Урок «НЕ с причастиями»
Учреждение: ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»
ФИО учителя Тарунина Вера Александровна
Класс: 7
Предмет: Русский язык
Тема урока: Слитное и раздельное правописание НЕ с причастиями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Реализуемая программа: составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), 2023.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература 10 класс: Учебник: в 2-частях - М.В.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2017.
Цель урока: создание педагогических условий для изучения правописания НЕ с причастиями.
Задачи урока:
Образовательные:
Знать правило написания не с причастиями;
Закрепить умения делать синтаксический разбор предложения;
проанализировать текст, выявлять изученные орфограммы;
Развивающие
продолжать формирование навыков смыслового чтения;
содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
развивать умение проводить взаимоконтроль и самоконтроль;
развивать критическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся нравственное чутьё, стремление к достижению цели, интерес к русскому языку.
Изучение темы направлено на получение следующих результатов:
Предметные:
знают правила написания НЕ с причастиями и другими частями речи;
умеют проводить синтаксический и морфологический анализ;
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели деятельности;
строят логическую цепь рассуждений, делают выводы;
Коммуникативные
умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
владеют монологической и диалогической формами речи;
умеют работать в группе: составляют план работы и распределяют обязанности среди членов группы;
формулируют и высказывают свою точку зрения, аргументирую ее.
Оборудование: учебники, тетради, рабочие карты урока, письменные принадлежности;
учебный фильм «Правописание НЕ с причастиями», презентация к уроку, компьютер, телевизор.
Домашнее задание к уроку:
знать определение причастия, виды причастий, причастного оборота.
Время мин |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Организационный момент Цель: обеспечить положительный эмоциональный настрой. |
|||
1 мин |
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
|
Приветствуют учителя Демонстрируют готовность к уроку. Сдают рапорт. |
УУД: Регулятивные: осуществляет саморегуляцию; Личностные: самоопределение, эмоциональный настрой на работу; Коммуникативные: взаимодействие в педагогом и обучающимися; |
Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока |
|||
3 мин |
Помогает обучающимся определить тему урока, сформулировать задачи. Знакомит с рабочими листами. Прием «Ребус» |
Знакомятся с рабочими листами Формулируют тему урока.
|
УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск; Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение, эмоциональный настрой на работу; Коммуникативные: взаимодействие в педагогом и обучающимися; |
Актуализация знаний. Цель: подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. |
|||
|
Организует работу: 1)по синтаксическому анализу предложения,
|
Обучающиеся выполняют синтаксический разбор (1 у доски), |
УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск; Предметные:Знают порядок синтаксического разбора Регулятивные: определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные:умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей; |
Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
|||
|
Организует работу: 1)по созданию проблемной ситуации (Проблемный вопрос) – НЕ с причастием
|
Понимают, что не имеют достаточных знаний для решения учебной задачи. Ставят учебные задачи: узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. |
УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск; Предметные: алгоритм определения НЕ с причастиями; Регулятивные: определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей; |
Открытие новых знаний. Цель: открытие нового через учебное действие. |
|||
|
Организует работу по построению проекта выхода из затруднения (фильм, таблица, учебник)
|
Реализация проекта (просмотр учебного видео, заполнение таблицы, работа с учебником, анализ записи в РКУ), ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
|
УУД: общеучебные заполнение таблицы Предметные: Знают правописание НЕ с причастием Регулятивные: составляют план и последовательности действий; корректируют последовательность действий. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умеют работать в группе, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Личностные: умение принимать чужую оценку |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
|||
|
Организует работу по выполнению упражнения в РКУ |
Выполняют упражнение в РКУ (по цепочке) ВЗАИМОПРОВЕРКА |
УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск; Предметные: Регулятивные: корректируют последовательность действий. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: качественное усвоение обучающимися полученных знаний, формирования первичных навыков. |
|||
|
Организует работу по закреплению умения работать по изученной теме |
Выполняют самостоятельную работу (цифровой диктант)
САМОПРОВЕРКА |
УУД: общеучебные осознанно осуществляют информационный поиск; Предметные: Регулятивные: корректируют последовательность действий. Коммуникативные: взаимооценка Личностные: умение критически оценивать свой труд |
Включение в систему знаний Цель: выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний |
|||
2 мин |
|
|
|
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. Цель: Зафиксировать содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке. |
|||
5 мин |
Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности обучающимися на уроке. |
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свое участие в возможности достижения цели.
