Научно-исследовательская работа «Езиды: история моего народа» (9–11 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 53»
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЕЗИДЫ: ИСТОРИЯ МОЕГО НАРОДА»
Секция: ИСТОРИЯ
Автор: Тамоян Роман Азизович,
МОУ «СОШ № 53», 10А класс
Научный руководитель: Шарандина Валентина Владимировна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 53» г. Кургана
Курган, 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. История происхождения |
5 |
2. Религия |
8 |
3. Обряды и праздники |
10 |
4. Морально-этические нормы и быт |
14 |
5. Езиды сегодня |
18 |
Заключение |
21 |
Список источников и литературы |
22 |
Приложение |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность, каждый вправе пользоваться своим родным языком для общения, воспитания, обучения и творчества. Каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми религию (1). Именно о таком, гарантированном Конституцией РФ, праве и пойдет речь в этой работе. Данная исследовательская работа посвящена малоизвестной езидской религии и народу, который ее исповедует – езидам.
В «Основных итогах Всероссийской переписи населения 2002 года» в разделе «Национальный состав РФ» зафиксированы «езиды» как один из этносов России (4). Несмотря на это, большинство жителей России даже не знают о существовании такой национальности, как езиды, и такой религии, как езидизм. Незнание зачастую приводит к непониманию и неприятию, а от этого один шаг до национализма, сепаратизма и экстремизма. Россия – многонациональное государство, где нет маленьких людей и маленьких народностей.
Актуальность данного исследования вытекает из особенностей национальной политики нашего государства, которое выступает гарантом безопасности проживания и успешной деятельности любого этноса или народа, находящегося на территории РФ.
Целью исследования автор работы, как истинный сын езидского народа, поставил – провести комплексный анализ всех известных и, особенно, малоизученных данных об езидах и их религии, обобщить собранный материал и познакомить с ним широкий круг людей, интересующихся историей.
Исходя из цели исследования и учитывая состояние малой изученности темы в современной историографии, были определены задачи исследования:
изучить различные источники об езидской религии и народе, который ее исповедует – езидах;
рассмотреть исторические корни возникновения езидизма, формирования пантеона божеств, догматики и канонов этой своеобразной и древней религии;
выявить неразрывную связь езидизма с народом, который ее исповедует;
попытаться убедительно и по-новому раскрыть некоторые аспекты взаимоотношений езидов и народов других национальных конфессий;
познакомить с историей езидского народа школьников, студентов и историков-востоковедов, а так же самих езидов, которые, к сожалению, о своей религии из-за отсутствия литературы знают не более, а в некоторых случаях даже меньше, чем представители других народов.
Езиды и езидизм остаются загадкой по своему происхождению и основам вероучения не только для широкой массы русскоязычных жителей нашей страны, но и для самих езидов.
Источниковая база исследования охватывает широкий спектр опубликованных и в большей части неопубликованных материалов.
С точки зрения происхождения источники представляют собой рукописные монографии шейха Рустаме Шамиль и шейха Титале Давриш, а также серию специализированной литературы «Езидская книга», выпущенной Ярославской общественной организацией «Езиды».
В процессе работы над темой были использованы справочники, методические пособия, сборники документов по истории езидизма.
Взятые в совокупности разные группы источников позволяют решить намеченные задачи исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в рамках школьного изучения истории в историческом аспекте предпринято комплексное изучение малоизвестной езидской религии и истории народа, который ее исповедует.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащаяся в работе информация позволит расширить знания школьников, студентов и историков-востоковедов об езидизме, как уникальной религии, и езидах, как одного из этносов многонациональной России.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Многие народы в процессе своего формирования и борьбы за независимость прошли очень трудный, порою жестокий путь. Если же говорить о езидах, то их путь пролегал по острию исторических событий. Они уничтожались как народ Междуречья свирепыми ассирийскими царями, они уничтожались мидянами в процессе захвата Ассирии и внедрения своих законов и религии, они уничтожались при появлении новых мировых религий, которые искали любой повод, чтобы поглотить малые религии (6). Большинство народов, проливая кровь, отстояло хотя бы часть себя и своей религии и, в конечном счете, получило независимость. В этой борьбе езидский народ очень поздно сформировался и своего признания, к сожалению, так и не получил. Как религия езидизм также не нашел своего достойного места среди других конфессий. Более того, после появления мировых религий из-за противостояния исламу и скрытости своего учения езидизм стал предметом издевательства и преследования. Из-за отсутствия источников, езидизм стал спорной, проблематичной, не поддающейся изучению и анализу религией. Все это, в конечном счете, привело к массовой эмиграции езидов со своих исконных земель в другие регионы и страны.
