Родительское собрание в 7 классе «Вам и не снилось…»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды Амурской области
Всероссийский интернет-конкурс для классных руководителей на лучшую разработку «Родительское собрание»
Родительское собрание в 7 классе на тему: « Вам и не снилось…»
(Первая любовь)
Кадр из художественного фильма режиссёра Ильи Фрэза, «Вам и не снилось…» Экранизация повести «Роман и Юлька», написанной Галиной Щербаковой
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области
Цель для учителя
создать условия для дискуссии
Цель для родителей
включиться в обсуждение, уметь работать в группе
Задачи:
- подготовить родителей к первым испытаниям их детей любовью;
- обсудить проблемы, связанные с темой собрания: « Вам и не снилось…» (Первая любовь)
Тип урока: родительское собрание
Форма проведения собрания: дискуссионный круглый стол
Оборудование (репродукции картин современных художников):
- Александра Касперовича «Первая любовь», «Грёзы», «Двое»;
- Нино Чакветадзе «Первая любовь», «Шарик»;
- Светланы Кукуевой «Девичьи гадания»;
- Александра Гунина «Первая любовь» ;
- Д.Золана «Одуванчики, или первая любовь»;
- Логиновой Аннет «Первая любовь»;
- круглый стол, букет цветов;
- компьютер, проектор, экран, презентация, видео и аудиозаписи
Подготовительная работа к собранию:
- анкетирование учащихся и родителей;
- подготовка историй для анализа и поиска ответов.
Примечание:
- анкетирование проводится в классе анонимно и по желанию учащихся;
- для анализа ответов учащихся приготовлен стенд с вопросами анкет и вариантами ответов учащихся.
- родители анализируют ответы подростков, осмысливают их, дискутируют , высказывая своё мнение.
Просмотр фрагмента художественного фильма режиссёра Ильи Фрэза, «Вам и не снилось…» (Экранизация повести «Роман и Юлька», написанной Галиной Щербаковой)
Вопросы к дискуссии:
1.Можно ли испытать первое чувство любви в 7 классе?
2.В народе говорят :«Ещё рано» или «Уже поздно»? Прокомментируйте эти слова.
3.Как мы себя ведем, если наш ребенок влюбился?
4.Как мы можем помочь своему ребенку, который «сошёл с ума» от любви?
5.Как наладить отношения с собственным ребенком, который нас не слышит?
Анкетирование учащихся
Анкета первая
1. В каком возрасте можно влюбиться?
2. Должны ли окружающие знать, что тебе кто-то нравится?
3. Нужно ли делиться с посторонними людьми о своей любви?
4. Важно ли говорить о сокровенном родителям?
5. Как поступить, если человек тебе нравится, а ты ему безразличен?
6.Нужно ли добиваться ответного чувства?
7. Каким образом можно этого добиться?
8. Тебе говорят, что человек, которого ты любишь, не достоин тебя. Как ты поступишь?
9.Что ты посоветуешь своим одноклассникам, которые переживают период влюбленности?
Анкета вторая
1.Есть любовь на свете?
2.Какого человека ты сможешь полюбить?
3.Как отнесутся твои родители к человеку, которого ты полюбишь?
4.Как должен относиться к тебе человек, которого ты полюбишь?
5.Есть ли лекарство от любви?
6.Это плохо, если любовь безответна?
7.Что нужно сделать для того, чтобы любовь не стала проблемой в жизни?
Анкетирование родителей
1.Говорите ли вы с ребенком на деликатные темы?
2.Знает ли ваш ребенок истории ваших детских влюбленностей?
3.Знаком ли он систорией любви своих родителей?
4.Считаете ли вы необходимым демонстрировать ребенку свою любовь к мужу, жене?
5.Видит ли ребенок примеры положительных взаимоотношений в любви своих родителей?
6.Когда, по вашему мнению, подросток имеет право влюбиться?
7. Каким вы видите человека, в которого ваш ребенок может влюбиться?
9.Говорите ли вы со своим ребенком о последствии интимных отношений?
10.Рассказывает ли вам сын/дочь о своих отношениях с человеком, которого любит?
Ход родительского собрания
Классный руководитель
(Чтение рассказа Л. Компанченко «Учителя. Первая любовь»)
О первой любви написаны миллионы слов, и у каждого она своя - неповторимая. Стыдно признаться, но в комсомол как и в пионеры меня принимали со второй попытки.
Стоим мы - "новобранцы" перед всей школой, и вдруг рядом со мной на стул садится молодой красивый, как мне тогда казалось, человек с баяном. Его появление для меня в тот момент было подобно удару молнии. Я влюбилась тут же на линейке. И было мне 11 лет.