1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи. 2. Упр. 158. 3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями |
Предметные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности. Регулятивные: выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Коммуникативные: формулирование своего мнения, учет разных мнений. Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Рапорт. Проверка наличия учебного материала: РКУ, учебник, ручка, карандаш.
- Здравствуйте , девочки, здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
-А сейчас возьмите РКУ, отгадайте ребус. (НЕ с причастиями). Запишите тему в РКУ.
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).
-В РКУ найдите «Разминку».
ЧЕЛОВЕК (НЕ) ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
- Как вы понимаете эти слова?
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (синт.разбор). На доску пойдет работать ………………………….
-Сравните свои записи с разбором на доске.
4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастие).
- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)
- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)
- Назовите задачи урока. (Знать , как пишется НЕ с причастиями, уметь писать не с причастиями.)
5. Открытие новых знаний
- построение проекта выхода из затруднения и реализация проекта
-Нашли задание 2 в РКУ. Где в первую очередь ищем учебную информацию? (учебник, с.68, §26)
-Полностью заполнили таблицу? (нет). Чтобы заполнить таблицу целиком, посмотрим учебный фильм и допишем необходимую информацию.
- Подведем итоги: Когда Не с причастиями пишется слитно? Когда раздельно?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Запись за слайде
Ощибка (не) замечена -Ошибка не замечена
( Не)годующий взгляд – негодующий взгляд
(Не) замеченная, а пропущенная ошибка – не замеченная, а пропущенная ошибка
( Не)замеченная ошибка - незамеченная ошибка
(Не) замеченная учеником ошибка – не замеченная учеником ошибка
Совершенно (не) подготовленный ответ – совершенно неподготовленный ответ
- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Закрепление в РКУ)
Пользуясь таблицей, определи верное написание. Напишите НЕ слитно или раздельно. Вставьте н или нн.можно пользоваться РКУ предыдущих уроков
(Не) скоше….ые луга так душисты, что тяжелеет голова. Птицы летели к (не) замерзающим берегам. Пехота покрыла себя (не) увядающей славой. Кое-где ещё видны остатки (не) растаявшего снега. Он шёл по (не) исхоже….ому насту. По (не) писа....ому уговору они встречались в одном и том же месте. (Не) доумевающие детские глаза смотрели на них. Она казалась героиней какого-то подлинного, а (не) выдума….ого романа. Письмо (не) доставлено вовремя. Он взял (не) просмотре….ый, а только что получе....ый журнал. Опубликова....ы стихи поэта, (не) дооценённого в свое время.
Нескошенные луга так душисты, что тяжелеет голова. Птицы летели к незамерзающим берегам. Пехота покрыла себя неувядающей славой. Кое-где ещё видны остатки нерастаявшего снега. Он шёл по неисхоженному насту. По неписаному уговору они встречались в одном и том же месте. Недоумевающие детские глаза смотрели на них. Она казалась героиней какого-то подлинного, а не выдуманного романа. Письмо не доставлено вовремя. Он взял не просмотренный, а только что полученный журнал. Опубликованы стихи поэта, недооценённого в свое время.
-ВЗАИМОПРОВЕРКА. Проверим написанное, сравнив со слайдом, поставим оценку (система оценивания на доске).
8. Включение в систему знаний.
Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
- САМОПРОВЕРКА: Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Поставьте себе оценку за урок, исходя их двух полученных оценок.
- Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
- А теперь вернемся к нашим задачам:
-Узнали вы , как пишется НЕ с причастиями? Расскажите .
-Научились определять правильное написание НЕ с причастиями? (это покажут ваши оценки за самостоятельную работу)
Довольны вы своими результатами?
Что именно помогло тебе сегодня справиться с работой?
Что на уроке для меня было трудным?
-Обратите внимание на Д,З.
-Еще раз вернемся к предложению из Разминки. Как вы можете его прокомментировать в свете нашего урока? (мыслить – не значит только мечтать, иногда это значит думать. Думать на уроке, при совершении любых действий, разговаривая с другими людьми. Что важно вначале сделать? – Думать. Какую пословицу можно подобрать к этому высказыванию? – Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Всем:
ВЫБИРАЙ:
1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи.
2. Упр. 158.
3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями
ВидеоMP4 / 5.37 Мб
Рабочая карта урокаDOCX / 677.78 Кб
ПрезентацияPPTX / 731.18 Кб
Селиванова Галина Геннадьевна