Родительское собрание в 4 классе на тему «Эти трудные домашние задания»

0
0
Материал опубликован 12 May 2019 в группе

Родительское собрание в 4 классе, на тему «Эти трудные домашние задания».

Форма проведения: круглый стол.

Задача: психолого - педагогическое просвещение родителей.

Цель:

1.                  выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

2.                  дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

3.                  познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.

4.                  дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Ход родительского собрания

I.          Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители. Хочется выразить вам свою благодарность за то, что вы пришли на сегодняшнее родительское собрание в полном составе.

Вы все друг друга пока плохо знаете, поэтому я предлагаю вам познакомиться и создать хорошую атмосферу.

1.    Упражнение «Подари улыбку соседу»

Все в круге. Возьми соседа за руку, улыбнись ему и скажи комплемент. Моя улыбка возвратилась ко мне, но её стало ещё больше, так как ваши улыбки присоединились к ней.

II.          Основная часть.

2.    Упражнение «Четыре лучших качества».

Назвать четыре лучших качества своего ребенка.

Просто ли было вспоминать и рассказывать о «самом лучшем». Почему?  Мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения. Это порой мешает нам по достоинству оценить его положительные качества, которые являются главной базой для формирования уверенности.

Скажите, а когда  вместе с ребенком выполняете домашнее задание, вы чаще его порицаете, чем хвалите или на оборот?  Кто хвалит ребенка? Кто порицает? В связи с этим можно выявить следующую проблему: неумение (а иногда и - нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности, а особенно при выполнении домашних заданий. Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей по подготовке домашних заданий и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

3.    Целепологание

Именно поэтому сегодня мы обсудим следующие вопросы:

1.    Как правильно организовать подготовку домашних заданий

2.    Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по выполнению домашних заданий.

3.    Отработка приемов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.

Часто родители жалуются, что дети по нескольку часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают не собраны.  Возникает вопрос: что же будет делать ребенок, когда количество домашних заданий возрастет в несколько раз?

Не секрет, что школьные знания - это костяк, основа. Главные же знания ученик обретает сам, в результате собственной деятельности. Если эта деятельность с помощью родителей правильно организована, то результат непременно. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.

Сейчас мы с вами будем анализировать ситуации, которые наверняка, уже случались у вас и ваших детей. Не стесняйтесь высказывать свое мнение и предположения.

4.    Анализ ситуаций.

Ситуация: Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понят но, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Ситуация: Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

•   на строчку, где допущена ошибка;

•   на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок  должен научиться анализировать свои работы.

Ситуация: Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Ситуация: Ребенка долго приходится уговаривать Сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Подведем итоги всех ситуаций: что бы решение домашнего задания не стало мукой, нужно организовать рабочее место ребенка, мотивировать его, не избаловывать ребенка.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Во-первых, игры. Тихие настольные игры и подвижные сюжетно-ролевые игры.

Во-вторых. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми, делать его быстро, весело, без раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе - то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Кл. рук. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий

Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное?

Кл. рук: Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.

6. Составление памятки.

У вас на столах лежат листки и ручки. Сейчас мы вместе с вами составим памятку, которой вы можете следовать, что бы облегчить себе и ребенку решение заданий, заданных на дом.

«Садимся за уроки»

1.    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2.    Проветри комнату до начала занятий.

3.    Выключи радио, телевизор

4.    Сотри со стола пыль

5.    Свет с левой стороны

6.    Уточни расписание уроков на завтра

7.    Приготовь письменные принадлежности для занятий

8.    Убери со стола все лишнее

9.    Сядь на стуле удобно и открой учебник.

В каком порядке следует учить уроки?

 С выполнения, каких заданий необходимо начинать? С устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных?

Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое.

С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое было задание в упражнениях.

Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

·       до 1 часа – в первом классе;

·       до 1,5 часов – во втором;

·       до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

ВЫВОД: Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие

Как приучить к самостоятельности?

Кл. рук: Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите. Опережайте школу. Учите таблицу умножения. По русскому языку выполнить вслух, но не писать в учебнике. При письменном выполнении ребёнок ещё раз все вспоминает.

ПАМЯТКА «Как готовить Д/З по русскому языку»

1.    Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

2.    Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3.    Прочитай задания упражнения.

4.    Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

5.    Выполни упражнение письменно.

6.    Проверь всю работу

ВЫВОД: Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления д/з

7.    Памятка «ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ»

1.    Проверь, правильно ли организовано рабочее место

2.    Всё должно быть на своих местах

3.    Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.

4.    Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

5.    Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.

6.    Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

7.    На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.

8.    Вслух читает задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность

9.    Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.

10.                        Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

11.                        Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.

12.                        Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.

13.                        Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости

III.          Подведение итогов

Решим небольшие ситуации:

Ситуация 1

Ваш ребёнок заявил: «Не пойду больше в школу. Заберите меня из неё!» Как вы поступите в данной ситуации?

Ответ: не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода. Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой. Не обсуждайте с ребёнком все подробности конфликтных ситуаций. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами. Читайте сами, а не сидите у телевизора. Принимайте участие в жизни класса, ребёнку это приятно.

Ситуация 2

Строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Прихожу с работы в 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы

1.    Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить д/з?

2.    Как вы думаете, выполнение д/з должно происходить сначала в черновом варианте, а потом в тетрадь?

Ситуация 3

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. И в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Светлана, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы

1.    Как вы оцениваете поведение родителей?

2.    Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

3.    Если ребёнок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Ситуация 4

Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, а потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побывать с мальчиком дома, приучит его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна. Особенно трудно давалось ему письмо. Очень часто бывали слёзы.

– Мама, я так старался, а у меня ничего не получилось. Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

– Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо, видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил её с соседней буквой. Вот так и другие сможешь написать красиво.

Вопросы

1.    Правильно ли поступила мама Юры?

2.    Как вы помогаете ребёнку, справиться с трудностями письма?

Тестирование родителей

7. Тест «Какой я родитель?»

Отметьте те фразы, которыми вы чаще всего пользуетесь в семье:

1.    Сколько раз тебе повторять?

2.    Посоветуй мне пожалуйста

3.    Не знаю, что бы я без тебя делал(а).

4.    И в кого ты такой (ая) уродился(лась)?

5.    Какие у тебя замечательные друзья!

6.    На кого ж ты похож(а)?

7.    Вот я в твоё время!

8.    Ты нам опора и помощник!

9.    Ну что за друзья у тебя!

10.                       О чём ты только думаешь?

11.                       Какая ты у меня умница!

12.                       А ты как считаешь сынок (доченька)?

13.                       У всех дети как дети, а ты!

14.                       Какой ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты, поставив себе:

·       2 балла за ответы № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13,

·       1 балл за все остальные ответы.

7–8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11–12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любовь.

13–14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.

8. Решение родительского собрания

1.    Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

2.    Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

3.    Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

4.    Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

5.    Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Комментарии
Комментариев пока нет.