Процесс эмиграции езидов начался в VII веке н.э., сразу же после установления и распространения ислама. По мере расширения исламской экспансии маленьким народам, отказавшимся принять новую религию, становилось все труднее жить в исламской среде. Попытка мирного обращения езидов в ислам не принесла нужного результата, поэтому началось преследование езидизма и насильственное обращение его последователей в ислам. Такие радикальные меры послужили толчком для ускорения эмиграции езидов со своих исконных земель, расположенных между двумя древними городами севера Ирака Эрбиль и Духок. Север Месопотамии, зажатый между двумя реками Тигр и Евфрат и ставший родиной многих древних народов Междуречья, теперь уже не мог удержать своих сыновей.
Первые переселения езидов в более безопасные места начались в VII в. после жестоких актов ряда мусульманских правителей, считавших, что любой иноверец, не принявший ислам и оказавший сопротивление его распространению, должен подвергнуться изгнанию либо уничтожению. Под страхом смерти, в надежде найти более спокойное пристанище езиды покинули свою родину и переехали в Сирию, Персию, в районы турецких гор (2).
Вторая волна переселений езидов связана с жестоким османским режимом, который был установлен в ХV веке и продолжался вплоть до начала Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.).
Надежда на мирное сосуществование с исламской религией была навсегда похоронена. Османцы поставили вопрос ребром: либо принимаете ислам, либо подвергнетесь физическому уничтожению. Такой ультиматум сделал свое дело, многие езидские племена полностью либо частично были обращены в ислам. Оставшаяся часть езидов стояла перед дилеммой: покинуть родные места и выехать в другие страны или же остаться на своих землях и защищаться до последнего. Каждый из этих вариантов нашел своих сторонников. Многие езиды предпочли остаться на своих местах, а если суждено умереть, то лучше умереть на родной земле, защищая ее. Другая же часть приготовилась к дальнейшей эмиграции в другие области Империи, где, по их мнению, было относительно безопасно (2, 3).
Третий этап эмиграции (XIX в.) привел часть езидов уже в Закавказье. Перейдя на территорию, подвластную России, езиды обосновывались, как правило, среди христиан в Армении, а затем и в Грузии, где жили вместе с этими христианскими народами, творили на благо своей новой родины.
После установления Советской власти в Закавказье езиды стали одним из многочисленных народов Советского Союза. Они стали активно участвовать в установлении новой власти, развитии страны и ее экономической мощи.
При Советской власти за 70 лет созидательной работы езиды дали Родине немало ценных кадров, которые трудились совместно с представителями других народов СССР в различных отраслях народного хозяйства. Это рабочие и труженики села, учителя и врачи, инженеры и химики, научные работники, государственные и политические деятели. В годы Великой Отечественной Войны езиды, как и остальные народы Советского Союза, защищали свою Родину. Многие так и не вернулись с войны, навсегда оставшись на полях сражений. Большая часть езидов, возвратившихся домой, награждена медалями и орденами за участие в боевых действиях в годы ВОВ, в том числе и высшими государственными наградами (4).
Согласно различным источникам, в настоящее время в разных странах мира проживают около З млн. езидов. Основная масса езидов проживает на своей исконной земле, на севере Ирака. В малом количестве они проживают в Турции, Сирии, Иране. В начале ХХ века часть езидов эмигрировала в Европу и Америку. Самая большая колония езидов в Европе проживает в Германии. Небольшими группами езиды живут в Северной Америке, Канаде, Австралии, в скандинавских странах (2, 3).
На территории бывшего СССР основная масса езидов проживала в Армении, Грузии и России. Только в Армении численность езидов составляла 80 тысяч человек. Немного меньше этого проживали в Грузии. Небольшое количество езидов проживало в РСФСР в основном в крупных городах и областных центрах. Процесс переезда езидов из Закавказья в Россию начался в 60-е годы, когда молодые люди выезжали в уже знакомые регионы, где, как правило, либо служили, либо учились и продолжали жить там с семьями.
После развала СССР начался очередной, четвертый болезненный этап эмиграции езидов, теперь уже из Армении и Грузии в Россию. Неблагоприятная экономическая ситуация в начале 90-х годов прошлого столетия вынудила езидов покинуть свои дома и выехать в различные регионы России в поисках работы.
В настоящее время в России мало регионов, где не проживают езиды. Во многих субъектах Российской Федерации открылись езидские общины, которые обрели установленный законом правовой статус (4).
РЕЛИГИЯ
Езидизм резко отличается от других религий. Во-первых, это религия одного народа – езидов. Во-вторых, религия и народ носят одно и то же название. Езидизм, история происхождения которого, уходит далеко в глубь веков, прошел очень сложный и трагический путь. Многие исторические события оказали влияние на развитие езидизма, но особую роль в этом процессе сыграл ислам. Как известно, эпоха Османской империи славилась своей жестокостью и нетерпимостью по отношению ко многим народам и религиям. В отношении езидизма она проявила себя особенно безжалостно и беспощадно, ибо езиды, по мнению мусульман, не относились к «ахл-уль-китаб», т.е. не были как христиане, мусульмане, иудеи последователями религиозного учения, в основе которого лежало признаваемое другими народами священное Писание.
