Конспект-сценарий занятия-игры на тему «Словообразование»

1
0
Материал опубликован 19 March 2018 в группе

КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ:

ТЕМА: «Формирование навыков словообразования»

ЦЕЛИ: 1. познакомить детей с приставочным способом образования глаголов

          2. научить различать семантику, вносимую приставкой в образование глагола

          3. научить детей образовывать глаголы с помощью приставок.

          4. развивать морфонологический слух.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. головные уборы с изображением зайца, волка, лисы, лисят,

                               ёжика, лося, медведя, лягушки, сороки.

                          2. схемы приставок

                          3. импровизированная поляна

ХОД НОД:

I.Организационный момент.

Л: Сегодня мы с вами проведём время на лесной полянке.

С нами будут: зайчик, волк, лиса, ёжик, лось, лягушка, сорока, медведь

При перечислении действующих лиц логопед раздаёт детям головные уборы с изображением перечисленных персонажей.

 

II. Знакомство с приставочными глаголами. Понимание семантики приставочных

     глаголов.

В группе организована импровизированная лесная полянка.

Л: Однажды по лесу шёл Мишутка.

Ребёнок, играющий роль Мишутки, выходит на импровизированную полянку и выполняет называемые логопедом действия.

Шёл по лесу Мишутка, шёл и на полянку пришёл. На полянке он домик нашёл. Через тропинку перешёл и к домику подошёл, вокруг домика обошёл, ничего не нашёл и в домик вошёл. В домике Мишутка мёд нашёл. Поел мёду, из домика вышел и по дорожке в лес ушёл.

III. Сравнение слов по семантике. Развитие морфонологического слуха.

       Л: 1.Вспомните первое слово (шёл)

           2. Вспомните второе слово (пришёл)

           3. Скажите, какая частичка появилась во втором слове (при-)

                 Л: Пришёл – оказался на нужном месте.

          4. Вспомните третье слово (перешёл)

          5. Скажите, какая новая частичка появилась (пере-)

Аналогичная работа проводится с каждым словом-действием.

перешёл – оказался на другой стороне дороги

пошёл – начал двигаться после остановки

подошёл – оказаться очень близко

вошёл – оказался внутри

нашёл – случайно увидел

вышел – оказаться на улице

ушёл – пойти обратно.

Все глаголы демонстрируются схемами приставок.

IY. Формирование навыков образования приставочных глаголов

Л: Ушёл Мишутка. А по лесу зайчик скакал.

Выполняет действие ребёнок, играющий роль зайчика.

Л: Скакал, скакал и на полянку ……

Логопед показывает схему приставки, ребёнок образовывает новый глагол

Р: прискакал

Аналогичная работа проводится с остальными действующими героями.

Лось – из леса на полянку ….. (вышел)

Лиса – бежала и к лисятам ….. (подбежала)

Ёжик – грибок нёс и в норку грибок …. (унёс)

Волк – почуял зайца, искать его пошёл, вокруг дерева …. (обошёл)

Лягушка – услышала шум на поляне; раз прыгнула, два прыгнула и из болота

               …..(выпрыгнула)

Сорока – новости узнать прилетела и всю поляну вокруг ….. (облетела)

и снова в лес ….. (улетела).

Y. Итог игры.

Л: Вот и закончилась наша встреча с жителями леса.

Она вам понравилась?

Что понравилось больше всего? Почему?

Ответы детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.