12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вагапова Айгуль Рафаиловна656
Россия, Пермский край, с. Барда

«Нейрологопедический тренажер»


Разработала: Вагапова Айгуль Рафаиловна

учитель - логопед МАДОУ «Бардымский детский сад»

структурное подразделение «Малышок»

Бардымского муниципального округа Пермского края


Пояснительная записка


Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. У детей с нарушениями речи, как правило, наблюдаются  нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой  и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга. Доказано, что определённую роль при возникновении отклонений развития, играют нарушения и изменения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Каждое полушарие отвечает за определенные функции в нашем организме, психические, физические, умственные. Важна не только работа каждого по отдельности, но и налаженность их взаимодействия между собой. При нормальном развитии ребенка они начинают синергично работать вместе ближе к 2-3 годам, благодаря чему наше зрительно-пространственное, слуховое, тактильное и другое восприятие совершенствуется. Это в свою очередь дает толчок развитию мышления, памяти, воображения, внимания, связной речи, мелкой и крупной моторики. Согласно исследованиям нейропсихологов мозг у современных детей развивается ассиметрично и в результате получается совершенно другая работа мозга, даже речь у этих детей развивается иначе. Но современные дети не хуже, не глупее, они просто другие и, соответственно, учить таких детей нужно совсем по-другому.

Если по тем или иным причинам есть несформированность межполушарного взаимодействия, то мы наблюдаем отставание по всем перечисленным параметрам. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними. И в этом нам помогают различные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей, которые я применяю в своей практике. Хотелось бы с Вами поделиться некоторыми из них. Они изготовлены своими руками из подручных материалов.

Нейрологопедический тренажер разработан для детей младших групп и рассчитан для индивидуальной работы. Тренажер возможно применять и при коррекционной работе с детьми с ОВЗ (при ЗПР, ЗПРР, ТНР). Главной особенностью является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения, закрепляют речевые навыки. Игра включает в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у младших дошкольников коммуникативных навыков.

Учебно-дидактическое пособие, было разработано с целью активизации речевых навыков детей на основе нейрокоррекционных игр и упражнений.

С помощью нейрологопедического тренажера решаются следующие задачи:

- развиваются память, внимание, мышление;

- развиваются речевые навыки;

- формируются пространственно-временные представления;

- развивается межполушарное взаимодействие;

- повышается умственная работоспособность;

- оптимизируются интеллектуальные процессы;

- стабилизируется эмоционально-волевая сфера.

Пособие отвечает требованиям ФГОС ДО: обладает мобильностью, высокой вариативностью, многофункциональностью, результативностью, способствует развитию речи ребёнка, обладает дидактическими свойствами, обеспечивает игровую, познавательную активность воспитанников. Благодаря этому поддерживается высокий темп коррекционной работы.

В набор игры входит: 2 деревянных планшета с 9 ячейками в каждой, камешки марблс, помпоны, пинцеты, картинки по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Животные», карточки различного цвета, карточки с односложными словами, нейроладошки, карточки с цветовыми схемами.

t1701859805aa.jpg

Целевая группа: игра предназначена для детей 3-4 лет

Количество участников: 1 человек.

1 вариант игры – «Где, чья тень?»

Цель: учить находить заданные силуэты, закрепить знания детей о животных, развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление.

Данный вариант игры можно обыграть при изучении темы «Животные».

Перед ребенком находятся 2 планшета, один из них с теневыми изображениями животных. Перед ребенком ставится задача определить по тени животное и положить картинку с изображением данного животного в такую же ячейку на пустом планшете.

t1701859805ab.jpg t1701859805ac.jpg

2 вариант игры – «Найди половинки»

Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; учить детей складывать из частей (двух частей) целое; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, коммуникативные навыки.

Данный вариант игры можно обыграть при изучении темы «Игрушки».

Перед ребенком находятся 2 планшета с картинками – половинками. Даем ребенку задание - найти пары картинок на двух планшетах (т. е одна половина находится на одном планшете, а другая на втором) и положить на них камешки марблс одновременно обеими руками.

t1701859805ad.jpg t1701859805ae.jpg

3 вариант игры - "Найди одинаковые картинки"

Цель: формирование зрительного восприятия и памяти, тренировка панорамного зрения, развитие межполушарного взаимодействия.

Перед ребенком ставим 2 планшета с изображениями различных овощей или фруктов. Картинки с правой и левой стороны повторяются. Нужно найти картинку, назвать ее и найти на другой половине листа такую же картинкуНайденные картинки ребенок закрывает камешками марблс или помпонами при помощи пинцетов одновременно двумя руками.

Также планшеты с ячейками можно применить при сортировке овощей и фруктов, например даем ребенку задание «Овощи клади в планшет слева, а фрукты - справа»


t1701859805af.jpg t1701859805ag.jpg


t1701859805ah.jpg t1701859805ai.jpg

4 вариант игры – «Найди одинаковые цвета»

Цель: научить видеть ребенка на игровых полях карточки с одинаковыми цветом и закрывать их одновременно двумя руками.

Ребенку предлагаются планшеты с цветными карточками в ячейках. Далее даем задание – положить одновременно двумя руками на карточки определенного цвета, согласно словесной инструкции, помпоны при помощи пинцетов.

t1701859805aj.jpg t1701859805ak.jpg

5 вариант игры «Межполушарное лото»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, способность к запоминанию, повышение устойчивости внимания, улучшение координации движений.

Ребенок выкладывает фишки на поле согласно цветовой схеме сначала правой рукой, потом левой рукой, потом двумя руками одновременно.

t1701859805al.jpg t1701859805am.jpg t1701859805an.jpg



Далее можно усложнить задание путем введения новых цветов и выкладывания цветных кругов в зеркальном виде.

t1701859805ao.jpg

6 вариант игры – «Слова называем – жесты добавляем»

Данный вариант игры будет полезен при коррекционной работе с детьми с моторной алалией, на этапе введения в речь односложных слов. Ребенок называет слова и одновременно показывает жесты руки по образцу под картинкой.

t1701859805ap.jpg

t1701859805aq.jpg

t1701859805ar.jpg

7 вариант игры – «Запутанные картинки»

Цель: развитие зрительного внимания, обогащение активного словаря, развитие внимания и памяти.

Показываем ребенку картинку с наложенными изображениями и даем ему задание положить в ячейки изображения тех предметом, которые запутались. Затем просим ребенка запомнить расположение предметов, и закрываем планшет экраном. Далее просим ребенка расположить картинки в ячейках по памяти.

t1701859805as.jpg t1701859805at.jpg

t1701859805au.jpg


В условиях модернизации дошкольного образования, развитие познавательных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.