В-третьих, современный езидизм отличается от религий других народов и тем, что у езидов наряду с единым Богом в его обширном понимании существует ряд божеств, которые свято почитаются. В некоторых случаях обращение к этим божествам происходит гораздо чаще, чем к самому Богу.
Как и у большинства народов, главенствующее место в езидском пантеоне занимает Бог. Для езидов он такой же сверхъестественный и единственный, как и в монистических культах. Он обладает абсолютной властью над миром.
Вслед за верховным Богом располагается троица божеств: главное божество – верховный ангел Малаки Таус, божество Езид и обожествленный после смерти пророк шейх Ади. Все обряды и праздники, молитвы и жертвоприношения совершаются в честь этой троицы, так как они являются основными божествами для всех тех, кто исповедует езидизм.
Самым древним божеством по происхождению считается верховный ангел Малаки Таус. Его образ отождествляется с образом одного из самых почитаемых богов древневавилонского пантеона – богом Набу (рис.1).
Божество Езид более позднего происхождения. Он олицетворяет бога Солнце и отождествляется с древнеиранскими богами. Особая роль этого божества заключается в том, что его именем назван и народ, и религия, которую исповедует народ. Не менее почитаемым является изображение древне-авестийского бога Агура Мазды – доброго старца и мудрого правителя, с которым отождествляется бог Езид (рис. 3, 4).
В езидской троице святых пророк Ади, а отличие от первых двух божеств, является вполне реальной исторической личностью. Источники утверждают, что он по своему происхождению даже не был езидом. Однако за преданность религии он, будучи знатным человеком, был возведен езидами в ранг святых, а затем стал почитаться ими как божество.
В плеяде, кому поклоняются езиды, последнее место занимают святые покровители. Как и у других народов, в езидизме существует ряд божеств-покровителей, каждое из которых ведает отдельной сферой жизни. Например, Хатуна Фархан – покровительница женщин и детей, Маме Шванн – бог мелкого скота, Зарзае Гаван – покровитель крупного рогатого скота и т.д. (7).
Основной святыней езидов считается храм Лалиш, который находится на севере Ирака недалеко от города Мосул (7). Лалиш – это священная земля для езидов всего мира. Согласно езидской легенде Лалиш – эта древнейшая земля, т.к. здесь сотворили Адама и Еву. Именно на этом священном месте верховный ангел Малаки Таус распорядился принести землю с четырех сторон света, и начался процесс сотворения мира (рис. 5, 6, 7, 8, 9).
Езиды не являются идолопоклонниками. Предметом почитания у езидов является санджак – статуэтка, изображающая божество птиц Малаки Тауса, который олицетворяется с образом райской птицы – павлина (рис. 10, 11, 12, 13).
Таких богатых источников как, например, Библия для евреев или же Коран для мусульман, у езидов не существует. Вся езидская теология из поколения в поколение передавалась устно, т.к. у езидов в течение длительного времени существовал запрет на чтение и письмо.
ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ
Несмотря на малочисленность езидов, их религиозные традиции очень богаты. Большинство езидов строго соблюдают обычаи своих предков. Прежде всего, это религиозные праздники и обряды. Каждый праведный езид совершает ежедневную трехразовую молитву: утреннюю, дневную и вечернюю. При совершении молитвы молящийся должен обратить свой взор либо к солнцу, либо в сторону Лалиша – святыни езидов.
Особо радостным событием у езидов считается торжество по случаю снятия «пучка первых волос с головы мальчика». Эта церемония у езидов аналогична мусульманскому обрезанию или же христианскому крещению. Когда у езида рождается мальчик, родители его не стригут, пока шейх (духовный представитель рода) с его головы не снимет пучок первых волос, или чуб. Для этой цели каждая семья выбирает своего «семейного» шейха. Как только шейх узнает о рождении мальчика в семье своего подопечного, он должен выбрать время посетить главу семьи для снятия пучка волос с головы его сына. Если по каким-то причинам шейх долго не имеет возможности приехать, то мальчика стригут, но пучок нетронутых волос оставляют на его голове до совершения обряда. При снятии пучка волос шейх читает молитву, благословляя мальчика и желая ему всяких благ. После официальной церемонии начинается застолье, которое длится допоздна (2, 3).
