Сценарий внеклассного мероприятия в формате игры «Сказка на ночь»
Автор: Лисовая Ольга Петровна
Аннотация:
Данная авторская разработка предназначена для учителей начальных классов, но материал будет полезен и педагогам дополнительного образования. Занятие проходит в игровой форме. В процессе игры, учащиеся закрепляют уже полученные знания, учатся совместному коллективному творчеству. Эта игра развивает правила экологической этики по отношению человека к природе;
развивает способность детей работать в паре и в группе.
Любой организатор, которого заинтересует разработка, может ее домыслить, развить и применить в работе, в своей собственной оригинальной интерпретации.
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий:
Классный час, внеурочная деятельность
Название сценария: игра-занятие: «Сказка на ночь».
Возрастная группа (класс):
1-2 классы, а также старшая группа детей дошкольного возраста.
Время реализации образовательного события: 45 минут.
Форма: внеклассное мероприятие
Место проведения: школа, старшая дошкольная группа
Цель:
расширять и углублять экологическую культуру детей;
через игру создать условия, побуждающие детей бережно относиться к природе;
привлечь детей и родителей к природоохранной работе.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты:
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность.
Познавательные УУД:
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.
Коммуникативные УУД:
Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.
Подготовительная и организационная работа:
Целесообразно в подготовке и проведении данного мероприятия задействовать школьного библиотекаря, который организует книжную выставку, посвященной данной тематике. Организовать выставку творческих работ учащихся.
Подобрать кандидатуры для исполнения ролей. Продумывается оформление зала.
Неожиданным сюрпризом для ребят будет приход старейших обитателей природы леса – Лешего, Водяного. Но какая сказка без Бабы Яги. Учитывая возрастные особенности детей, в данное мероприятие включаются игровые моменты: подвижные игры соревновательного плана и конкурсы на сообразительность и смекалку. Поэтому до начала проведения мероприятия детей необходимо разделить на 2 команды: выбрать командира и название команды. Каждая команда может приготовить эмблему. В этом помогут родительский комитет.
В заключение праздника каждый учащийся получает удостоверение «Юный защитник природы», это даст возможность на эмоциональном уровне почувствовать каждому ребенку свою сопричастность к защите окружающей природы.
Оформление. Так как в мероприятии будут конкурсы, игры, то будут использоваться две комнаты. В первой помещении, где будет начало мероприятия написан плакат «Библионочь. Сказка на ночь». Во второй помещении плакат «За природу мы в ответе!».
Атрибуты и оформление. Деревья, вырезанные с фанеры, ели, печь, столы, стулья, ветки с деревьев, пироги, 2 конверта, салфетки, чашки, ложечки, пирожки, сахар, конфеты.
Костюмы для сказочных персонажей, музыкальный центр с записью фонограмм. Удостоверения «Юный защитник природы» на каждого участника.
Дети и родители находятся в холе.
Действующие лица:
Фея
Мухомор
Леший
Водяной
Баба Яга
Лесник
Кот Матроскин
Ход мероприятия
Под звуки «Сказочная мелодия» - 3 орешка для Золушки, входит Лесная Фея.
Лесная Фея. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами необычный вечер, потому что я приглашаю вас в сказку! Да, да, вы не ослышались, в сказку.
Я знаю, что все дети любят сказки. Многие из вас, перед тем как лечь спать, смотрят вечернюю сказку, чтобы лучше засыпалось, и сны были сладкими и волшебными.
Вот поэтому мы и отправляемся в увлекательное путешествие по сказке.
А чтобы вы не заблудились, чтобы вам в дороге было весело и интересно вашим экскурсоводом будет…
- А кто будет, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
- Закрываем все глаза и слушаем внимательно:
Этот гриб нам всем знаком:
С кружевным воротником.
Он стоит на белой ножке
Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама
В белый модненький горох...
Я сорвал его для мамы,
Но она сказала: «Ох!
Хоть красив твой гриб на вид,
Но для нас он ядовит!»
- На счет 3 открываем глаза и вместе произносим - 1, 2, 3
Все: Гриб Мухомор. (Выходит Гриб Мухомор)
Лесная Фея: (показывает рукой на Мухомора) Знакомьтесь.
(Гриб Мухомор кланяется)
Лесная Фея: Готовы! Тогда в путь!
Мухомор. (Обращается к присутствующим)
Цель нашего путешествия – Сказочный лес. Дорога длинная, трудная и опасная. В Сказочном лесу вас ждут подарки и угощения. Получат их самые смелые и умелые. Поэтому предлагаю разделиться на две команды.
(Участники выстраиваются в две команды по 6 человек).
Мухомор. Теперь каждая команда во главе командира представит себя.
