Разработка классного часа по профилактике правонарушений «Не оступись!» (7 класс)
Разработка классного часа по профилактике правонарушений
«Не оступись!»
(для 7 класса)
Янина Наталья Васильевна
Ход занятия
Стадия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы и методы |
Вызов (5 минут) |
В исполнении учеников 7 класса звучит песня Е.Крылатова «Мы маленькие дети» из кинофильма «Приключения Электроника». Классный руководитель встречает детей. «Песня веселая и шуточная, но говорить мы будем сегодня о вещах серьезных. Вам всем в этом году исполняется 14 лет, а это значит, что вы полноценные члены общества, отвечающие за свои поступки и их последствия не только перед своей совестью, но и перед Законом. |
Исполнение песни, слушают классного руководителя |
Беседа, фронтальная работа с классом |
2.Активизация полученных раннее знаний (5 мин.) |
Давайте проверим, что вы уже знаете. Ведь о правопорядке и законах мы с вами говорим на классных часах, уроках обществознания, многое вы знаете из жизни и СМИ. Что такое ИДН, УПК, ГК, СМИ,ООН? Что такое правонарушение? (Нарушение закона, прав других граждан) А где можно прочитать о правах человека? ( В Декларации прав человека). 1-я группа работает с Декларацией и выписывает личные права граждан. Какие вы знаете правонарушения? (право – нарушить) Задание: Определите, какие из названных деяний являются правонарушением или даже преступлением. - Переход улицы в неположенном месте - Курение в общественном месте - Кража мобильного телефона - Угон автомобиля без цели хищения - Нецензурная брань - Продажа наркотических средств Да, преступления являются самыми опасными для общества и граждан правонарушениями. За них предусмотрена уголовная ответственность.
|
Ответы на вопросы Работают с декларацией прав человека, выписывают личные права человека |
Фронтальная работа с классом Активное чтение, обсуждение в группе Ответы на вопросы |
3. Осмысление содержания (изучение нового материала) 30 мин. |
Давайте посмотрим в УК, что там говорится о преступлении (ст.14 УК РФ). Признаки преступления: - деяние -виновность - общественная опасность - запрещено УК - предусмотрено наказание С какого возраста наступает уголовная ответственность? (Ст. 20 УК РФ) - с 16 лет - с 14 лет за особо опасные преступления. То есть это зависит от степени опасности совершенного деяния. Я вижу вашу заинтересованность и понимание и предлагаю вам открыть юридическую консультацию. Но поскольку опыта у вас маловато, наблюдать за вашей работой и помогать вам будет учитель истории и обществознания. Итак, вы юристы и к вам пришли за консультацией. Нужно дать разъяснения, является ли ситуация преступлением и последует ли юридическая ответственность . Учитель дает им папки УПК, ГК, АК 14-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 14 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается. Немалый доход имеет. Только не ленись!» Имеют ли право 14 летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью? Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК. Три ученика школы решили украсть видеокамеру, но их увидели и отдали в полицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет. Статья 5 УПК. Если нарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать? Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Статья 20.1 Кодекс об административных правонарушениях ). Нецензурная брань в общественных- местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты. 4. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции. Будут ли ребята наказаны? Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (Статья 31 УПК) |
2 группа работает с ст.14 УК, выписывает на лист бумаги признаки преступления. 3 группа работает со ст.20 УК Учащиеся и родители разыгрывают сцену «В юридической консультации» |
Активное чтение, коллективное обсуждение Инсценировка |
Вопрос учителя истории, адресованный родителям: « Где можно прочитать выдержки из «Закона о защите нравственности и здоровья детей в Рязанской области», не выходя из дома и не пользуясь интернетом? ( в дневнике рязанского школьника ). Вывод: в жизни много соблазнов. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам: от банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами и «красивой» жизнью. Но незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение Закона приводит к тяжелым последствиям. |
|||
Наша юридическая консультация закрывается, но работа продолжается. Одна из групп работала над темой «Права человека». Эти права записаны в Декларации прав человека. Какое же главное право каждого человека? ( право на жизнь ) Группа демонстрирует результаты своей работы и зачитает личные права человека: - право на жизнь - право на труд Наказуемость только по суду – запрет внесудебной расправы -неприкосновенность личности - свобода передвижения и выбора места жительства - неприкосновенность жилища -неприкосновенность переписки -запрет принудительного труда - неприкосновенность собственности - достоинство личности - свобода совести и вероисповедания А сейчас внимание на экран. На слайдах – иллюстрации из известных детских сказок, где были нарушены права героев. У вас на столах лежат карточки. Вам нужно соотнести сказочных героев и их конституционные права. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница» отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … (свободное передвижение) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на …(личную неприкосновенность) Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на (неприкосновенность жилища) Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …(труд) Царевич Иван из сказки «Иван –Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (неприкосновенность собственности) В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право …(на жизнь). Как говорили в старину «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» |
Каждая группа получает карточки с ситуациями из сказок, обсуждает, дает разъяснения |
Обсуждение в группе |
|
Проверка домашнего задания (5 минут) |
И мы продолжаем наш сегодняшний урок. В Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, записано право на имя. У каждого из вас есть ИМЯ. В роддоме вы еще не имели своего имени, у вас у каждого была лишь бирочка, на которой были определенные факты о вас. (Показ бирочки из роддома). Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. (Показ свидетельства). Это первый документ ребенка. Оно есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином своей страны. А в этом году вы все получите паспорт гражданина Российской Федерации. Первыми его в нашем классе получат Сергей и Дмитрий. Они выполняли домашнее задание «Как ты знаешь свой паспорт?» Ребята будут отвечать на вопросы, а в случае затруднения они могут обратиться к родителям или учителям. Блиц-опрос «Как ты знаешь паспорт?» С какого возраста паспорт действует бессрочно? (с 45 лет) Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина РФ) На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?( На стр. 2) Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? ( фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения) Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? ( Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте) Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (да) Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? ( Немедленно заявить в органы внутренних дел) Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе) Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет) Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (нет) В каком году началась выдача паспорта нового образца ? (В 2001 г) Указывается ли в паспорте национальность? (Нет) В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? ( При утрате паспорта и смене фамилии) В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолёт, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т.д.) Вывод: Получив паспорт, вы становитесь полноправным членом общества, гражданином своей страны. Это уже начало взрослости, хотя вам всего 14 лет. Вы отвечаете перед Законом за свои поступки, а Закон надо соблюдать. Надо быть патриотами, и тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее страны - это вы. |
В случае затруднения на помощь приходят учителя и родители Проверка домашнего задания |
Индивидуальные ответы Демонстрация наглядного материала |
Обобщение изученного материала (5 минут) |
Мы сегодня говорили о правах, правонарушениях, работали с гражданским, уголовным и административным кодексами. У меня, как у классного руководителя, тоже есть свой кодекс, по которому я работаю. У нас с вами тоже есть правила, которые могут составить Кодекс поведения учеников 7В класса По окончании классного часа дети кладут на чаши Фемиды зеленые магниты – если классный час прошел полезно, плодотворно; красные магниты- не совсем удовлетворен уроком. |
Принятие Кодекса класса |
|
Рефлексия (3 минуты) |
.. И в заключение нашего классного часа я хочу сказать:» Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей.» Я всегда вам говорю:»Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». |