Роль ударения в словах.

Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.

Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок - они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов. пОлки – полкИ, бЕлки-белкИ, зАмок- замОк, мУку- мукУ.

Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красИвее, щавЕль, звонИт…

Как я убедилась, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.

2.Разноместность ударения.

В русском языке ударение разноместное, т. е. место его не фиксировано: ударение не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу слова (например, первому, последнему, предпоследнему) или к определённой части слова (например, к основе или окончанию) и может падать на любой слог слова и на разные его части. Это видно из таких, например, слов, как: вЫвел, накрЕпко; стОлик, дЕвочка, холОдный, берЁза; розовАтый, активИст; спалА, рукАми, молокО, привелА, профессорА, учителЯми– где ударение падает на разные слоги слова и на разные его части (на приставку, корень, суффикси окончание).

В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксировано, и ударение прикреплено к определённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно всегда падает на начальный слог слова, в польском и грузинском – на предпоследний слог, в армянском и французском – на последний слог и т. д.

Разноместность ударения используется в русском языке для различения слов. Достаточно различия в месте ударения, чтобы слова, одинаковые по составу своих фонем, различались по смыслу. Сравним: зАмок и замОк, прОпасть и пропАсть, звОнок и звонОк, хлОпок и хлопОк, Орган и оргАн, Атлас и атлАс, пАрит и парИт, МашИна и мАшина, прЯди и прядИ, вИна (им. пад. мн. ч.) и винА (им. пад. ед. ч.), стЁкла (им. пад. мн. ч.) и стеклА (пр. вр.), сУшу (вин. пад.) и сушУ, тУшу и тушУ, стУжу и стужУ, нОшу и ношУ, пИщу и пищУ, плАчу (от плакать) и плачУ (от платить), крОю (от крыть) и кроЮ (oт кроить), мОю и моЮ (местоим.), пАрами и парАми, пОтом и потОм, знАком и знакОм, Уже и ужЕ, сАмого и самогО.

В некоторых случаях разноместность ударения, не создавая совсем нового значения, придаёт слову особую стилистическую окраску или особый оттенок значения. Сравним, например, слова молодЕц, девИца, шЁлковый, а также мИлый, чЕстный, со словами мОлодец, дЕвица, шелкОвый, милОй, честнОй, которые имеют особый народно-поэтический колорит.

Слова нАчатый, Избранный, слУжащий, хвАлящий, лЮбящий, в современном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при переносе ударения на второй слог слова приобретают несколько книжную окраску (начАтый, избрАнный, служАщий, хвалЯщий, любЯщий).

3. Классификация слов в зависимости от ударения.

Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. А причина этого проста – в русском языке нет единых правил постановки ударения. Встречаются случаи, когда ударение зависит от смысла. При склонении или спряжении слов ударение может перемещаться – это также осложняет правильность его постановки. В большинстве случаев его надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Попробую частично выполнить его функцию.

Начну с самых простых слов, которые мы постоянно слышим и сами регулярно употребляем в речи: договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля. Как уже упоминалось выше, необходимо не ошибиться с ударением в случае склонения слов: например, вОлка, вОра. При постановке слов во множественное число ударение часто изменяется: директорА, кружевА, сирОты. Но: аэропОрты, договОры, бухгАлтеры. Для удобства запоминания перечисляемых слов выделю в отдельные группы существительные, ударение в которых падает на первый слог: гЕнезис, дОгмат, знАмение, Искра, Иконопись, кОмпас, мАркетинг, фОрзац; и на последний слог: диспансЕр, дрофА, жалюзИ, жерлО, киломЕтр, кремЕнь, коклЮш, столЯр, христианИн, шассИ.

Существительные с прочей постановкой ударения, которые не вошли в две верхние группы, укажу здесь: вероисповЕдание, дремОта, пулОвер, рожЕница, феЕрия.Отдельно отмечу «растительные» существительные: каучУк, ревЕнь, щавЕль, но пИхта, свЁкла; и прилагательные: грУшевый, слИвовый, но кедрОвый.Несомненно, в постановке ударения в прочих прилагательных тоже частенько случаются ошибки: гЕрбовый, оптОвый, портОвый, грунтовОй, ценовАя.