Командиры команд называют свои названия.
1 командир команды: команда
Все участники 1 команды вместе: «Почемучки!».
Мухомор: поприветствуем участников команды «Почемучки»! (Все присутствующие хлопают, болельщики скандируют «По – че - муч- ки!»)
2 командир команды: команда
Все участники 2 команды вместе: «Всезнайки».
Мухомор: поприветствуем участников команды «Всезнайки».! (Все присутствующие хлопают, болельщики скандируют «Все-знай - ки!»)
Мухомор. И так команды готовы. В путь.
Звучит мелодия «Вместе весело шагать».
Участникам игры преграждают путь Леший и Водяной.
Леший и Водяной. Стой! Куда идете?
Мухомор. Я веду ребят в Сказочный лес.
Леший. Пусть твои ребята докажут, что имеют право побывать в сказочном лесу.
Мухомор. А как?
Водяной. Пусть ответят на наш вопрос.
Ребята. Согласны.
Леший.
- Что за утреннее серебро можно собрать на траве? (Ответ: росу.)
Водяной.
Молодцы! Проходите! Только одно условие – в лесу не шуметь, лесных жителей не обижать, к растениям относиться бережно. Не забывайте, что вы в гостях.
Мухомор. Ребята! Нам нужно добраться вон до того дерева. Преодолеть это расстояние можно только в мешках-прыгунках. Та команда, которая быстрее это сделает, получает один балл. Чем больше команда наберет баллов за время пути до сказочного леса, тем больше шансов у нее получить выиграть. А подсчет баллов будет проводить жюри: наша добрая Фея-ведущая и 2 родителя от каждой команды (называет имя и отчество).
- Та команда, которая выиграет конкурс получает фишку. В конце каждая команда сосчитает свои фишки и у кого больше, тот и выиграл. Итак, приступим.
1 конкурс – прыжки в мешках – «Лягушки»
Перед каждой командой на расстоянии приблизительно 7 м стоит дерево с фанеры, а на нем прикреплены маленькие кружочки пластилина. Возле каждого дерева лежат листики, вырезанные с бумаги. У каждого игрока мешок.
Перед игроками стоит задача: они по свистку Мухомора должны влезть в мешок и прыжками как лягушки, добраться до дерева, взять листик и прикрепить к дереву. Только после этого следующий игрок может прыгать к дереву. Конкурс заканчивается, когда до дерева добрался последний игрок.
Мухомор. Ну вот, и добрались! Впереди горный серпантин.
Водяной и Леший. Стой, куда!
Мухомор. Опять вы! Мы же говорили – в сказочный лес!
Водяной. А мы старые, запамятовали. И не помним, ответили ли вы на наш сказочный вопрос.
Мухомор и ребята. Конечно, ответили.
Водяной. Еще одно сказочное задание для вас. Вспомните сказки команда «Почемучки» - «Колобок» и команда «Всезнайки» - «Русская народная сказка: «Теремок». На обдумывание даётся 1 минута. Вспомнили?
Значит, вы легко сможете ответить на наши вопросы:
Леший.
Сколько героев в этой сказке?
(«Колобок» (сказка для первой команды). Семеро героев: дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса)
«Теремок» (сказка для второй команды). Шесть героев: мышка, лягушка,
зайчик, лисичка, волчок, медведь.
Водяной. Назовите название сказки.
- Для команды «Почемучки»:
Бесплатно лечит всех зверей,
На свете нет его добрей.
Он в бурю, дождь, метель и град
Придти на помощь всегда рад. (Ответ «Доктор Айболит»
Леший. Для команды «Всезнайки».
Три медведя очень злы.
Не поймут никак они:
Что за гость к ним заглянул,
В доме все перевернул. (Ответ «Три медведя»).
Леший и Водяной. Проходите!
Мухомор. Ребята, чтобы преодолеть горный серпантин необходимо проехать на самокате, огибая кегли.
2 конкурс «Горный серпантин»
(Конкурс на время)
Ребята строятся в 2 колоны. На расстоянии приблизительно 6 метров стоят 2 помощника, которые держат в руках на листах ватмана нарисованные горные серпантины. На всем этом расстоянии стоят по 3 кегли. Задача команды: преодолеть это расстояние на самокате, не задев кегли. По сигналу Мухомора первые участники начинают игру. Добравшись до горного серпантина, самокат у участника забирает помощник и быстро отдает следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее справилась с этим заданием.
Мухомор. Ну, вот добрались до болота. Еще немного и будем в сказочном лесу.
Леший и Водяной. Стой, кто идет.
Мухомор. Ну вот, приехали. Сказочные герои называются. Ничего не помнят, ничего не знают. Только добрым людям мешают.