Среди обрядов и праздников особое место занимает езидская свадьба (рис. 17). Многолюдная, веселая, насыщенная свадебными обрядами, она длится не менее трех дней. Одним из основных компонентов свадьбы является украшение дерева желания «Дара мраза» (рис. 16) и поднятие его над порогом на следующий день, когда невеста переходит порог дома жениха. За день до свадьбы, вечером, молодежь под музыку, с танцами и пением, во главе со свидетелем свадьбы, близким другом жениха, украшает заранее подготовленное дерево желания (связанные вместе 2-3 ветки) конфетами, фруктами и, обязательно, яблоками. На следующий день, когда свадебная церемония подъезжает к месту проведения свадьбы, веселая танцующая толпа подводит невесту к порогу, на котором стоит жених и свидетель с украшенным деревом в руках. Согласно обычаям, жених должен сорвать яблоко с «Дара мраза» и ударить (бросить) им по голове невесты, тем самым, подтверждая, что свадьба состоялась.
Ритуал с яблоком у езидов считается одним из древнейших свадебных обрядов и несет назидательный характер. Согласно древней легенде, будущий муж ударяет жену по голове таким же яблоком, которым в древности (первобытности), послушав змея, согрешила Ева, испробовав его, от чего стала беременной, т.е. грешной, и была выдворена из рая. Этот поучительный обряд, который передается из поколения в поколение, и сохранился только у езидов, является символом покорности жены перед мужем, женщины перед мужчиной, вообще символом наказания женщины за грехи и непослушание первой женщины Евы. Такие обряды ярко свидетельствуют о древности народа, который соблюдает их. Езиды – единственный народ, который до сих пор соблюдает этот символический поучительный обряд, тем самым, подтверждая свою стойкость к переменам и перипетиям истории (7).
Одним из самых священных и почитаемых в езидизме является обряд захоронения. Учитывая малочисленность езидов, на церемонии похорон, как правило, присутствуют почти все езиды, которые каким-то образом услышали об этой печальной вести, и имеют возможность почтить память умершего, независимо от родственных отношений с его семьей. Вопрос присутствия на похоронах считается делом чести каждого и строго учитывается родственниками усопшего. В Ярославской и Свердловской областях были случаи, когда похоронная процессия состояла из более чем ста машин, а присутствовало на похоронах более шестисот мужчин и женщин (6).
Езиды, проживающие на территории бывшего СССР, обязательно отмечают «день поминовения» посещением могил близких. Этот день приходится на середину июня в четверг. В этот день рано утром режут жертвенного барана и готовят мясное кушанье. Близко к полудню почти одновременно собираются все семьи и едут на кладбище. Затем все, кто приехал на кладбище, накрывают два общих стола для мужчин и женщин и приглашают всех к столу. По обычаю положено поднять за упокой усопших три рюмки, не чокаясь при этом. Мероприятие заканчивается чтением молитв. После того, как народ разойдется, вся оставшаяся пища отдается бедным (6).
Езиды верят в священность некоторых мест, где происходили значительные и памятные события или же они подверглись воздействию природных сверхъестественных сил (удара молнии и т.д.). Такими местами могут быть монастыри, могилы знаменитых шейхов, мосты (рис. 14), горы, скалы, деревья и т.д. В эти места выезжают периодически на паломничество для исцеления больных, для удачи членов семьи, для умножения скота и богатства и совершают там жертвоприношение.
Езиды, как и многие народы Востока, суеверны и верят как в злых духов, так и в добрых. После длительной полосы неудач, чтобы отогнать злых духов, необходимо сделать жертвоприношение. Святым покровителям приносят в жертву животных для умножения богатства и удачи.
Особое значение у езидов имеют многочисленные религиозные запреты. Эти запреты имеют древние корни и по своему происхождению относятся к сабейским обрядам. Согласно древнеезидским обычаям, по различным причинам запрещено употребление таких продуктов, как мясо петуха, так как тот имеет сходство с павлином, символом божества Малаки Тауса, рыбы, так как рыбы спасли пророка Иоанна, и он не утонул в пучине вод. Запрещено мясо газели, употребление тыквы, капусты, салата (2 ,3).
Раньше среди езидов было запрещено также чтение с той целью, чтобы езиды в книгах иноверцев не читали запретные слова. Здесь следует отметить, что как такового религиозного запрета на чтение и письмо не было. Это был лишь запрет отдельных религиозных деятелей, которые, боясь разоблачения в незнании тех или иных догм и обрядов, запрещали езидам читать и писать, при этом сами они также оставались неграмотными. Впоследствии этот запрет оказал огромное негативное влияние на развитие езидизма в целом.
Два праздника у езидов имеют особое значение. Первый – это праздник в честь рождения божества Езида, который отмечается в декабре. Второй – праздник в честь пророка шейха Ади, который отмечается в феврале. Этим праздникам предшествует трехдневный пост. Посты начинаются в ночь с понедельника на вторник и заканчиваются в четверг вечером. Во время поста езид в дневное время не должен есть, пить, курить, иметь интимную близость, сквернословить и т.д. Последний прием пищи должен быть не позже рассвета, обычно до пяти часов утра. Кушать разрешается после захода солнца, вечером, когда собирается вся семья, и с молитвой глава семьи начинает ужин. Конец трехдневного поста, пятница, считается праздничным днем. В этот день с раннего утра во всех семьях накрывают столы, ходят по домам, поздравляют друг друга.
