Статья на тему «Деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений обучающихся первого класса начальной общеобразовательной школы»

0
0
Материал опубликован 13 June 2019

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Переход ребёнка из дошкольной образовательной организации в школу влечёт за собой смену образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль  ученик, принципиально новый вид деятельности  учебная деятельность.

У школьника меняется восприятие своего места в системе межличностных отношений, меняются интересы, ценности и уклад его жизни в целом.

Уже  в  младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т. д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребёнка.   

Младшие школьники больше всего находятся под влиянием социума, поскольку им характерна: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая  подражаемость,  любознательность. В данном  возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания и не только со стороны взрослых, но и со стороны одноклассников. Оценки постепенно становятся более значимыми, а иногда важнее, чем мнение родителей, учителей и других окружающих. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, закладывается моральная основа личности.

В процессе обучения младшие школьники получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для интеллектуального развития, раскрываются индивидуальные особенности и способности детей, начинается процесс усвоения нравственных, социальных норм; формируются навыки общения со сверстниками. Именно в данный период необходимо закладывать основу поведения в обществе.

Школьники, участвуя в общественных отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм. Поэтому, начиная с раннего школьного возраста необходима нравственно-правовая профилактика, разъяснение ситуаций, когда поведение обучающихся стоит на грани правонарушения, когда эгоизм, избалованность, распущенность, могут причинить вред другому человеку или нанести ущерб общественному достоянию. Это особенно важно потому, что у школьника, который еще не несет юридической ответственности, накапливается опыт безнаказанного правонарушающего поведения.

Изучением проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др.

Основными причинами правонарушений среди группы детей младшего школьного возраста являются: дефекты семейного воспитания, влияние сверстников, низкий уровень жизни большой части населения, недостаточное развитие досуговой системы в городе, недостатки учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях, подстрекательство со стороны взрослых преступников, пропагандирование насилия и жестокости через СМИ.

Основными методами, средствами и формами работы классного руководителя по профилактике правонарушений являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, консультирование, индивидуальная работа, групповая работа, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов школьника. Условиями эффективности профилактики отклоняющегося поведения являются: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Основными методами по профилактике правонарушений младших школьников являются: сказкотерапия, арт-терапия, игровые методы, моделирование и анализ проблемных ситуаций, консультирование.

Классный руководитель является важным звеном в формировании личности младшего школьника. Для профилактики правонарушений среди младших школьников необходимо проводить беседы с обучающимися, их родителями (законными представителями), использовать индивидуальных подход к каждому ученику, раскрывать потенциал школьников.

Работа с родителями важна, так как воспитание ребенка закладывается именно в семье. Родители становятся примером для подражания. Именно в семье у ребёнка формируется отношение к обществу, моральные качества, привычки, нормы поведения, отношение к вредным привычкам. Дефекты семейного воспитания являются одной из главных причин правонарушений среди несовершеннолетних.

Профилактическая работа важна с раннего возраста, так как именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

В работе с обучающимися, находящимися в группе риска, нужна как комплексная работа, включающая в себя вовлечение ребят в классный коллектив, наблюдение за поведением, привычками, внешним видом, посещением уроков, так и индивидуальная работа, такая как: вовлечение учеников в различные кружки/ секции, проведение индивидуальных бесед.

Нужно объяснять школьникам не только их права и обязанности, но и прививать правила поведения, приобщать обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать морально-нравственную личность.

Нами был разработан и апробирован цикл классных часов, направленный на профилактику правонарушений среди обучающихся первых классов. Было проведено 5 классных часов: «Что делать, если ты один дома», «Ко мне подошел незнакомец», «Правила поведения во время каникул», «Где разрешено играть», «К чему приводят игры с огнём». В ходе апробации мы сделали вывод, что обучающиеся стали более осведомленные в правилах поведения в различных ситуация, стали уважительнее относиться друг к другу, к учителям, тщательнее следить за своим здоровьем.

                                                              Автор: Куликова Карина Алексеевна,

науч. руководитель: Сигова Ксения Александровна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.