Водяной. Ты погоди, Мухомор, сейчас мы проверим, кто ничего не помнит и не знает.
Мухомор. Надоели вы со своими проверками. Но делать нечего, ребята, придется подчиниться, они ведь хозяева леса.
Леший. У нас есть волшебная шкатулка. Ваша задача угадать, что в ней находится.
Водяной. С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно легко ориентироваться на местности, это устройство, которое имеет магнитную стрелочку: один конец стрелки указывает на север, а другой – на юг. Догадались? (Дети отвечают: «Компас»). Водяной достает со шкатулки компас и показывает.
Мухомор. Ой, ребята, а впереди к лесу у нас болото. Нужно по кочкам перебраться через болото.
3 конкурс – «болото»
По сигналу Мухомора, первые участники команд по кочкам перебираются через болото, и тянет за собой веревку, второй конец которой находится у следующего игрока команды, все последующие игроки команды перебираются через болото, по кочкам держась за веревку, выигрывает та команда, которая быстрее перебралась и не стала в болото.
Мухомор. Ну, вот и добрались! Дети проходят в другое помещение. Слева от дверей стоит печь. Рядом - 2 стола. Возле каждого стола по кругу стулья для участников игры. Справа от дверей стоят деревья с фанеры и к ним прикреплены ветки, разбросаны бумажки, стаканчики. Вместе с игроками проходят гости и родители, и садятся на заранее приготовленные стулья по периметру помещения. Болельщики команды
«Почемучки» садятся справа от дверей, а болельщики команды «Всезнайки» - слева).
Мухомор. Ох, как я устал. Привал! Конфет хотите? Угощайтесь! Ешьте, не стесняйтесь, бросайте бумажки, что их за собой тащить.
(Дети подходят к Мухомору, берут конфеты, едят, а фантики бросают на пол).
Звучит музыка. Выходит Лесник.
Лесник. Это кто здесь безобразничает? Посмотрите, во что Сказочный лес превратился. Как вас только Леший с Водяным пропустили? А ты, Мухомор, не зря слывешь плохим грибом, чему ты ребят учишь?
Мухомор. А, что я, я ничего! Мы ничего плохого не делаем. Ну, подумаешь, фантиков с конфет набросали? И, вообще, мне пора. Я привел ребят в Сказочный лес.
(Звучит музыка и Гриб Мухомор уходит).
Лесник. Ну вот, как всегда, напроказничал и сбежал. Ребята, вы разве не знаете, что в лесу нужно соблюдать порядок, нельзя мусорить, разжигать костры, разорять птичьи гнезда?
Ребята. Знаем, мы больше так не будем делать.
Лесник. Давайте в лесу наведем порядок! (По сказочному лесу разбросаны одноразовые стаканчики, тарелки, ложки, фантики. Дети собирают мусор и складывают в пакет, который держит Лесник).
Лесник. Молодцы, справились.
Звучит музыка и на метле влетает Баба Яга.
Баба Яга. Чуфыр-чумыр, абрики-кадабрики, фыр-фыр!! Что-то человеческим духом запахло.
Лесник. Здравствуй, Баба Яга. А к нам гости пришли.
Баба Яга. Ой, здравствуйте, гости дорогие! Давненько ко мне никто не захаживал. Чего пришли, касатики?
Лесник. Баба Яга, ну-ка давай, повежливей! Накорми ребят, развлеки, покажи сказочные достопримечательности. Ну, а мне пора на заимку к медведю, он в беду попал.
Баба Яга. Слушаюсь, командир. (Лесник уходит).
Ну-ка, малышня, садись на лавки! Устали? Щас чаем вас поить буду. Ой, а печь-то у меня не топлена, пироги не испечены, а тесто уже подошло. Че делать-то. (Ребятам)
- Касатики, помощь ваша нужна. Сходите в лес, наломайте веток, да побольше. Пойдемте, покажу каких.
(Баба Яга начинает ломать ветки, раздается сирена, появляется Лесник).
Лесник. Что здесь происходит? Баба Яга, ты опять за старое принялась?
Баба Яга. А что не так?
Лесник. Ребята, чтобы разжечь в лесу костер, что мы должны сделать? (Дети отвечают).
- Правильно, собрать хворост. А что такое хворост? Это сухие веточки деревьев, которых очень много в лесу на земле лежит.
Баба Яга. Ой, простите, запамятовала. Исправлюсь.
(Ребята собирают хворост, несут Бабе Яге, она бросает ветки в печь).
Баба Яга. Пироги пекутся, сама ягоды в лесу собирала для них.