И начался мой период влюбленности, продлившийся 5 лет. Я старалась попадаться ему на глаза, но потом оказалось, что у него есть подружка на год меня старше. И я впервые узнала, что такое ревность, об этом я уже читала в книгах "Что делать?" и пока забыла - это были мои первые книги в 8-9 лет. Так что теоретически с любовью и ее последствиями я была знакома.
Я забрасывала его открытками на праздники, даже на День Рождения подарила. Но он не обращал внимания на "гадкого утенка",но все-таки у меня есть память о его внимании - фотография, где мне 13,снятая 1 мая. Почему помню? Потому что пионерский галстук на шее.
В 13 лет моя влюбчивость расцвела в полную силу, я стала интересоваться мальчиками, в основном 9-10 классы, ровесники меня никак не привлекали, хотя у нас в классе началось деление общества на пары.
Первой моей влюбленностью был мальчик Женя,16 лет, приехавший к бабушке на лето в поселок, где мы тогда жили. То, что он мне нравился, знали все, потому что я его стеснялась, вообщем влюблена была на расстоянии. Потом я еще долго мечтала о встрече с ним. Но больше встретиться не пришлось.
В 14 влюбилась в Валеру из Мелитополя, в родственника очередного маминого мужа. Валере было 17. И в области соблазнения ему не было равных. Это он украл мой первый поцелуй. А потом случилась неприятная история, и я его больше не видела. А его подарок - сборник песен, видели еще девочки.
Через 2 года, подружка моего объекта любви закончила школу, и он остался один. И вот однажды стою в школьной библиотеке и вдруг чувствую, что кто-то обнимает меня за талию, поворачиваюсь и вижу знакомые глаза, но почему-то они не такие красивые как раньше, да и фигура у моего любимого уже не та, и я поняла: в се...А вскоре я уехала в другой город. Но и сейчас - когда я его вспоминаю, сердце трепыхнется в груди, и на душе становится так хорошо.
Выступление психолога
Первая любовь - это первое испытание для человека. От того, как человек переживет период своей первой любви, зависит окончательное формирование его личности.
Если жизнь юного человека подчинена правилам, и он вынужден вести себя согласно принятым стереотипам, то в случае влюбленности он остается один на один со своими чувствами и их объектом, он сам решает, что нужно делать.
В первой любви не имеют значения статус, материальное положение и наличие недвижимости у любимого. Главное - чувства. Но особенность первого чувства в том, что именно переживания, ощущения, эмоции часто являются самой главной его целью.
Юные влюбленные еще не способны по-настоящему принимать и понимать другого, что характерно для зрелой любви, они пока еще любят не кого-то, а саму любовь, свои новые эмоции, переживания, впечатления.
Смысл первого чувства именно в том и состоит - научиться управлять своими эмоциями, выражать чувства, а наряду с этим получить уроки общения с противоположным полом, научиться заботиться о ком-то, проявлять нежность, внимание.
Чему учит первая любовь?
На примере первого чувства люди получают модель поведения с противоположным полом, у них могут сформироваться устойчивые стереотипы и реакции.
Поэтому часто от того, какой была наша первая любовь, зависит то, каких партнеров мы выбираем в дальнейшем, как относимся к противоположному полу и любовным отношениям вообще.
Если опыт был неудачен, и человек не смог конструктивно пережить это разочарование и сделать позитивные выводы, то негативный опыт он может перенести на свою дальнейшую личную жизнь.
Очень важно даже не то, насколько удачной была ваша первая любовь, а то, завершена ли эта история и удалось ли вам из этого вынести позитивный эмоциональный опыт.
Например, вы влюбились безответно, но смогли благодаря этому чувству личностно вырасти: занялись своей внешностью, нашли друзей, у вас появились новые интересы, серьезные увлечения.
Вы поняли, что жизнь хороша сама по себе, что вы привлекательны и вас еще ждет настоящая любовь - это конструктивный выход. А если же вы озлобились, решили, что некрасивая и никому не нужны, разочаровались в мужчинах, значит, вы вынесли только негативный опыт из этой ситуации.
Самое сложное, когда ситуация не завершена. Например, вы любили, страдали, но так и не решились подойти и признаться в этом объекту страсти. Наверняка вы долгое время будете возвращаться к этим моментам своей жизни, идеализировать их и думать, что все было бы хорошо, если бы у вас тогда все сложилось.
Если же вы сейчас встретите объект своей любви, то вполне можете поддаться иллюзиям и, бросив все, упасть в его объятия, что может обернуться сильнейшим разочарованием.
