Урок русского языка в 6 классе «Почему мы так говорим?»

0
4
Материал опубликован 21 April 2016

Здесь будет файл: /data/edu/files/t1458995656.pptx (Почему мы так говорим? Презентация.)

Автор: Тюменцева Ксения Алексеевна.

Полное название образовательного учреждения: МАОУ СОШ № 27 г. Тюмени.

Предмет: русский язык.

Тема: «Почему мы так говорим?»

Класс: 6.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М. Разумовской.

Время реализации занятия: 40 мин.

Цель урока: расширить представление детей о современном состоянии русского языка.

Задачи урока:

- повторить материал по теме «Лексика»;

- развивать критическое мышление;

- способствовать воспитанию речевой культуры;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к слову.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма урока: ток-шоу.

Оборудование: бутафорский микрофон для ведущего; книги: словарь В.И. Даля, «Славянорусский корнеслов» А.С. Шишкова, «Тайны русского слова» В.Д. Ирзабекова.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Вступительная беседа «Достойны ли мы сокровищ»?

5

Ток-шоу «Почему мы так говорим»?

Язык уходящий.

10

Словесный бурьян.

5

Проблема национальной безопасности.

5

От кого и как спасать язык?

5

Заключительное слово «Наш трудный и умный русский язык».

5

Подведение итогов (рефлексия).

5

Ход урока:

I. Вступительная беседа «Достойны ли мы сокровищ»?

Учитель. Русский язык! Великий, могучий, прекрасный, свободный… Великий язык великого народа… Сотни поколений создавали это сокровище, хранили его в чистоте, чтобы передать потомкам…

Но можно ли сказать, что мы, потомки, оказались достойными этого сокровища?

Многие учёные, общественные деятели, писатели указывают на то, в каком бедственном состоянии сейчас находится наш великий и могучий русский язык. Говорят, что он нуждается в спасении и в очищении – от иностранных слов, от жаргона, от безграмотного коверканья и уродливого словотворчества.

Так ли плачевно состояние русского языка в нашем обществе? Что мы можем сделать, чтобы очистить наш родной язык? Эти вопросы мы обсудим сегодня. Знакомьтесь с нашими гостями: спасателями (имена, фамилии), агентами национальной безопасности (имена, фамилии), тинейджерами (имена, фамилии) и девушкой в маске.

Начинаем обсуждение.

II.Ток-шоу «Почему мы так говорим?» (1, 2 слайд)

Язык уходящий.

Учитель. Первая часть ток-шоу уходящий». Даю слово спасателям.

Спасатель 1. Ребята, попалось мне недавно слово интересное - замолаживать. Как вы думаете, что оно означает? (3 слайд)

(Дети высказываются.)

Спасатель 2. Странно, слово русское, а смысла его не понимает. Придется брать словарь. Так (листает с В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка четырех томах» (пересказывает своими словами словарную статью): замолаживать, одно значение: привести пиво или квас в броже­ние хмелем; другое значение: заволакиваться тучками, клониться к ненастью.

Спасатель 1. Вот такие разные значения, но ни в том, ни в другом смысле никто этого слова сейчас не употребляет. И та­ких слов, которые забылись, вышли из употребления, в словаре Даля немало.

Спасатель 2. Во времена Даля высшее общество было ото­рвано от народа, аристократы даже говорили на французском язы­ке, преклонялись перед всем иностранным. Для них русский язык был чужим, непонятным. Поэтому им нужен был словарь. Но, с дру­гой стороны, как языковед-любитель, Даль видел, какие сокровища таятся в русском языке, и, если эти сокровища не сохранить, они могут исчезнуть, и тогда новые поколения русских людей не смогут понять своих предков.

Учитель. Составление словаря - это титанический труд, это самый настоящий подвиг. (Учитель задает вопросы.)

- О Дале говорили, что он спасает слова. Справедливо ли это утверждение?

Как вы думаете, от чего или от кого понадобилось спасать русские слова?