Праздник в честь дня рождения божества Езида совпадает с днем рождения авестийского бога Митры, который празднуется в третьей декаде декабря (7). Как известно, христиане-католики 25 декабря также отмечают рождество Христово. Этот же праздник православные отмечают 7 января по старому юлианскому календарю. Считая этот день вообще днем рождения богов, езиды в третьей декаде декабря, после трехдневного поста, в пятницу с раннего утра празднуют этот день как день рождения своего божества Езида.
Второй пост, который соблюдают в честь шейха Ади, проводится в середине февраля. Он совпадает с христианским праздником масленицей, т.е. масляной неделей, предшествующей великому посту. Как известно, этот праздник называется еще и праздником проводов зимы (2).
Один из главных и веселых праздников езидов – это праздник Нового года, который у многих других народов Востока считается праздником весны и называется «Науруз». Помимо всеобщего веселья, одной из особенностей этого праздника является выпечка новогоднего кулоча (по-христиански – кулича). Новогодний пирог – кулоч выпекают в священный день – среду, а в четверг утром делят на порции и раздают родственникам, друзьям и соседям (3).
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И БЫТ
В процессе формирования езидизма большую роль сыграл морально-этический аспект этой религии, впитавшей в себя самое лучшее из древних верований. В этом плане религия езидов оказала огромное воздействие на нравственность самого езида, формирование его характера в духе справедливости, верности своему народу и религии. Правдолюбие и справедливость, стыд и стыдливость, миролюбие и смиренность, благотворительность и пожертвования – таковы основные критерии, на которых основывается вся морально-этическая сторона езидизма (6).
Сам езид по своей натуре – общительный, доброжелательный и вежливый. Как истинный представитель Востока, он человек слова и чести. Без веских причин первым не вступает в конфликт, а накалившуюся ситуацию старается разрядить мирным путем. Езид всегда стремится делать добро, помогать бедным, никогда не желает другому зла, а попавшему в беду всегда готов прийти на помощь. У каждого езида очень развиты чувства чести и стыда за содеянное. Поэтому езиды свою религию называют еще и религией «стыда и справедливости». Стыд, прежде всего, – это стыдливость детей перед родителями, младшего перед старшим, это послушание и уважение. Любое дело езид всегда стремится делать так, чтобы потом за него не было стыдно. Такова мораль езидов (6).
Езиды, как и большинство народов Востока, очень гостеприимны. Еще с древности, проводя большую часть своего времени в борьбе за выживание, они всегда были рады мирной идиллии, особенно в приятном обществе гостей у своего родного очага. Езиды всегда готовы принять гостей и оказать им самое радушное гостеприимство, угощая самым лучшим из того, что есть в доме.
Езид должен быть солидарен со своими соплеменниками. Предавший свой народ езид заслуживает всеобщее презрение и рано или поздно уходит на другое место жительства, где его мало знают. Езид должен зарабатывать и кормить семью только честным путем. Нажитое нечестным путем рано или поздно оборачивается не благом, а несчастьем.
Езиды в отличие от мусульман, пьют вино и водку. Предлагая тост за кого-либо, езиды, как правило, сначала воздают хвалу одному из святых покровителей, а затем только предлагают тост за конкретного человека, при этом, прежде всего, выражая добрые пожелания представителям всех народов, а затем только данному человеку и всему его роду (2, 3).
Согласно морально-этическим нормам езидизма, дети у езидов должны уважать своих родителей и вообще старших, быть им послушными. Непослушание детей может привести к их наказанию и даже проклятию со стороны родителей и старших. Таким детям не может быть места среди родных и односельчан, среди своего народа, и они рискуют остаться без родного очага, быть выдворенными из отцовского дома (2, 3).
Каждый праведный езид должен отпускать бороду и усы, а на голове отрастить длинные волосы, которые надо заплетать в косу. Таков внешний вид езида. Однако все эти атрибуты езидского мужчины остались в прошлом. Помимо духовенства лишь малое число езидов соблюдают их, в основном это те езиды, которые проживают на исторической земле. Современные же езиды отращивают только усы, считая, что все остальное – это элементы архаизма, признаки отсталости и не соответствуют современному укладу жизни (7).
Национальный костюм у езидских мужчин очень практичный, хотя и пестрый. Он вполне соответствует тем горным условиям, в которых они, как правило, живут. Мужчины носят широкие шаровары, куртку, длинный пояс, а на голову надевают войлочный конусообразный колпак. Старейшины так же, как и религиозные деятели, носят белоснежное длинное одеяние.