Про краткие формы тоже забывать не будем: глУхи, гОрьки, рЕдки, но грубЫ, светлЫ, дружнЫ.Не оставим без внимания и прочие части речи, их формы: дЫшащий, завИдный, зубчАтый, красИвее, мозаИчный, новорождЁнный, прадЕдовский, прибЫвший, принЯвший, прозорлИвый, скОлькими, украИнский.

Далее перейдём к глаголам: бралА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, поднятА, порвалА, баловАть, воспринЯть, облегчИть; заперлАсь, сбылАсь; включенО, звонИт, повторИшь; сЕрдится, чЕрпать. Хотелось бы также отдельно выделить так называемые «провОды» и «проводА»: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, путепровОд, но – электропрОвод. В данном случае важно понять значение слова.

Также существуют и такие слова, ударение в которых можно ставить по своему выбору, к примеру: твОрог или творОг, нарАщенные или наращённые (ногти, но никак не нарОщенные), пОдал или подАл. Представленные примеры правильности постановки ударения в словах просто запоминаем, а за прочими – обращаемся к орфоэпическому словарю и также запоминаем.

Практическая часть

Следующим этапом моей работы было наблюдение за речью среди взрослых и обучающихся нашей школы, а именно учеников 4 класса. Эта работа помогла выявить слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки в ударениях.

Социологический опрос.

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.

Как видите, данный опрос показал, что в современном обществе люди говорят не совсем грамотно.

Социологический опрос.
На этом этапе работы я проводила исследование среди обучающихся 4-го класса (15 человек).

Первым этапом была работа над ответами на поставленные вопросы.

На втором этапе я решила проверить, насколько правильно обучающиеся ставят ударение в словах. Я раздавала карточки и предлагали поставить в словах ударение. Для удобства распределила слова на 3 группы по частям речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Имена

существительные

Имена прилагательные

Глаголы

каталог, щавель, квартал, торты, банты, свёкла, договор,

водопровод, цепочка, статуя, средства, туфля,

искра, компас, столяр.

кухонный, сливовый, украинский, оптовый, новорождённый, экспертный

звонит, начался, облегчит, баловать, кашлянуть, отдала, ворвалась, дождалась.



Обработанные данные я представили в таблице и на диаграммах.

Результаты ответов на поставленные вопросы.

№ вопроса

Вопрос

Ответы

1

Играет ли роль ударение в словах?

Да – 14чел.

Нет – 0 чел.

Не знаю – 1чел.

2

Для чего нужно ставить ударение в словах?

Чтобы правильно произносить слова- 6 чел.

Чтобы правильно говорить – 6 чел.

Чтобы слово правильно звучало – 1 чел.

Для красоты слова и понятия – 1 чел.

Не знаю – 1 чел.

3

Зависит ли смысл слова от его ударения?

Да – 13 чел.

Нет – 0 чел.

Не знаю – 1 чел.

Возможно – 1 чел.

4

В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

В орфографическом -4 чел.

В словаре словарных слов -2 чел.

В толковом словаре -2 чел.

В словаре ударений – 1чел.

В орфоэпическом словаре- 1 чел.

Не помню – 1 чел.

Не знаю – 4 чел.

5

Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

Да – 4 чел.

Нет – 3 чел.

Нет, потому что не знаю, как произносятся некоторые слова – 2 чел.

Не всегда- 5 чел.

Процентов на 90-97 – 1 чел.

Результаты постановки ударений в словах.

Имена существительные.

Имена прилагательные

Глаголы

Обобщив полученные результаты, я стала внедрять различными способами правильные варианты слов. Для этого проделала следующую работу:

Оформила в классе уголок «Говори правильно», в котором поместила слова с правильной постановкой ударения (каждые две недели слова обновляются). Применив, таким образом, наглядный метод.

2.Изготовила и раздала обучающимся нашей школы, а так же прохожим на улице листовки с лозунгом «: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте нашу речь!» (отразив в ней слова с правильной постановкой слов).

        

Приготовила для обучающихся и учителей буклеты с рифмовками для лучшего запоминания правильного произношения слов.


Заключение

Выполнив теоретические и практические исследования, я сделала выводы, что ударение - важнейший элемент устной речи. В русском языке его значение очень велико. Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших отделов правописания, а именно: правописание безударных гласных. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам.

Мне хотелось бы обратиться ко всем со словами: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте речь!»

И закончить своё выступление я хотела бы небольшим музыкальным сопровождением.