- А ну, угадайте, какие ягоды собрала для пирогов:
Загадка для команды «Почемучки»:
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (Отвечают «Малина»)
Загадка для команды «Всезнайки»:
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (Отвечают «Черника»)
- Молодцы, теперь, угощайтесь пирожками. (Помощники ставят на стол каждой команде пироги и чай)
- Пока мои гости угощаются, то я приготовила задание и для болельщиков. Каждый правильный ответ, бал команде.
- Вопрос для болельщиков команды «Почемучки»:
1. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Ответ «Лиса»).
- Вопрос для болельщиков команды «Всезнайки»:
1. У кого из зверей фамилия Топтыгин? (Ответ «Медведь»).
- Вопрос для болельщиков команды «Почемучки»:
2. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Ответ «Кукушка».)
- Вопрос для болельщиков команды «Всезнайки»:
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Ответ «У пингвинов»).
Баба Яга. Молодцы. Вы справились с моим заданием, а жюри строго оценивала ваши ответы.
- Как там мои гости? (Обращается к участникам команд). Так как вы пришли ко мне не только пирожки покушать, а и приз заработать, вот мое следующее задание…
- Живет у меня кот, Матроскиным величать. Большой я вам скажу проказник, взял и перемешал карточки с изображением лесных животных. Ваша задача: за минуту подобрать карточки и выложить определенное животное. (Карточки с изображением животных разрезаны на 4 части и смешаны. Помощники дают капитанам конверты с заданием. Команде «Почемучки» собрать картинку зайца, а команде «Всезнайки» - волка. Побеждает команда, которая первой успешно справится с поставленной задачей).
После этого каждая команда подсчитывает свои фишки).
Лесная Фея. Наступил ответственный момент подведения итогов. Сейчас команда «Почемучки» под наш счет сосчитает свои фишки.
Все: 1, 2, 3… У команды «Почемучки»: (называют цифру) фишки.
Лесная Фея. У команды «Почемучки: (называет цифру) фишки.
Сейчас команда «Всезнайки» под наш счет сосчитает свои фишки.
Все: 1, 2, 3… У команды «Всезнайки» ….
Лесная Фея. У команды «Всезнайки»: (называет цифру) фишки.
Один из родителей жюри объявляет победителя, наградой которым служат громкие аплодисменты.
Появляется Кот Матроскин.
Кот. Мяу! Бабуся, я вижу у нас гости. Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы заглянули к нам в гости! Кстати, Бабуля, я тут какую-то бумажку нашел, на карту похожую.
Баба Яга. Ну-ка дайка погляжу. Так это же моя карта! Я тыщу лет назад сундук с кладом спрятала, и чтобы не забыть, карту нарисовала, а потом ее потеряла. А ты молодец, нашел.
Кот Матроскин. И что с этой картой делать?
Баба Яга. Как что? Клад мой искать!
Кот. Ой, как интересно! Склад искать!
Баба Яга. Да не склад, а клад.
Кот. Какая разница, главное что-то вкусненькое найти. Только я не умею картами пользоваться, и мне помощники нужны.
Баба Яга. Ну, это не проблема. Карту нам поможет прочесть Лесник, а помощников у нас хоть отбавляй. (Показывает на ребят). Правда, ребята?!
- Сейчас я позвоню Леснику (достает мобильный телефон и звонит Леснику).
(Появляется Лесник)
Лесник. Что случилось, Баба Яга?
Баба Яга. Помоги нам карту прочесть и найти клад.
Лесник берет карту у Бабы Яги, и дружная компания отправляется на поиски.
Лесник. От входной двери вперед сделать 5 шагов, повернуться влево и отсчитать 4 шага, найти гриб и от него на север сделать 3 прыжка, здесь растет ель, а под ней … – клад.
(Клад – это подарки ребятам за участие в игре). Жюри вручает каждому ребенку приз и Удостоверение «Юный защитник природы»).
Лесная Фея. Вот и закончилась наша «Вечерняя сказка». Помните, ребята, что природу надо уважать, беречь и охранять!
Литература:
1. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. /Е. Н. Арсеньева. – М: Глобус, 2007 –(Классное руководство).
2. Русская народная сказка «Три медведя».
3. Русская народная сказка «Теремок».
4. Русская народная сказка «Колобок».
5. Корней Чуковский «Доктор Айболит».
Использованные ресурсы:
http://www.menobr.ru/materials/370/5398/
http://morsmal.no/index.php/ru/morsmal-russisk/2006-dikt-om-skogsbaer
https://www.google.ru/search? Картинки
http://yandex.ru/images/search?text картинки
Приложение
УДОСТОВЕРЕНИЕ
«Юный защитник природы» _____________________________ фамилия, имя
Учащегося_____________________ класс, название учреждения
М П
Директор
|
ОБРАТНАЯ СТОРОНА