Родительское собрание в 4 классе «Не курить — это модно»
Эпиграф.
Вместе с дымом от вас уходит здоровье, которое очень трудно вернуть.
Ещё не поздно подумать об этом!
Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.
Оноре де Бальзак.
Цель: Показать, какой вред наносит табакокурение здоровью ребёнка. Рассмотреть, какую роль играют родители в предупреждении табакокурения.
Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.
Форма проведения собрания:
Дискуссионный клуб.
Задачи собрания:
1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения.
2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по
проблеме курения.
Время для проведения собрания – 1 час
У участников собрания должны появиться потребность и желание обсуждать проблемы, вынесенные на собрание. Участники усваивают цели и задачи собрания.
К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в классе или в школе.( 3года шла работа по программе здоровьесбережения « Полезные привычки». Ежегодно родителей учитель знакомил с результатами работы по данной программе)
Основные понятия:
Вредные привычки.
Здоровый образ жизни.
Здоровье.
Оборудование:
Ватманы
Стикеры разных цветов
Магнитная доска и магниты.
Цветные фломастеры.
Бумага формата А4.
Информационные листы
Ход собрания.
Для проведения подобного собрания необходимо создать обстановку доверия и взаимной поддержки. Очень важно, чтобы с первых минут родители почувствовали новые возможности в общении. Именно для этого предлагаются, обсуждаются и принимаются правила общения на собрании.
Правила общения на собрании:
1. Правило конфиденциальности.
Запрещается рассекречивать то, что доверяет родитель остальным участникам. Конфиденциальность необходима для защиты частной жизни ребенка и его семьи. Откровенность возможна только в случае уверенности в собственной безопасности. Именно поэтому классный руководитель ничего не записывает за родителями или просит у них на это разрешение.
2. Правило равноправия участников.
Оно означает, что все имеют равные права: право высказываться, право быть услышанным, право попросить помощи. Многое здесь зависит от классного руководителя. Совершенно естественно, что одни родители вызывают у него большую симпатию, чем другие. Но для самовыражения всем родителям необходимо предоставлять равные возможности. Нельзя, чтобы основное внимание уделялось общительным родителям, а более замкнутые и стеснительные оставались в тени.
3. Правило искренности.
«Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу». Классный руководитель может стимулировать желание родителей высказаться, но не может давить. Искренность родителей начинается с искренности классного руководителя.
4. Правило толерантности.
Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия, каждого участника должны уважаться всеми. Это вовсе не означает, что недопустимы споры и дискуссии- недопустимы остракизм и презрение.
Каждый родитель получает информационный лист №1, где сделана подборка фактов негативного влияния никотина на здоровье ребенка и знакомится с ним. (Данные листы могут быть подготовлены детьми предварительно на классных часах)
Информационный лист №1.
Большинство людей начинают употреблять табак еще до того, как заканчивают школу. Это значит, что если ребёнок не закурит в школьном возрасте, то есть вероятность, что он не закурит никогда.
Большинство курящих подростков зависимы от никотина. Они хотят бросить курить, но не могут. Когда они пытаются бросить, они испытывают ,так же как и взрослые, неприятные симптомы отмены.
В сравнении с некурящими, курящие дети в 3 раза больше употребляют алкоголя. Они в 8 раз чаще начинают курить марихуану и в 22 раза чаще начинают употреблять кокаин.
Начиная курить, дети в большинстве случаев снижают успеваемость в школе. Они предпочитают общаться с теми детьми, которые тоже курят. Обычно у них низкая самооценка и они не знают, как сказать Нет табаку.
По данным профессора Гавалова С.М., из общего числа детей, болеющих бронхиальной астмой, воспалением легких и ОРЗ, более 65 % - пассивные курильщики.
Опрос среди большой группы курящих показал, что 55% курящих знают о том, что эта привычка сокращает их жизнь, 22% никогда не задумывались над этим, а 23% не верят во вредность табачного зелья.
Подавляющее большинство детей говорили с родителями о вреде курения. О вреде курения родители предупреждают курящих подростков даже больше, чем некурящих.