Езидская женщина в отличие от мусульманской женщины, более раскрепощена, независима, пользуется большим уважением у мужчин. Кроме свадебной фаты она никогда не носила и не носит закрывающее лицо покрывало, свободна в своем выборе при замужестве, активно участвует в семейной жизни, имеет свое место и вес в жизни общины. Езидская женщина имеет равные права с мужчинами, она уважаема, имеет свое мнение, работает и зарабатывает. Многоженство в езидизме запрещено. Крайне редкие случаи многоженства осуждаются общественным мнением, а допустивший многоженство становится всеобщим посмешищем как приверженец ислама.
Женщины у езидов очень красивы, стройны, гибки. Езидская женщина носит пеструю, яркую и красочную одежду. Закрепленные на поясе спереди и сзади два разноцветных куска материи, обшитые снизу разноцветными лентами, составляют вместе нарядную двухцветную юбку. Спереди езидка завязывает нарядный фартук. Молодые девушки носят на голове белый прозрачный платок, украшенный бусинками. Знатные дамы носят круглый женский головной убор, украшенный серебряными или же золотыми монетами. Таково традиционное одеяние езидки на исторической земле (6).
Синий цвет у езидов запрещен, так как он приносит несчастье. К синему цвету приравнивается темно-зеленый цвет, т.к. он близок к синему, кроме того, является цветом ислама, а также черный цвет, который традиционно считается траурным цветом. Поэтому эти цвета не употребляются в одеяниях езидских женщин, кроме траурных церемоний, где наряду с черным употребляются также темно-синий и темно-зеленые цвета (6).
В отношении к другим религиям езиды очень терпимы, и относятся к ним с уважением. Несмотря на вековые гонения со стороны иноверцев, они уважают религиозные чувства всех народов. Если в прошлые века между езидами и мусульманами были враждебные взаимоотношения из-за непризнания последними езидизма, то в настоящее время религиозные отношения между ними становятся все лучше и лучше, особенно с мусульманами-курдами и арабами (2, 3). Имеется много случаев, когда курд или араб в знак большого уважения просит именно езида взять его сына на руки при совершении ритуала обрезания. То, что этот человек является самым уважаемым и почтенным среди мусульман, ни у кого не вызывает сомнения.
Что касается отношений между езидами и христианами, в частности, армянами, ассирийцами, халдеями, проживающими по соседству с езидами, то эти отношения можно назвать родственно-дружескими. В Ираке мало кто из ассирийцев, халдейцев и других представителей народов Древнего Вавилона не говорит на родном языке езидов, а для многих халдейцев, ассирийцев и армян, которые проживают среди езидов в Ираке и Сирии, этот язык является основным языком общения (2, 3).
Если в мечеть езиду путь закрыт или он сам не хочет ходить в нее, то церковь он периодически посещает. Езиды СНГ в основном ходят в армянскую церковь, а при ее отсутствии – в православную, где совершают свои молитвы и ставят свечи за близких и родственников. Езиды наряду с езидскими именами носят как мусульманские, так и христианские имена в зависимости от среды обитания. По мере развития езидского общества имена также претерпели изменения. Отдавая предпочтение проживанию в христианской среде, езиды тем самым отдалились от использования исламских имен, употребляя все больше христианские. В этом плане следует особо выделить езидов, проживающих среди армян и грузин. Они дают новорожденным как чисто армянские или грузинские, так и общехристианские имена. Называть детей мусульманскими именами среди езидов СНГ уже стало не актуальным (7).
У езидов бывшего СССР, большинство из которых теперь проживают на территории России, быт и внешний облик претерпели значительные изменения. Находясь вдали от исторической земли и поселившись среди других народов, они во многом адаптировались к местным условиям жизни, к местному быту, обычаям и укладу жизни того народа, среди которого они проживают. Европейский быт и культура активно внедряются в жизнь езидов. Остались в прошлом многие религиозные обряды. Пестрая и своеобразная национальная одежда езидов полностью растворилась в пучине европейского стиля. Езиды наравне с другими народами уверенно шагают в будущее (7).
Несмотря на все эти новшества, езидизм по-прежнему существует в своем традиционном виде. Ритм современной жизни лишь модернизировал это богатое древнейшее наследие. И если эта маленькая религия прошла через тысячелетия и дошла до наших дней, значит, она была, есть и будет всегда. Раз существует езидизм, значит, обязательно должны быть верные ему езиды, ибо это религия лишь одного народа – езидов.
ЕЗИДЫ СЕГОДНЯ
В настоящее время на территории Российской Федерации официально зарегистрированы езидские общины в Ярославле, Екатеринбурге, Сургуте, Дмитровграде (Ульяновская обл.), Туле, Нижнем Новгороде и Иркутске (7).
