12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
nashananina46

Разработка классного часа по профилактике правонарушений

«Не оступись!»

(для 7 класса)

Янина Наталья Васильевна

Ход занятия

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы и методы

Вызов

(5 минут)

В исполнении учеников 7 класса звучит песня Е.Крылатова «Мы маленькие дети» из кинофильма «Приключения Электроника». Классный руководитель встречает детей. «Песня веселая и шуточная, но говорить мы будем сегодня о вещах серьезных. Вам всем в этом году исполняется 14 лет, а это значит, что вы полноценные члены общества, отвечающие за свои поступки и их последствия не только перед своей совестью, но и перед Законом.

Исполнение песни, слушают классного руководителя

Беседа, фронтальная работа с классом

2.Активизация полученных раннее знаний

(5 мин.)

Давайте проверим, что вы уже знаете. Ведь о правопорядке и законах мы с вами говорим на классных часах, уроках обществознания, многое вы знаете из жизни и СМИ.

Что такое ИДН, УПК, ГК, СМИ,ООН?

Что такое правонарушение? (Нарушение закона, прав других граждан)

А где можно прочитать о правах человека? ( В Декларации прав человека). 1-я группа работает с Декларацией и выписывает личные права граждан.

Какие вы знаете правонарушения? (право – нарушить)

Задание: Определите, какие из названных деяний являются правонарушением или даже преступлением.

- Переход улицы в неположенном месте

- Курение в общественном месте

- Кража мобильного телефона

- Угон автомобиля без цели хищения

- Нецензурная брань

- Продажа наркотических средств

Да, преступления являются самыми опасными для общества и граждан правонарушениями. За них предусмотрена уголовная ответственность.

 

Ответы на вопросы

Работают с декларацией прав человека, выписывают личные права человека

Фронтальная работа с классом

Активное чтение, обсуждение в группе

Ответы на вопросы

3. Осмысление содержания (изучение нового материала)

30 мин.

Давайте посмотрим в УК, что там говорится о преступлении (ст.14 УК РФ). Признаки преступления:

- деяние

-виновность

- общественная опасность

- запрещено УК

- предусмотрено наказание

С какого возраста наступает уголовная ответственность? (Ст. 20 УК РФ)

- с 16 лет

- с 14 лет за особо опасные преступления.

То есть это зависит от степени опасности совершенного деяния. Я вижу вашу заинтересованность и понимание и предлагаю вам открыть юридическую консультацию. Но поскольку опыта у вас маловато, наблюдать за вашей работой и помогать вам будет учитель истории и обществознания.

Итак, вы юристы и к вам пришли за консультацией. Нужно дать разъяснения, является ли ситуация преступлением и последует ли юридическая ответственность . Учитель дает им папки УПК, ГК, АК

14-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 14 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается. Немалый доход имеет. Только не ленись!» Имеют ли право 14 летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.

Три ученика школы решили украсть видеокамеру, но их увидели и отдали в полицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет. Статья 5 УПК. Если нарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Статья 20.1 Кодекс об административных правонарушениях ). Нецензурная брань в общественных- местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты.

4. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции. Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (Статья 31 УПК)

2 группа работает с ст.14 УК, выписывает на лист бумаги признаки преступления.

3 группа работает со ст.20 УК

Учащиеся и родители разыгрывают сцену «В юридической консультации»

Активное чтение, коллективное обсуждение

Инсценировка

 

Вопрос учителя истории, адресованный родителям: « Где можно прочитать выдержки из «Закона о защите нравственности и здоровья детей в Рязанской области», не выходя из дома и не пользуясь интернетом? ( в дневнике рязанского школьника ).

Вывод: в жизни много соблазнов. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами и «красивой» жизнью. Но незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение Закона приводит к тяжелым последствиям.

   
 

Наша юридическая консультация закрывается, но работа продолжается.

Одна из групп работала над темой «Права человека». Эти права записаны в Декларации прав человека.

Какое же главное право каждого человека?

( право на жизнь )

Группа демонстрирует результаты своей работы и зачитает личные права человека:

- право на жизнь

- право на труд

Наказуемость только по суду – запрет внесудебной расправы

-неприкосновенность личности

- свобода передвижения и выбора места жительства

- неприкосновенность жилища

-неприкосновенность переписки

-запрет принудительного труда

- неприкосновенность собственности

- достоинство личности

- свобода совести и вероисповедания

А сейчас внимание на экран. На слайдах – иллюстрации из известных детских сказок, где были нарушены права героев. У вас на столах лежат карточки. Вам нужно соотнести сказочных героев и их конституционные права.

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница» отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … (свободное передвижение)

Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на …(личную неприкосновенность)

Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на (неприкосновенность жилища)

Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …(труд)

Царевич Иван из сказки «Иван –Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (неприкосновенность собственности)

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право …(на жизнь).

Как говорили в старину «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Каждая группа получает карточки с ситуациями из сказок, обсуждает, дает разъяснения

Обсуждение в группе

Проверка домашнего задания

(5 минут)

И мы продолжаем наш сегодняшний урок.

В Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, записано право на имя. У каждого из вас есть ИМЯ. В роддоме вы еще не имели своего имени, у вас у каждого была лишь бирочка, на которой были определенные факты о вас. (Показ бирочки из роддома).

Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. (Показ свидетельства).

Это первый документ ребенка. Оно есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином своей страны. А в этом году вы все получите паспорт гражданина Российской Федерации. Первыми его в нашем классе получат Сергей и Дмитрий. Они выполняли домашнее задание «Как ты знаешь свой паспорт?» Ребята будут отвечать на вопросы, а в случае затруднения они могут обратиться к родителям или учителям.

Блиц-опрос «Как ты знаешь паспорт?»

С какого возраста паспорт действует бессрочно? (с 45 лет)

Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина РФ)

На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?( На стр. 2)

Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? ( фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения)

Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? ( Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте)

Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (да)

Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? ( Немедленно заявить в органы внутренних дел)

Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе)

Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет)

Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (нет)

В каком году началась выдача паспорта нового образца ? (В 2001 г)

Указывается ли в паспорте национальность? (Нет)

В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? ( При утрате паспорта и смене фамилии)

В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолёт, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т.д.)

Вывод: Получив паспорт, вы становитесь полноправным членом общества, гражданином своей страны. Это уже начало взрослости, хотя вам всего 14 лет. Вы отвечаете перед Законом за свои поступки, а Закон надо соблюдать. Надо

быть патриотами, и тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее страны - это вы.

В случае затруднения на помощь приходят учителя и родители

Проверка домашнего задания

Индивидуальные ответы

Демонстрация наглядного материала

Обобщение изученного материала

(5 минут)

Мы сегодня говорили о правах, правонарушениях, работали с гражданским, уголовным и административным кодексами. У меня, как у классного руководителя, тоже есть свой кодекс, по которому я работаю. У нас с вами тоже есть правила, которые могут составить Кодекс поведения учеников 7В класса

По окончании классного часа дети кладут на чаши Фемиды зеленые магниты – если классный час прошел полезно, плодотворно;

красные магниты- не совсем удовлетворен уроком.

Принятие Кодекса класса

 

Рефлексия

(3 минуты)

.. И в заключение нашего классного часа я хочу сказать:» Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей.» Я всегда вам говорю:»Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Карине Рафаеловна
Комментарий был удалён пользователем 30 май 2017 в 16:41
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.