Владимиру Далю удалось таким образом спасти 200 тыс. слов. А прошло каких-нибудь 200 лет, и многие эти слова оказались забыты, никто ими не пользуется. Так для кого же трудился Даль? (Дети высказываются.)

Учитель. Да, В.И. Даль спасал русские от забвения, от неправильного употребления, от иностранной лексики, которая их поглощала. Но понадобилось ли это потомкам? Спросим у юного художника.

Юный художник. Ребята, нам в 1 классе дали задание - нарисовать иллюстрацию к такому четверостишию Пушкина (4 слайд):

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Сначала мы попытались разгадать значение непонятных слов, и вот до чего додумались.

Ямщик - это человек, который копает ямы, поэтому рисовать нужно с лопатой.

Бразды - это зверьки такие (они же пушистые!), помесь дрозда и бобра.

Кибитка - летательный аппарат кубической формы (некоторые даже называли его кубитка).

Труднее всего было понять, что такое «сидит на облучке», самые изобретательные решили, что это обруч.

И вот какая у нас получилась иллюстрация.

...Над землей несется кубическая летающая железяка, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пуши­стых браздов, а за всем этим, сидя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает мрачная личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.

Учитель. А какую картину нарисовали бы вы?

(Дети предлагают свои варианты.)

Как вы думаете, о чем говорит этот случай, который реально произошел с первоклассниками одной из российских школ?

(Дети высказываются.)

Примерные ответы детей:

- Ребята мало читают.

- Дети не умеют пользоваться словарем, не хотят расширять свой словарный запас.

- Дети не уважают родной язык, не знают истории.

- Родители плохо воспитывают, не учат любить Родину.

- Эти слова слишком редко встречаются в современной жизни, трудно осуждать бедных первоклассников.

III. Словесный бурьян

Учитель. Вторая часть ток-шоу называ­ется «Словесный бурьян». В.И. Даль говорил, что язык - это вековой труд целого поколения. Как же трудится над языком наше новое поколение? Тут у нас присутствуют представители современной молодежи - тинейджеры, спросим у них.

Тинейджер 1. Мы считаем, что наше поколение внесло большой вклад в развитие русского языка. Мы напридумывали кучу новых слов (загибает пальцы, считая): комп, прикид, родаки, при- кольнуться, перец, лох, отстой, туса, тусовка и т. п.

Тинейджер 2. Составили даже свой мини-словарь, чтобы родаки нас понимали. Вот какие у нас там есть слова (по очереди чи­тают слова из словаря, сопровождая чтение соответствующими жестами). (5 слайд)

Парень - перец, крендель, пельмень, чел.

Отрицательные эмоции - отстой.

Положительные эмоции - колбасит, кул, зашибись.

Играть - рубиться.

Игра - игруха.

Деньги - лавэ, бабло.

Развлекаться - угорать, торчать, колбаситься.

Что-то необычное - фенька, феня.

Прозвище - кликуха.

Не работает - глючит, кирдыкнулся.

Хороший, известный, знаменитый, изысканный, блиста­тельный, изумительный, успешный, находчивый - крутой.

Тинейджер 1. Во-вторых, мы наизобретали кучу разных полезных словечек-паразитов, с помощью которых можно долго и много говорить, когда нечего сказать. Особенно полезно их ис­пользовать на экзамене. Вот послушайте.

Тинейджер 2. Ну, шведы, чисто конкретно, типа, осадили Полтаву, потом, как бы, в натуре, проиграли, короче, блин, проду­ли сражение, типа, чисто конкретно, Полтавскую битву.

Тинейджер 1. Ну, у шведов же, вообще, был Карл XII, ну, как бы, король, ну, вообще, короче, например, типа Александра Македонского.

Учитель. Спасибо нашим гостям за ин­тересную информацию. Что скажете, ребята, об этих представителях нового поколения?

Как называются слова, которые они «напридумывали» и «на­изобретали»? В какой мере обогатили эти слова современный русский язык?