Весной 1996 г. на общем собрании этнических езидов в городе Ярославле было принято решение о создании общественной организации, которая должна регулировать и направлять жизнь езидских общин в соответствии с нормами и традициями езидов. Здесь был принят устав организации «Езиды» (рис. 18), зарегистрированный отделом юстиции администрации Правительства РФ 22.05.1996г., что подтверждает Свидетельство о регистрации № 518. Таким образом, организация «Езиды» является юридическим лицом, созданным в соответствии с российским законодательством и реализующим цели и задачи, поставленные в уставе.
Общественная организация «Езиды» (рис. 20) централизует и координирует действия езидских общин в различных областях РФ, помогает в организации и регистрации новых общин, осуществляет культурный и информационный обмен. Основным направлением ее деятельности является сохранение богатого культурного и духовного наследия езидов.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 17.06.1996 г. № 74 – ФЗ «О национально-культурной автономии» в городе Ярославле в 1998 году организована и зарегистрирована «Ярославская городская езидская «национально-культурная автономия» (рис. 21) (рег. № 886 от 20.05.98). Первая и пока единственная национально-культурная автономия езидов в РФ призвана сохранить и развивать езидское культурное наследие, по мере возможности координировать деятельность других езидских общин в области культуры.
Езиды совместно с другими народами, проживающими в Российской Федерации, активно выступают со своей культурной программой в рамках фестиваля «Народные гулянья» в городе Москве и других культурных программах страны (рис. 27). Выступление езидских коллективов всегда отличается своим профессионализмом, национальным колоритом, народным фольклором и необычными национальными костюмами. Активность езидских зрителей на этих культурных мероприятиях, их приобщение к культуре других народов свидетельствуют о солидарности всей езидской общины с представителями других национальных общин.
Езидская община – первая общественная организация, отправившая свою эмблему на Международную орбитальную станцию. Это событие произошло 8 сентября 2000 года при участии российских космонавтов Ю.И. Маленченко и Б.В. Морукова (рис. 25). Эмблема была возвращена в Ярославль и в мэрии города в торжественной обстановке вручена Президенту Езидской общины Ф.Р. Полатову (рис. 22). Этот факт ярко свидетельствует о стремлении совета Общины участвовать во всех сферах жизни страны.
Одна из задач общины – это оказание помощи в формировании и правовом оформлении, а также организации работы езидских общин в других субъектах РФ. Такая деятельность ведется давно, но сейчас принимает глобальный характер. Это направление включает в себя вопросы культурного обмена, обеспечения литературой и другими необходимыми материалами.
Одна из основных целей Общины на современном этапе – добиться хотя бы правильного написания и толкования слов «езиды» и «езидизм» в справочной и официальной литературе, официального признания езидов в качестве самостоятельного этноса со своей отдельной религией.
В будущем Общине предстоит решить такие серьезные вопросы, как проблема изучения езидского языка молодым поколением, выбор алфавита, ибо их несколько, преодоление трудностей организационного характера в осуществлении самого преподавания и т.д. Другая немаловажная задача – это решение ряда религиозных вопросов совместно с духовенством относительно восстановления и проведения обрядов и религиозных праздников езидов.
В настоящее время в РФ проживает 31 тысяча езидов. На территории Кургана и Курганской области езидская диаспора сегодня насчитывает около 70 человек (2). Первым езидом, поселившимся в Зауралье был Шароян Гасан Агитович, который в 1958 г. служил в Кургане в армии, затем женился и остался здесь жить с семьей. Гасан Агитович жил в городе Кургане до 1986 г., затем вместе с женой эмигрировал в Украину. В городе остался его сын Альберт и дочь Маргарита. У сына родились двое сыновей: Гасан и Рустам; оба занимаются восточными единоборствами. Гасан – серебряный призер чемпионата Мира по каратэ-до шотока. Рустам – победитель первенства России по каратэ-до.
Вслед за Шароян Г.А. в Курган приехал Тамоян Вазир Семенович, который женился на сестре Гасана Агитовича. Тамоян Вазир Семенович является дедушкой автора исследовательской работы; у него родилось трое детей, которые, закончив ВУЗы, все остались жить в Кургане и родили своих детей. Старшая дочь Вазира Семеновича – Зинаида – закончила КГУ и сейчас работает учителем в МОУ «СОШ № 53», воспитывает двух детей, один из которых и представляет на суд читателей данную работу. Сын Вазира Семеновича – Георгий – воспитывает двух детей, работает мастером по ремонту обуви; дочь – Надежда – преподаватель английского языка в Социально-экономическом институте.
Езидская диаспора Зауралья значительно увеличилась, когда сюда приехал Шароян Исабек Адоевич вместе с женой и тремя детьми. Сейчас двое его сыновей проживают в Кургане и воспитывают своих детей. В 2004 г. в Курганскую область приехала семья Алоян; они купили дом в деревне Зюзино, организовали фермерское хозяйство и занимаются животноводством.