Истории для анализа и поиска решений
Первая любовь: сильное чувство или мимолетное увлечение?
Неужели первая любовь всегда обречена на провал? На примере историй мы попробуем разобраться, насколько мимолетно это чувство.
Александр Касперович «Первая любовь»
История 1. Школьный роман.
Алина влюбилась в Максима, когда ей было 14 лет. Он первый красавец школы, она неприметная внешне, но очень активная девочка. Своим обаянием и напором девочке удалось добиться расположения, и они стали встречаться.
Еще год они переживали скептическое настроение взрослых и даже скрывали свои близкие отношения. Но со временем неприятности, связанные с негативным отношением родителей и учителей были преодолены, и уже в 15 лет они жили вместе у Миши в квартире.
Они считали себя взрослыми, любили друг друга и были счастливы. Так продолжалось до самого окончания школы. Потом оба поступили в институт, и у каждого началась новая интересная жизнь.
Хотелось гулять, веселиться с новыми друзьями и ни перед кем не отчитываться. Но они жили вместе, и это создавало множество проблем. Когда их ровесники беззаботно развлекались, Алине и Максиму приходилось заниматься решением бытовых вопросов.
Началась обоюдная ревность, раздражение, а потом и измены. Прожив вместе еще немного, ребята расстались.
Комментарий психолога:
Если взрослые настроены против влюбленных, то это сплачивает их. Хорошо, если вместе им удается преодолеть все преграды. Но, к сожалению, часто борьба с препятствиями становится самоцелью, и когда преграды отступают и бороться не с чем, отношения теряют свою остроту.
В школе влюбленные кажутся себе взрослыми и опытными, так как в глазах других они вкусили запретный плод. Когда же пара выходит за пределы школы, начинается другая жизнь. Их ровесники познают мир, развлекаются, экспериментируют с разными отношениями, юные влюбленные начинают тяготиться своими отношениями, жалеть о том, что столько возможностей проходит мимо них.
Часто за пределами школы меняются и интересы. Так, недавно бывшие одним целым, люди перестают понимать друг друга. Именно в этот момент пара расходится. Если же интересы влюбленных совпадают, так же, как и взгляды на отношения, то пара преодолевает этот кризис и остается вместе, переходя к более зрелым отношениям.
Александр Касперович «Грёзы»
История 2. "Тайные страдания".
Ира влюбилась в Сергея с первого взгляда. Весь десятый класс она смотрела на него, но не решалась заговорить. Парень даже не догадывался о чувствах девушки. Ирину мучила ревность, злость, тоска - все поочередно.
Она жила и страдала в этом потоке эмоций, но не решалась подойти к объекту тайных желаний. Прошло время, школа была окончена, появились новые увлечения, и любовь прошла как-то сама собой.
Когда Ира встретила Сергея через много лет, то с трудом узнала. Ей стало смешно и удивительно, как можно было страдать из-за этого человека?
Комментарий психолога:
Чаще всего в жизни мы сожалеем не о том, что сделали, а о том, что не сделали. Первая любовь всегда несет в себе ореол какой-то незавершенности, особенно, если отношения прекратились в самом начале, или же если любовь была безответной.
Недостающую информацию мы придумываем, идеализируем человека, в которого влюблены. Для первой любви вообще характерно упоение своими чувствами, восхищение идеалом, а не реальным человеком.
Со временем появляются новые цели, интересы, и увлечение может пройти само собой. Но бывают случаи, когда идеальный образ может надолго засесть в вашем сердце и голове, мешая строить настоящие реальные отношения.
Мысленно вы можете сравнивать всех последующих мужчин с тем парнем. На самом деле, если бы отношения получили продолжение, вы скорей всего разочаровались бы в этом человеке, поскольку он почти наверняка очень далек от выдуманного вами идеала.
Всем знакомы такие метаморфозы, когда встретив предмет вашей страсти через много лет, вы с ужасом видите, что с ним стало: лысина, обвисший живот, и так далее. «Стоило ли так страдать?» - со смехом думаете вы. В общем, все к лучшему.
Александр Касперович «Двое»
История 3. Любовь навсегда.
В 15 лет Вика полюбила двадцатилетнего Эдика, чувства оказались взаимными. Оба увлекались лошадьми - он был наездником в цирке, она училась в конно-спортивной школе. Он был ее первой любовью, и, как оказалось, последней.
Когда Вика окончила школу, они поженились, и до сих пор живут счастливо и работают вместе в цирковом номере с лошадьми.