Примерные ответы детей:

Жаргонные слова, слова-паразиты засоряют русский язык.

Эти слова свидетельствуют о низкой культуре тех, кто их ис­пользует.

Учитель. Но настоящим бедствием для современного русского языка стало другое явление. Наши коррес­понденты записали несколько видеосюжетов. Посмотрите эти мате­риалы, потом мы их обсудим.

(Выходят 2-3 пары учеников, разыгрывают диалог.)

- Классный плейстейшн у чувака!

- Гламурный!

- Как насчет бодибилдинга и фитнеса?

- Нет, лучше дайвинг.

- Устроился на работу супервайзером в гипермаркете.

- А я мерчендайзером в супермаркете.

- У нас бизнес-ланч в 10 утра в блин-хаусе, там жесткий фейс-контроль.

- А у нас в суши-баре, только там дресскод - кимоно.

- Послушай, ты геймер, хакер или юзер?

- Я байкер!

- Как насчет шопинга в уикенд или пати, а может, махнем на би­еннале?

- Нет, мой бойфренд предлагает пикник.

- Ты давно юзаешь эту прогу?

- Года два.

- Так ее апгрейдить уже надо.

- О'кей!

Учитель. Вот такие разговоры мы услы­шали в метро, на улице, в магазине.

(Учитель задает вопросы.)

Понятны ли вам эти диалоги? Можно ли сказать, что это гово­рят русские люди? Или они специально хотят казаться нерус­скими?

Как вы думаете, если бы эти разговоры услышал англичанин, смог бы он что-нибудь понять?

А почему бы этим товарищам не перейти на полноценный английский?

Можно ли сказать, что участники этих диалогов уважают свою страну, свой язык, самих себя?

(Дети высказываются.)

Учитель (резюмирует высказывания детей). Действительно, участники этих диалогов изо всех сил хо­тят казаться американцами, ну уж и говорили бы по-английски, как говорили по-французски аристократы в старой России. Но английский-то надо учить, а тут достаточно усвоить набор словечек, и ты уже выше толпы, можешь корчить из себя аристократа. Но никаким аристократизмом здесь и не пахнет, а отдает холуйством, неуважением к своей стране, к своему языку, к самому себе.

А вот во Франции действует закон, запрещающий использование иноязычных слов. Например, за использование их в рекламе, в прессе, на телевидении берется дополнительный налог или штраф.

- Можно сказать, что французы любят свой язык, гордятся им и защищают его? Кто нам, русским, мешает так же любить и защищать свой язык?

(Дети высказываются.)

IV. Проблема национальной безопасности.

Учитель. Переходим к третьей части ток-шоу. Мы ее назвали «Проблема национальной безопасности».

(Учитель задает вопросы.)

Ребята, как вы относитесь к слову «безопасность»?

А к словосочетанию «национальная безопасность»? Как, по-вашему, что это такое?

(Дети высказываются.)

А какое это имеет отношение к чистоте русского языка? - спро­сите вы.

Дело в том, что, по утверждению ученых, проблема чистоты рус­ского языка становится сейчас проблемой национальной безопас­ности России. Передаю слово агентам национальной безопасности.

Агент 1. Во времена Пушкина был такой замечательный чело­век - Александр Семенович Шишков, которого называют еще патри­архом русской словесности. Боевой адмирал и госсекретарь, он ве­рой и правдой служил четырем царям, был министром просвещения и президентом Российской академии наук. Всю жизнь он боролся за чистоту родного языка, осуждал засорение его французскими словами, осуждал преклонение перед всем иностранным в жизни русских аристократов.

Агент 2. В этом увлечении всем французским Александр Семе­нович уже тогда видел угрозу национальной безопасности России. Он приводил интересное доказательство.

