Необычное домашнее задание по литературному чтению
Тема работы: “Нестандартные домашние задания
на уроках литературного чтения"
Выполнил учитель МБОУ «Выльгортская СОШ №1, Шаньгина Виктория Алексеевна
Цель работы: является изучение изменений отношения школьников к домашним заданиям по литературному чтению в процессе использования нестандартных домашних работ.
Домашняя работа – это самостоятельный вид учебной работы без непосредственного руководства и помощи учителя.
Одна из ведущих функций домашней работы- формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Домашнее задание должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически строго целесообразным, так бывает, если домашнее задание педагогически продумано, так как оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает. Домашняя работа является, на мой взгляд, средством сближения обучения и самообразования, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. Поиск путей совершенствования организации домашней работы на уроках литературного чтения привёл к необходимости использования системы нестандартных домашних заданий по выбору и творческих заданий.
Примеры нестандартных домашних заданий, которые я использую в своей практике:
- составление мема по произведению: ученику предлагается создать мем (смешную картинку), который передаёт какую – либо часть прочитанного произведения. Например, П.Ершов «Конёк – Горбунок», ребёнок сделал рисунок жар-птицы, которую держит Иван и написал «Когда тебя заставляют мыть посуду». Такая деятельность помогает раскрыть творческий потенциал и углубиться в изучении произведения.
- творческие задания: ученику сделать рисунок по прочитанному произведению, но перепутав сюжет. Остальные дети на следующему уроке должны составить верный рисунок.
- связь литературного чтения, математики и русского языка: задается на дом написать собственную математическую сказку, былину, рассказ, увлекательную историю, связанную с математикой. Создание киносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось бы какое-либо действие, цифра, построение геометрических фигур т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.
- мы журналисты: можно предложить ученикам дома подготовить вопросы для интервью с автором рассказа; написать статью, аннотацию к учебнику, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл.
- ролевая игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
- ученик-учитель: можно также предложить учащимся представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения его подачи: через рисунок, схему.
- придумай свою концовку: ребёнок должен самостоятельно придумать абсолютно другой конец истории и, возможно, заменить некоторые действия героев.
- кроссворды, ребусы, японские кроссворды, судоку. А почему бы не предложить ребятам придумать посильный для них кроссворд или ещё какую-нибудь головоломку? Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы.
Домашнее задание можно дать в любом разделе программы и на любом уроке. Но нужно давать его лишь тогда, когда необходимость строго обоснована. Надо точно знать, какую цель вы преследуете, давая задание на дом. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Школьник работает совсем по-другому, когда знает, с какой целью он выполняет домашнее задание. Применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.