Комментарий психолога:
Бывает так, что люди просто созданы друг для друга, и им не нужны ни время, ни другие любовные истории, чтобы это понять. И если это произошло еще в школе, тем лучше: им не пришлось тратить жизнь на поиски друг друга.
Чем больше у влюбленных общих интересов, чем больше похожи их ценности, взгляды на жизнь, тем больше у них шансов прожить вместе долгую и счастливую жизнь.
Д. Золан «Одуванчики, или первая любовь»
Нино Чакветадзе «Первая любовь»
История 4. Мысли о прошлом.
Лена не была самой красивой в школе, но поклонников у нее было намного больше, чем у других девчонок. Она привыкла, что за ней бегают мальчишки и вела себя достаточно легкомысленно - то приходила на свидания, то нет, сегодня встречалась с одним, завтра - с другим.
Как-то раз в нее влюбился Максим - отличник, красавец, мечта половины девчонок в школе. Лена стала с ним встречаться, но особых чувств не испытывала и вскоре променяла его на Андрея, предмет желаний другой половины школьниц.
С Андреем они поженились сразу после школы, но их брак не был счастливым. Все чаще Лена стала вспоминать Максима и жалеть о том, что бросила его. Она поняла, что несправедливо с ним обошлась, что он самый лучший из парней, которых она знала.
Лена по-настоящему страдала, но сделать было ничего нельзя - Максим давно жил в другой стране и был женат. Лена же в минуты грусти вспоминает Максима и думает о том, как могла бы сложиться ее жизнь, если бы она приняла всерьез его ухаживания.
Комментарий психолога:
Если в жизни у нас что-то складывается не так, мы возвращаемся к прошлым воспоминаниям, фантазируя, что могло бы быть, если бы все сложилось иначе.
Именно поэтому так популярны сейчас социальные сети, где мы имеем возможность вернуться в юность и получить шанс все изменить. А вот стоит ли это делать, уже другой вопрос.
Нино Чакветадзе «Шарик»
История 5. Социальные сети.
Марина все старшие классы страдала от любви к первому красавцу школы Денису. Парень же не обращал на девушку никакого внимания. Прошло много лет, Марина вышла замуж и родила детей, но память о первой неразделенной любви периодически терзала ее.
Какова же была ее радость, когда в одной из социальных сетей она разыскала Дениса…Он был все таким же красавцем. Вспыхнули былые чувства. Она написала Денису письмо. Он ответил. Потом они встретились. У них завязался роман, в процессе которого девушка поняла, что Денис совсем не похож на тот образ, который она себе рисовала.
Марина стала инициатором разрыва. Теперь страдал Денис, а девушка успокоилась. Хорошо, что в порыве эмоций она не ушла из семьи.
Комментарий психолога:
Возвращение в прошлое может нас очень сильно разочаровать, ведь часто персонажи из прошлого являются героями лишь в нашем воображении. Нам кажется, что мы увидим того веселого парня, который дергал за косички, а в итоге встречаемся с грубым занудой, разочарованным в жизни.
Мы хотим вернуться в незавершенные ситуации, чтобы поставить некую психологическую точку, а, возможно, взять реванш, как в случае с Мариной. Иногда это необходимо, чтобы наконец-то вернуться в реальность и понять, что иллюзии только мешают наслаждаться жизнью и ценить то, что мы имеем.
Светлана Кукуева «Девичьи гадания»
История 6. Назад в будущее.
Вова и Аня стали дружить еще в пятом классе. Потом дружба переросла в любовь. Вплоть до выпуска они были вместе и даже хотели пожениться. Но родители Вовы отправили его учиться в Европу.
Влюбленные поклялись друг другу в вечной любви, но отношения на расстоянии не сложились, и они перестали общаться. И Вова, и Аня создали свои семьи, у них появились дети, и каждый из них был по- своему счастлив.
Когда Вове было 35 лет, он развелся с женой. Первым делом он принялся за поиски Ани, о которой постоянно вспоминал. У него не было каких-то определенных целей, просто он хотел увидеть ее.
Тогда еще не было социальных сетей, и парню пришлось приложить немало усилий, чтобы долгожданная встреча состоялась. Оказалось, что муж Ани погиб, и она одна воспитывает сына.
У молодых людей нашлось множество тем для общения, они снова испытали радостные эмоции. У них завязался роман, в итоге они поженились. Пара вместе уже 10 лет и воспитывает троих детей.
Комментарий психолога:
Вова и Аня расстались по стечению жизненных обстоятельств. После этого каждый прошел свой путь, получил опыт отношений, понял, что именно ему необходимо для счастья. К моменту их возвращения в прошлое оба были уже зрелыми людьми.