В то время среди дворян модно было приглашать в семьи фран­цузских гувернеров, чтобы дети с самого раннего детства, часто еще не усвоив русского языка, учились французскому, ведь этот язык был тогда распространен по всей Европе. На это Шишков так отве­чал в своей книге «Славянорусский корнеслов», приводя в пример древнюю мудрость: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». И в доказательство ссылался на книгу «Тайная история нового фран­цузского двора». В этой книге есть сцена: французские министры об­суждают, как им поработить Англию. Один из министров предложил самый лучший способ - распространить в Англии французский язык.

Агент 1. «Старайтесь, - продолжал он, - истребить в государ­стве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англи­чане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному француз­скому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском языке - и тогда Англия будет нашею рабою».

Как известно, англичане сумели отстоять и свою свободу, и свой язык и не стали рабами французов.

(Учитель задает вопросы.)

- Но какое это имеет отношение к нам, сегодняшним русским людям?

- Чем времена Шишкова похожи на наше время?

- Угрожает ли русскому языку истребление?

- Опасно ли сегодняшнее засилье английских слов для русского языка?

Примерные ответы детей:

У нас сейчас тоже стали терять связь с родным языком - за­быты песни, люди редко употребляют пословицы, сказки дети узнают в основном по мультфильмам, в современном переложении.

Тогда все подражали французам, а сейчас - американцам в одежде, в музыке, в языке.

Сейчас тоже с самого раннего детства учат детей английскому, даже отправляют их на учебу в Англию и Америку.

Вокруг очень много английского языка - в рекламе, в названиях товаров, фирм.

Истребление вряд ли угрожает, но люди отрываются от родного языка.

Засилье английского, может быть, временное явление, в основном характерное для детей, молодежи, а когда они станут старше, вспомнят родной язык.

Учитель. Настало время дать слово самой загадочной гостье нашего ток-шоу - девушке в маске.

Маска (кокетливо). Где нам за вами гоняться! У вас и мужики говорят по-французски! Вы умеете чепчики делать, и на головы накалывать, и цветы к цветам прибирать. Ради самого Парижа, не отступайте от нас! Будьте всегда нашими учителями, наряжателями, обувателями, потешниками, даже и тогда, когда соотечественники ваши идут нас жечь и губить! Отложим попечение о собственных науках, художествах, ремеслах. Станем припасать золото и платить им за все то, чего сами сделать не умеем. Мы не наживем славы, но зато проживем деньги...

Учитель. Попробуем отгадать: кто же эта маска? К кому обращен ее страстный монолог? Как его понять?

(Дети высказываются.)

Думаю, нужно обратиться за помощью к агентам национальной безопасности.

Агент 2. Этот пародийный монолог произносит любительница всего французского из книги А.С. Шишкова «Славянорусский корне­слов». Она обращается к своим кумирам - французам. А понимать ее монолог нужно так, что наши русские мастера ничего делать не уме­ют, все самое лучшее - у французов.

Агент 1. А корень всего этого Шишков видит в забвении сво­его родного языка. Его слова, кажется, прямо обращены к нам, лю­дям XXI в. (Читает.) «Свой язык упадает, потому что предпочитается ему чужой. Где чужой язык употребляется предпочтительнее сво­его, где чужие книги читаются более, нежели свои, там... все вянет и не процветает».

Агент 2 (читает). «Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений; полюби сперва несовершенство их, предпочти свое чужому, посели в него честолюбие, возроди ревность, возбуди в нем уважение к самому себе. Тогда природное дарование найдет себе пищу, начнет расти, возвышаться, делаться искуснее и, наконец, достигнет совершенства».

Агент 1 (читает). «Но покуда не возникнет в нас народная гордость, собственные свои достоинства любящая, до тех пор мы будем только смотреть, как делают иностранцы. Свой ум останется бездействен, дух непредприимчив, око непрозорливо, руки неискусны…»

Учитель. Согласны ли вы, что эти слова обращены к нам? Годятся ли для нас советы Шишкова о пробужде­нии народной гордости, об уважении к самим себе, о предпочтении своего чужому?