Сегодня в Кургане – месте наибольшего скопления езидов – делается попытка возродить древние обряды и праздники. Есть большая вероятность и возможность восстановить то хорошее, которое давно забыто многими. В этом деле должна сыграть большую роль достоверная научно-историческая, этнографическая литература о езидах, где обоснованно будут изложены традиции проведения тех или иных обрядов и религиозных праздников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Езиды – один из древнейших народов Месопотамии, большая часть которого в настоящее время проживает на севере современного Ирака. Другая же часть этого народа по причине, приведенной выше, рассеялась по всему миру: сначала по странам Ближнего Востока, затем в бывшем СССР и странах Европы. Социально-бытовой уклад нового окружения в каждой отдельной стране оказывал свое влияние на дальнейшее развитие быта и культуры езидов, проживавших в этих странах. Тем не менее, основной уклад жизни езида, его быт и характер, нравы, морально-этические отношения в основном сохранились на протяжении столетий и сделали его отличным от представителей других народов Востока. Все это дает полное основание причислить езидский народ к отдельному этносу, который имеет свои характерные черты, самостоятельный быт и чисто национальное, особое отношение к окружающим.
Чувство солидарности езидов с другими народами очень высоко. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что кроме езидов нет другого народа, представители которого в своих молитвах, прежде чем просить Бога о чем-либо для себя, просят это сначала для представителей всех народов, а потом только для себя. По этому поводу одна из езидских молитв гласит:
Боже, дайте Ваше благословение семидесяти двум народам,
дайте это восемнадцати тысячам существ,
И затем дайте также езидам.
Таким образом, современные езиды – самостоятельный этнос. Так же, как любой другой этнос, он постоянно развивается, идет в ногу с теми народами, среди которых проживают езиды. Развивается народ, значит, претерпевает изменения и религия. Несмотря на долгий и нелегкий исторический путь, езидизм дошел до наших дней и окончательно сформировался как самостоятельная религия отдельного народа.
Хотя езиды и поселились в разных странах и различных областях РФ, они по-прежнему сохраняют постоянную связь между собой, приглашают друг друга на свадьбы, едут на похороны, как этого требует обычай и этикет езидов, иногда даже за тысячи километров.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации – Ст. 26, 28.
Монография шейха Рустаме Шамиль.
Монография шейха Титале Давриш.
Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года – М.: Госкомстат, 2003.
Письмо Госкомстата РФ от 22.03.02 № 8019/230, адресованное Президенту Ярославской общественной организации «Езиды» Ф.Р Полатову.
Полатов Джамал Рашидович. Езиды. Религия и народ. – М.: Известия, 2005.
Серия «Езидская книга» – Ярославль, 2005-2007.
Приложение:
Рис. 1 – верховный ангел Малаки Таус (отождествляется с вавилонским богом Набу)
Рис. 2 – бог Митра
Рис. 3, 4 – традиционные образы Агура Мазды
Рис. 5 – один из куполов Святого храма Лалиш
Рис. 6 – стена храма Лалиш
Рис. 7 – орнамент с павлинами над входом храма Лалиш
Рис. 8 – вход в храм Лалиш
Рис. 9 – главный вход в храм Лалиш
Рис. 10 – верхняя часть большого санджака
Рис. 11 – большой санджак
Рис. 12 – верхняя часть маленького санджака
Рис. 13 – один из маленьких санджаков
Рис. 14 – мост «Сарат» возле храма Лалиш
Рис. 15 – двор храма Лалиш
Рис. 16 – свадебное дерево «Дара мраза»
Рис. 17 - езидская свадьба
Рис. 18 – титульный лист устава Общественной организации «Езиды»
Рис. 19 – письмо Госкомстата России президенту Общественной организации «Езиды»
Рис. 20 – эмблема Общественной организации «Езиды»
Рис. 21 – эмблема езидской ярославской национально-культурной автономии
Рис. 22 – сертификат-удостоверение о нахождении эмблемы Езидского общества в космосе
Рис. 23 – руководство общины «Езиды»
Рис. 24 – композитор Пахмутова А. и поэт Добронравов Н. в езидской общине
Рис. 25 – президент ОО «Езиды» с космонавтами Моруковым Б. и Маленченко Ю.
Рис. 26 – делегация духовенства езидов, прибывшая из Лалиша
Рис. 27 – ансамбль езидского народного танца «Зозан»
Приложение 1
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Приложение 2
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Приложение 3
Рис. 10 Рис. 12
Рис. 11 Рис. 13
Рис. 14 Рис. 15
Приложение 4
Рис. 16
Рис. 17
Приложение 5
Рис. 18 Рис. 19
Рис. 20 Рис. 21
Рис. 22
Приложение 6
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27
Шарандина Валентина Владимировна