Список используемой литературы

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55952/;

http://www.liveinternet.ru/users/5175327/post322360832;

http://www.ctege.info/knigi-po-russkomu-yazyiku-dlya-podgotovki-k-ege/pravilnoe-udarenie-s-slovah-tablitsa-udareniya-dlya-ege-po-russkomu-yazyiku.html;

http://fonetica.philol.msu.ru/akcent/raznomest/index.html;

http://voprosum.ru/udareniya-gde-stavitsya-udarenie-v-slove;

http://5-ege.ru/pravilnoe-udarenie/;

Универсальный словарь русского языка - Санкт-Петербург Издательская группа «Весь», 2010г.;

С.И.Ожегов Словарь русского языка - Москва «Русский язык», 1989г.;

Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов ЭКСМО - Москва, 2011г.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок.

Свёкла плакать начала,

До корней намокла:

– Я, ребята не свекла,

Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, свЁкла.

(П. Синявский)

***

Сперва –

Их на кусочки режьте.

А следом –

Открывайте рты –

И с наслажденьем

ТОрты ешьте!

Ошибкой будет

Есть тортЫ!

(С. Белорусец)

***

Отлетела от костра

И погасла быстро –

Коль неверно, то искра,

Если верно – Искра!..

(С. Белорусец)

***

Стол,

Нами купленный

И в кухню

Занесённый, –

Зовётся

КУхонный,

А вовсе не

Кухонный!..

(С. Белорусец)

***

Доезжай до поворота:

Вот дворец, вот вход – ворОта.

***

Он – начальник

И в момент

Нам подпишет докумЕнт.

***

Красит стены нам маляр.

Полки делает столЯр.

***

Для строителей в момент

Машина привезет цемЕнт.

***

Как работать неохота!

Одолела нас дремОта.

***

Вот – ведро,

Вот – мусор.

Вот – длинный

МусоропровОд.

***

Этот камень очень сильный

И достаточно красивый.

Бей его хоть целый день.

Не расколется кремЕнь.

***

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталОг.

***

На полке сметана,

На полке творОг.

Хотел кот слизать,

Но достать он не смог.

***

Начинить чтоб пирог,

Ты купи-ка творОг!

***

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задалА...

(А. Пушкин)

***

Для приземленья попроси

Пилота выпустить шассИ.

(И. Агеева)

***

Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ.

(И. Агеева)

***

Прежде чем дела кончать,

Нужно их сперваначАть.

(И. Агеева)

***

Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

Без талантов если ты,

Повяжи себе бантЫ.

(И. Агеева)

***

В тюрьме три года будет вор –

Судом объявленприговОр.

(И. Агеева)

***

Тяжела была работа –

В теле всём теперь ломОта.

(И. Агеева)

***

Жалко весь, так дайте хоть

Кекса вашего ломОть.

(И. Агеева)

***

Не налезли шорты –

Долго ели тОрты!

***

Срубили ель,

Сорвали щавЕль.

***

Наша баба Фёкла

Красная, как свЁкла!»

***

Как у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы.

***

Я ужасно утомлённый –

Брат не спит новорождЁнный.

Не смыкает ночью глаз,

Криком громким будит нас.

(И. Агеева)

***

Мы целый день

С тобой хохочем,

Остановиться

Всё не хочем…

Сказать, вернее, –

Не хотИм.

Всё хохотим,

Да хохотим!..

(С. Белорусец)

***

Ногти лучше не грызи и задерни жалюзИ.

***

В офис к нам прокрался вор и похитил договОр.

***

Баба испекла пирог, да забыла про творОг. Был, должно быть, дОрог на базаре твОрог. (обе формы в рамках нормы)

***

Нам оставил он в залог сто рублей и каталОг.

**8

Завершается квартАл, кто теперь богаче стал?

***

Надевая шорты, вспомнил он про тОрты.

***

Дождь прошел, намокла в огороде свЁкла. И заметил сокол, сколько мокрых свЁкол.

Долог путь окольный, вкусен борщ свекОльный.

***

Любишь сладость-карамель, а полезнее щавЕль. Говорили о земле, о котле и щавелЕ.

***

Кто на площади стоит, по мобильномузвонИт?

***

Чтобы слез не проливать лучше уж не баловАть.

***

Быть куда красИвее поможет платье синее.

***

Чтобы много не тащить, нужно ношу облегчИть.

***

Прокисший слИвовый компот быстро слили в огород.

***

ЧЕрпать черепом черешню.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.