Учреждение: ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»

ФИО учителя Тарунина Вера Александровна

Класс: 7

Предмет: Русский язык

Тема урока: Слитное и раздельное правописание НЕ с причастиями.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний;

Реализуемая программа: составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), 2023.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература 10 класс: Учебник: в 2-частях - М.В.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2017.

Цель урока: создание педагогических условий для изучения правописания НЕ с причастиями.

Задачи урока:

Образовательные:

Знать правило написания не с причастиями;

Закрепить умения делать синтаксический разбор предложения;

проанализировать текст, выявлять изученные орфограммы;

Развивающие

продолжать формирование навыков смыслового чтения;

содействовать развитию логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

развивать умение проводить взаимоконтроль и самоконтроль;

развивать критическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся нравственное чутьё, стремление к достижению цели, интерес к русскому языку.

Изучение темы направлено на получение следующих результатов:

Предметные:

знают правила написания НЕ с причастиями и другими частями речи;

умеют проводить синтаксический и морфологический анализ;

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют цели деятельности;

строят логическую цепь рассуждений, делают выводы;

Коммуникативные

умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

владеют монологической и диалогической формами речи;

умеют работать в группе: составляют план работы и распределяют обязанности среди членов группы;

формулируют и высказывают свою точку зрения, аргументирую ее.

Оборудование: учебники, тетради, рабочие карты урока, письменные принадлежности;

учебный фильм «Правописание НЕ с причастиями», презентация к уроку, компьютер, телевизор.

Домашнее задание к уроку:

знать определение причастия, виды причастий, причастного оборота.


 

Время мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: обеспечить положительный эмоциональный настрой.

1 мин

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

 

Приветствуют учителя

Демонстрируют готовность к уроку. Сдают рапорт.

УУД:

Регулятивные: осуществляет саморегуляцию;

Личностные: самоопределение, эмоциональный настрой на работу;

Коммуникативные: взаимодействие в педагогом и обучающимися;

Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока

3 мин

Помогает обучающимся определить тему урока, сформулировать задачи. Знакомит с рабочими листами. Прием «Ребус»

Знакомятся с рабочими листами Формулируют тему урока.

 

УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: самоопределение, эмоциональный настрой на работу;

Коммуникативные: взаимодействие в педагогом и обучающимися;

Актуализация знаний.

Цель: подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.

 

Организует работу:

1)по синтаксическому анализу предложения,

 

Обучающиеся выполняют синтаксический разбор (1 у доски),

УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Предметные:Знают порядок синтаксического разбора

Регулятивные: определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей;

Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

 

Организует работу:

1)по созданию проблемной ситуации (Проблемный вопрос) – НЕ с причастием

 

Понимают, что не имеют достаточных знаний для решения учебной задачи.

Ставят учебные задачи: узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Предметные: алгоритм определения НЕ с причастиями;

Регулятивные: определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: умеют оценивать поступки с точки зрения общепринятых норм ценностей;

Открытие новых знаний.

Цель: открытие нового через учебное действие.

 

Организует работу по построению проекта выхода из затруднения (фильм, таблица, учебник)

 

 

Реализация проекта (просмотр учебного видео, заполнение таблицы, работа с учебником, анализ записи в РКУ), ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

 

 

 

 

УУД: общеучебные заполнение таблицы

Предметные: Знают правописание НЕ с причастием

Регулятивные: составляют план и последовательности действий; корректируют последовательность действий.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умеют работать в группе, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: умение принимать чужую оценку

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 

Организует работу по выполнению упражнения в РКУ

Выполняют упражнение в РКУ (по цепочке)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

УУД: общеучебные осознанно строят речевые высказывания; осуществляют информационный поиск;

Предметные:

Регулятивные: корректируют последовательность действий.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: качественное усвоение обучающимися полученных знаний, формирования первичных навыков.

 

Организует работу по закреплению умения работать по изученной теме

Выполняют самостоятельную работу (цифровой диктант)

 

САМОПРОВЕРКА

УУД: общеучебные осознанно осуществляют информационный поиск;

Предметные:

Регулятивные: корректируют последовательность действий.

Коммуникативные: взаимооценка

Личностные: умение критически оценивать свой труд

Включение в систему знаний

Цель: выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний

2 мин

 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.

Цель: Зафиксировать содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке.

5 мин

Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности обучающимися на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свое участие в возможности достижения цели.

 

   1.  Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи.

   2.  Упр. 158.

   3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями

Предметные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Регулятивные: выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Коммуникативные: формулирование своего мнения, учет разных мнений.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.


Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».

Ход урока:

1.Организационный момент.

Рапорт. Проверка наличия учебного материала: РКУ, учебник, ручка, карандаш.

- Здравствуйте , девочки, здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка.

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

-А сейчас возьмите РКУ, отгадайте ребус. (НЕ с причастиями). Запишите тему в РКУ.

 

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения).

-В РКУ найдите «Разминку».