(Дети высказываются.)

V. От кого и как спасать язык?

Учитель. Вот мы и подошли к заключительной части ток-шоу. Действительно ли современное состояние русского языка так плачевно? Кто и как калечит родной язык? Что ему рожает? Нужно ли его спасать? И как это сделать?

Даю по одной минуте каждому гостю.

(Учитель дает микрофон гостям. Ответы заучивать не стоит, луч­ший дети скажут то, что думают.)

Примерные ответы гостей:

- Да, плохи дела, калечит язык сквернословие, и старые и молодые говорят матом.

- Дела неважные, молодежь почти не читает классику, так и вы­водят слова Толстого и Пушкина из употребления.

- Самый большой вред языку наносит компьютер, Windows - там все термины английские, вот молодежь и переделывает их на русский манер. Но молодёжь тут ни при чём – нужно создать русскую версию операционную систему, тогда все откажутся от английского.

- Нет, самый большой вред - это американские фильмы и му­зыка, оттуда весь жаргон и ругательства.

- Да ничего страшного не происходит, Шишков еще 200 лет на­зад говорил, что русский язык в упадке, в загоне, что кругом французские слова, а потом были и Пушкин, и Гоголь, и Тол­стой - прорвемся и в этот раз!

- Спасать нужно, причем срочно - всех заставить читать клас­сику по 100 страниц в день.

- Нужно ввести штрафы за иностранные слова, как во Франции.

- Нет, нужно штрафовать за матерные слова, а деньги - в фонд школы!

И т. п.

Учитель. Вы познакомились с мнения­ми наших гостей, а теперь хотелось бы узнать мнения слушателей.

(Дети высказываются.)

VI. Заключительное слово «Наш трудный и умный русский язык».

Учитель. Ребята, наша встреча началась с вопроса, и закончить ее я бы хотела вопросом.

А что означает слово «человек» (6 слайд)?

(Дети высказываются.)

Привычное для всех объяснение: чело - лоб, век - сто лет. Но так ли это? Ведь не каждый человек живет сто лет, век его быва­ет очень короток.

Может, правильнее толкование, которое дает Александр Семе­нович Шишков в упомянутой сегодня книге «Славянорусский кор­неслов»? Вот что он пишет: «В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название человек (то есть сло­весник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек».

Имя славяне сделалось из словяне, то есть словесные, одарен­ные словом люди.

В своем толковании Шишков исходит из того, что Бог в Еванге­лии - это Слово, значит, и рожденные от него - это словеки, чловеки, человеки. И может быть, не нам надо спасать наш язык, а это русский язык уже много веков спасает наш народ от безбожия, от одичания и гибели. Как считаете?

(Дети высказываются.)

В доказательство хочется привести такие факты: по сообщению Агентства медицинской информации, «дети, родной язык которых русский, показали более высокие уровни навыков чтения и лучшую познавательную функцию по результатам тестирования в Универ­ситете Хайфы».

И еще одно обнадеживающее сообщение: «Международная ас­социация оценки школьной успеваемости провела исследование по качеству чтения и уровню понимания текста среди десятилет­них школьников из 45 регионов мира. Было проведено исследова­ние умений 215 ООО учащихся младших классов грамотно читать, понимать прочитанное и использовать полученную информацию. Результаты российских школьников оказались впечатляющими! Ока­залось, что школьники из России читают лучше и быстрее усваивают содержимое текста, чем их ровесники из других стран. Они были признаны наиболее грамотными».

VII. Подведение итогов (рефлексия) (7 слайд).

Учитель. Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее ток-шоу?

Какие факты и мысли врезались в память?

Кто из участников ток-шоу вам больше всего понравился?

Довольны ли вы своей ролью в ток-шоу?

(Дети высказываются.)

Комментарии

Нет презентации, которая описана.

28 April 2016

Здравствуйте, презентация имеется.

29 April 2016

Спасибо.

29 April 2016

Очень интересный урок!

2 May 2016