Родительское собрание на тему: «Учить читать – учить жить»
Родительское собрание на тему: «Учить читать – учить жить».
Учитель МБОУ гимназии №9 г.Кузнецка Пензенской области
Цель: помочь родителям прививать любовь к чтению у младших школьников; воспитывать культуру семейного чтения.
Форма проведения: тематическая консультация.
ХОД СОБРАНИЯ
1.Мозговой штурм.(Слайд1)
Реки, наполняемые Вселенную мудростью
Открытая задача «Книга о книгах»
Книги во все времена представляли большую ценность. Поэтому в XVI веке вплоть до XVIII века из общественных библиотек Европы стали пропадать книги. При этом посетители библиотек пользовались разными хитростями. Так, будущий кардинал Доминико Пассионеи, придя в библиотеку, требовал удалить других посетителей под предлогом поиска чего-то важного , а сам в это время выбрасывал через окна десятки книг в руки стоявших наготове слуг. Но работники библиотеки придумали способ при котором можно было выдавать книгу читателю с полной уверенностью в её возвращении. Как?
-В настоящее время мало кто пользуется библиотеками ( в основном это старшее поколение), -потерялся интерес к книгам. А жаль!!! Именно в возрасте 8-9 лет закладываются основы читательской культуры. Если сейчас ребенок не полюбит книгу, он не полюбит ее никогда, ведь современных молодых людей называют не читающим поколением.
Сообща мы попытаемся восстановить эту несправедливость.
2.Основная часть
-Значение книги в жизни человека огромно. В наш сумашедший век компьютеров и высоких технологий человек не можно обойтись без чтения. Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и педагогами стоит задача научить любить книгу. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его-привычка ребенка читать.
Статистические данные о детском чтении:( Слайд2)
Ø Любят читать 43%, не любят-8%
Ø Не читают ничего, кроме заданий учителя 15%
Ø Чтение «из-под палки» 35%
Представленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению младших школьников. Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.
Причины неуспеха (слайд 3)
1)отсутствие у детей интереса к чтению. Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка открыть мир книги – мотивация. Она создаёт стимул, то есть побуждает к действию. Развитие желания читать начинается с положительных эмоций.
2) нет примера. Родители не читают сами. Не читают детям(показ) и не читают с детьми. Чтение на ночь!!!Обсуждение. Ребенок становится соучастником событий, происходящих в книге, и когда-нибудь ему самому захочется взять и дочитать.
3) недостаточная развитость речевого аппарата.(потеря скорости чтения) Речь таких детей отличается недостаточной внятностью, выразительностью, смазанным произношением. Эти дети допускают при чтении большинство ошибок: замены, пропуски, перестановки. Устранить эту причину помогут занятия с логопедом, артикуляционная гимнастика. Советуем выполнять гимнастику для развития речевого аппарата перед зеркалом ежедневно в течение 10 минут. (Родители в парах выполняют артикуляционную гимнастику).
4) трудности индивидуального характера. У каждого ребёнка от природы свой темперамент. Его составляющим свойством является темп деятельности. Врождённый темп определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, думает и, конечно, читает. Если ребёнок от природы оказался медлительным, вы можете ему помочь и увеличить темп чтения специальными упражнениями:
· Многократное прочтение одного отрывка текста за 1 минуту. Чтение повторяется до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
· Молния. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния».
· Буксир. Вы читаете текст вслух. Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Важно, чтобы разрыв в скорости не превышал 20-25 слов в минуту.
Именно в начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как средстве познания мира.
Последствия не чтения становятся все более очевидными. Вот некоторые из них.(Слайд4)
1. Отставание в развитии речи т. к. дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25%7- летних ребят страдают нарушением речевого развития. За последние 30 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и
желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора или компьютера и ждать новых готовых развлечений.
4. Повышение детской жестокости и агрессивности.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Ведь приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело(слайд5)
- защищаем его душу;
- питаем ум и сердце;
- побуждаем к самосознанию;
- содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Мы с вами должны найти пути приобщения детей к чтению.
И первый важный шаг - это семейное чтение.(слайд 6)
«Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».
Вот что происходит в моменты совместного чтения:
Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.
Систематическое общение с книгой способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению.
Бывает так, что родители многократно поучают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.
Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают её.
Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.
Вывод: Читайте сами, читайте вместе с детьми. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.
У книг не может быть соперников. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания, ребенок переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны.
Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в книге.
К сожалению, жизнь окружающая действительность не всегда прекрасна, как хотелось бы. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Вот он ХОРОШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ, который вдохновляет становиться лучше.
Учить читать – учить жить.
Не родитель своими наставлениями и поучениями воспитывает (учит жить), а любимые книжные герои .
3.Подведение итогов(слайд 7)
Советы:
- подсовывайте детям книжки. Каждому ребенку в каждом возрасте нужна своя книга. Малышам больше нравятся сказки, которые им с выражением читают взрослые, младшим школьникам интересны приключения сверстников, а подростки с удовольствием прочтут ту книгу, в которой найдут ответ на вопрос «кто я?». «Любая книжка должна соответствовать основной задаче развития ребенка в данный момент, в данном возрасте, – поясняет Павел Куделин. – Поэтому важно, чтобы книга была именно про то, что его волнует».
-основная задача родителей -найти подходящую книгу. Это сложно. Для маленьких детей она может быть способом совместного времяпровождения, активного досуга с ребенком. Ведь книги можно читать по ролям, обсуждать. Всегда спрашивайте у детей, как бы они поступили на месте героя, считают ли они его поступки правильными. Такое обсуждение – отличная возможность наладить контакт с ребенком, а также научить его думать, читая.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Психолог, эксперт фонда «В ответе за будущее» Павел Куделин составил список книг для детского чтения.
1.Сказки братьев Гримм. Они парадоксальные и позволяют удивляться.
2.Истории про Муми-Троллей Туве Янссон. Это цикл про семью, дружбу и взаимовыручку.
3.Все книги Астрид Линдгрен. Невероятно интересные и поучительные истории.
4.Алан Милн и его «Винни-Пух». Душевная книга для всей семьи.
5.Романы для детей Даниэля Пеннака. Он чудесно подает литературу, заинтересовывает, а не поучает.
Нужные знания.
Китайская басня.
В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.
— Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение?
— Да, — сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но, ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.