ЧЕЛОВЕК (НЕ) ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

- Как вы понимаете эти слова?

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (синт.разбор). На доску пойдет работать ………………………….

-Сравните свои записи с разбором на доске.

4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастие).

- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)

- Назовите задачи урока. (Знать , как пишется НЕ с причастиями, уметь писать не с причастиями.)

 

5. Открытие новых знаний

   - построение проекта выхода из затруднения и реализация проекта

-Нашли задание 2 в РКУ. Где в первую очередь ищем учебную информацию? (учебник, с.68, §26)

 

   -Полностью заполнили таблицу? (нет). Чтобы заполнить таблицу целиком, посмотрим учебный фильм и допишем необходимую информацию.

- Подведем итоги: Когда Не с причастиями пишется слитно? Когда раздельно?

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Запись за слайде

Ощибка (не) замечена -Ошибка не замечена

( Не)годующий взгляд – негодующий взгляд

(Не) замеченная, а пропущенная ошибка – не замеченная, а пропущенная ошибка

( Не)замеченная ошибка - незамеченная ошибка

(Не) замеченная учеником ошибка – не замеченная учеником ошибка

Совершенно (не) подготовленный ответ – совершенно неподготовленный ответ

 

- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.

- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?

(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Закрепление в РКУ)

 

Пользуясь таблицей, определи верное написание. На­пи­ши­те НЕ слит­но или раз­дель­но. Вставь­те н или нн.можно пользоваться РКУ предыдущих уроков

(Не) скоше….ые луга так ду­ши­сты, что тя­же­ле­ет голова. Птицы ле­те­ли к (не) за­мер­за­ю­щим бе­ре­гам.  Пе­хо­та по­кры­ла себя (не) увя­да­ю­щей сла­вой. Кое-где ещё видны остат­ки (не) рас­та­яв­ше­го снега.  Он шёл по (не) ис­хо­же….ому насту.  По (не) писа....ому уго­во­ру они встре­ча­лись в одном и том же месте.  (Не) до­уме­ва­ю­щие дет­ские глаза смот­ре­ли на них.  Она ка­за­лась ге­ро­и­ней ка­ко­го-то под­лин­но­го, а (не) вы­ду­ма….ого ро­ма­на.  Пись­мо (не) до­став­ле­но во­вре­мя.  Он взял (не) про­смот­ре….ый, а толь­ко что по­лу­че....ый жур­нал.  Опуб­ли­ко­ва....ы стихи поэта, (не) до­оце­нён­но­го в свое время.

 

  Нескошенные луга так ду­ши­сты, что тя­же­ле­ет голова. Птицы ле­те­ли к неза­мер­за­ю­щим бе­ре­гам.  Пе­хо­та по­кры­ла себя неувя­да­ю­щей сла­вой. Кое-где ещё видны остат­ки нерас­та­яв­ше­го снега.  Он шёл по неис­хо­женному насту.  По неписаному уго­во­ру они встре­ча­лись в одном и том же месте.  Недо­уме­ва­ю­щие дет­ские глаза смот­ре­ли на них.  Она ка­за­лась ге­ро­и­ней ка­ко­го-то под­лин­но­го, а не вы­ду­манного ро­ма­на.  Пись­мо не до­став­ле­но во­вре­мя.  Он взял не про­смот­ренный, а толь­ко что по­лу­ченный жур­нал.  Опуб­ли­ко­ваны стихи поэта, недо­оце­нён­но­го в свое время.

-ВЗАИМОПРОВЕРКА. Проверим написанное, сравнив со слайдом, поставим оценку (система оценивания на доске).

 

8. Включение в систему знаний.

 

 

Цифровой диктант

- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

 

- САМОПРОВЕРКА: Проверьте себя по ключу.

Запись на интерактивной доске

Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

-Поставьте себе оценку за урок, исходя их двух полученных оценок.

- Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.

 

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

- А теперь вернемся к нашим задачам:

-Узнали вы , как пишется НЕ с причастиями? Расскажите .

-Научились определять правильное написание НЕ с причастиями? (это покажут ваши оценки за самостоятельную работу)

Довольны вы своими результатами?

Что именно помогло тебе сегодня справиться с работой?

Что на уроке для меня было трудным?

-Обратите внимание на Д,З.

-Еще раз вернемся к предложению из Разминки. Как вы можете его прокомментировать в свете нашего урока? (мыслить – не значит только мечтать, иногда это значит думать. Думать на уроке, при совершении любых действий, разговаривая с другими людьми. Что важно вначале сделать? – Думать. Какую пословицу можно подобрать к этому высказыванию? – Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Всем:

ВЫБИРАЙ:

 

      1.  Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи.

   2.  Упр. 158.

   3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями

 

 


ВидеоMP4 / 5.37 Мб
Рабочая карта урокаDOCX / 677.78 Кб
ПрезентацияPPTX / 731.18 Кб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Вера Александровна! очень было нужно!

11 January

Похожие публикации