Если в курящих семьях и в семьях бывших курильщиков подростки начинают курить в 11 с небольшим лет, то в некурящих семьях - на год позже.
Благодаря мерам убеждения (и принуждения) в США более 20 миллионов человек в относительно короткие сроки бросили курить.
В докладе начальника медицинского управления говорится, что ученики старших классов курят меньше, чем ученики младших классов.
Ведущий: Уважаемые родители, перед Вами 10 примеров негативного влияния курения на подростка. Вам необходимо выбрать тот факт, который на ваш взгляд более всего отражает сущность подобного влияния на детей, и объяснить почему.(Родителям предоставляется возможность высказать свое мнение).
Ход собрания.
1.Вступительное слово классного руководителя.
2.Просмотр презентации о вреде курения составленной учителем совместно с детьми.
3.Работа с понятиями.
4.Чтение и обсуждение информационного листа.
5. Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу.
6.Мозговой штурм.
7.Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые мамы и папы!
Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема курения. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему курения детей необходимо изучать, необходимо обсуждать и совместно искать пути решения проблемы.
Анализ фактов и статистика по проблеме.
Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1—2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которое курит до 20 сигарет в день и более.
Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.
Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые "профессии" курильщиков - с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).Ежегодно 4 000000 человек умирают от последствий табакокурения.
К 2030 году от табакокурения будут умирать 10 000 000 человек, так как число курящих в развивающихся странах стремительно растет.
Болезни, связанные с курением: бронхит, эмфизит; болезни сердца, инфаркты; рак легких и иные раковые заболевания; болезни желудка и 12-перстной кишки.
Количество людей, которые ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения - в результате несчастных случаев ежегодно гибнет 11 тысяч человек.
Курение - это проблема, которая коснулась или может коснуться каждой семьи и каждого ребенка. Это проблема, которая может стать причиной больших трудностей в семье, а может быть и даже трагедии.
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).
Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.
Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.
В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.
В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.
Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др. ). Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
2. Просмотр и обсуждение презентации.( приложение №1)
3.Работа с понятиями.
Работа с понятиями проводится в два приема: сначала участникам предлагается сформулировать собственные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» на цветных тиккерах и приклеить на ватман, где написано:
«Здоровье – это_____» и «Здоровый образ жизни – это______».
Затем происходит обсуждение в рамках свободной дискуссии, в которой принимают участие все присутствующие. Выявляются разные оттенки данных понятий: физиологические, психические, психологические, социально-общественные (возможно ранжирование).
Принципиально важно вывести участников на уровень предметного обсуждения и конкретные определения. Как рабочими можно воспользоваться следующими определениями:
«Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений. Представляет не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. состояние телесного, душевного и социального благополучия».
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
4.Чтение и обсуждение информационного листа.
Обсуждение можно провести в виде игры, предварительно разделив родителей на две группы: те, которые курят и те, которые не курят.
5.Анализ рисунков детей.
К родительскому собранию детям было предложено нарисовать два портрета: курящего человека и не курящего.
6.Мозговой штурм.
Вопрос для мозгового штурма: «Какие причины могут привести ребёнка к тому, что он начнёт курить?»
Высказывания родителей учитель фиксирует на доске. Высказывания должны быть сформулированы в виде максимально кратких фраз. Не рекомендуется редактировать высказывания, пока записываем их. Нельзя комментировать высказывания , пока идёт мозговой штурм. Высказывания дважды не повторяются.
Итог родительского собрания.
7.Обзор педагогической литературы.
Литература:
Авдеенко А.А. Курить бросим – яд в папиросе: пять уроков для желающих навсегда покончить с дикой и унизительной для человека привычкой – табакокурением. Барнаул, 1991 г.
Активные формы групповой работы с родителями. Школьный психолог , № 19, 2006 год.
Александров А.А., Прохоров А.В. Организация профилактики курения среди детей и подростков. «Здоровье Российской Федерации»,1992.
Аллен Карр. Легкий способ бросить курить. М., Добрая книга, 2002.
Ладохина И.Ю. Часы общения – часы поддержки. Классный руководитель №8, 2005.
Мой выбор. Энциклопедия материалов. Москва,2002.