Кто знает, как сложились бы их отношения, если бы они поженились сразу после школы? Смогли бы они отказаться от юношеских иллюзий и сразу окунуться в быт?
Хорошо, что за годы, проведенные врозь, Вова и Аня не отдалились друг от друга, их взгляды на жизнь не поменялись, интересы остались общими, а опыт семейной жизни многому научил.
Если вы свободны, до сих пор живете «на одной волне», и по-настоящему подходите друг другу, то первая любовь может стать счастливой любовью всей жизни.
Часто мы уходим в воспоминания о прошлой любви, когда наше настоящее не приносит нам счастья. Тогда мы были моложе, наивнее, и казалось, что вся жизнь впереди. Возникает иллюзия, что если вернуть первую любовь, то юность возвратится вместе с ней.
Вы вспоминаете о прошлом, а жить приходится в настоящем, и именно в настоящем вы способны что-то изменить в своей жизни.
Александр Гунин «Первая любовь»
Синквейн для родителей
(учитель помогает составить)
Первая любовь
Искренняя, нежная
Окрыляет, волнует, тревожит
«Бесконечным кажется урок…»
Встреча
Анализ ситуаций с родителями ( полемика родителей)
Заключительное слово классного руководителя
Прописные истины для каждого родителя (человека)
- не унижайте ребенка допросами, создайте атмосферу, при которой ему хотелось бы с вами поделиться.
- советуйте, помогайте справиться с чувством, если ребенку тяжело!
- не обсуждайте его чувство с соседями и знакомыми;
- не отзывайтесь негативно о человеке, к которому у вашего ребенка сильное чувство;
- анализируйте вместе с ним действия и поступки, а не то, что о нем кто-то сказал;
- делитесь тем, что вы переживали в этом возрасте, о своих чувствах, ошибках в поведении;
- учите быть честным в отношениях с другим человеком;
- познакомьтесь с человеком, который нравится вашему ребенку, если он того хочет;
- не обвиняйте другого человека в том, что он плохо влияет на вашего ребенка. Объективнее присмотритесь к своему;
- будьте вместе с мужем или женой в своих требованиях;
- не позволяйте другим людям унижать вашего ребенка и его чувства;
- будьте честны сами, предъявляя требования к подростку!
Информация для размышления
- в переживаниях подростков важное место занимают дружба и влюбленность;
- учитывайте, что девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют это желание;
- девочки нуждаются в понимании, сочувствии;
- влюбленность - это потребность в доверительных отношениях;
- запрещать общаться - сделать сына/дочь несчастным.
- отзываться негативно о предмете влюбленности своего ребенка – значит испортить взаимоотношения со своим сыном или дочерью.
- по статистике в 4 – 7 % случаев первая влюбленность ведет к браку!
Просмотр фрагмента художественного фильма режиссёра Ильи Фрэза, «Вам и не снилось…» (Экранизация повести «Роман и Юлька», написанной Галиной Щербаковой)
Итоги собрания (аутотренинг для родителей)
«Я становлюсь добрее, сильнее. Я приобретаю новые силы и возможности к воспитанию своего ребенка. Я полон сил, желаний и дерзаний. Мне хочется общаться со своими детьми, радоваться их успехам. Я настроен ежедневно обращаться к своему сыну/дочери, стремиться к нему и к своей внутренней гармонии. Это мое физическое совершенство, моральное богатство, духовная чистота. Я буду совершенствовать себя: развивать интеллект , обогащать мир эмоций, приобретать навыки самовыражения и самообладания. Я буду морально настроен, буду созидать ценности для людей и для своей любимой семьи»
Звучит песня «Не повторяется такое никогда…»
Слова М. Пляцковского
Музыка С. Туликова
В школьное окно смотрят облака,
Бесконечным кажется урок.
Слышно, как скрипит пёрышко слегка
И ложатся строчки на листок.
Первая любовь... Звонкие года...
В лужах голубых стекляшки льда...
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Незаметный взгляд удивлённых глаз
И слова, туманные чуть-чуть.
После этих слов в самый первый раз
Хочется весь мир перевернуть.
Первая любовь... Снег на проводах.
В небе - промелькнувшая звезда.
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Песенка дождя катится ручьём.
Шелестят зелёные ветра.
Ревность без причин, споры ни о чём
Это было будто бы вчера.
Первая любовь... Звонкие года...
В лужах голубых стекляшки льда...
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Логинова Аннет «Первая любовь»
Библиография
http://artnow.ru/ru/gall
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002