12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малюкова Надежда Ивановна89
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
6

Несовместные события.Правило сложения.Вероятность и статистика 8 класс



Вероятность и статистика. 8 класс Уроки математики. Материалы для учителя






Примерный сценарий урока

по теме «Несовместные события. Правило сложения»

8 класс

Раздел «Случайные события»

t1710261889ab.jpg



















Урок составлен на основе материалов

Сайта Математическая вертикаль | Вероятность в школе

Учебник «Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях». Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В.



Несовместные события. Правило сложения

Цель урока – познакомить учащихся с несовместными событиями, научить находить вероятности объединений событий.


В качестве повторения рассмотреть задания:

Сформулируйте определение объединения и пересечения двух событий. (Объединением двух событий A и B называют событие, которому благоприятствуют все элементарные исходы, благоприятствующие хотя бы одному из событий A и B. Пересечением двух событий A и B называют событие, которому благоприятствуют все элементарные события, благоприятствующие и событию A, и событию B).

Первое событие — «Миша ободрал левую коленку». Второе событие — «Миша ободрал правую коленку». Опишите словами объединение этих событий. (Миша ободрал себе коленку).

Изучение нового материала можно начать с рассмотрения примера.

Рассмотрим задачу и решим ее с помощью кругов Эйлера.

Пример 1. Всего в классе 20 человек. 11 из них ходят на кружок по рисованию, 8 — на кружок по математике, а один не ходит ни на один из кружков. Найдите вероятность того, что случайно выбранный ученик класса ходит на оба кружка.

Жt1710261889ac.png елательный результат обсуждения. Нужно рассмотреть события А = «ученик ходит на рисование» и В = «ученик ходит на математику». По условию на какой-либо кружок ходят 20-1=19 человек, откуда можно понять, что на оба кружка не ходит никто. То есть пересечение событий А и В пусто — оно не содержит ни одного элемента. Вероятность такого события равна нулю — это невозможное событие.

Если пересечение событий A и B пусто, то на диаграмме Эйлера их можно изобразить с помощью непересекающихся фигур. Такие два события не имеют общих благоприятствующих элементарных исходов и не могут наступить одновременно. Их называют несовместными.

Пустое событие обозначают символом t1710261889ad.gif. Можно написать: At1710261889ae.gifB=t1710261889ad.gif.

Определение. События A и B называются несовместными, если их пересечение не содержит элементарных событий.

Обратите внимание учеников на то, что любые два элементарных событий эксперимента являются несовместными.

Вероятность пересечения несовместных событий равна 0:

t1710261889af.gif

Пример 2. События «12 июня следующего года будет идти дождь» и «12 июня следующего года не будет осадков» являются несовместными.

Пример 3. Монету бросают пять раз. Событие А состоит в том, что количество выпавших орлов не меньше трёх, событие В состоит в том, что решек выпало больше, чем орлов. Эти два события одновременно произойти не могут: если орлов больше половины, то их не может быть меньше, чем решек. Пересечение событий А и В пусто; они являются несовместными.

Пt1710261889ag.png ример 4. Игральную кость бросают дважды. Рассмотрим событие А «в первый раз выпало больше очков, чем во второй» и событие В «в первый раз выпало меньше очков, чем во второй». Покажем этот случайный опыт с помощью таблицы.

Общих элементарных событий у А и В нет. События несовместны.

Чему равна вероятность объединения этих событий? Элементарные события равновозможны. Пересчитаем все элементарные события, которые благоприятствуют событию А, и все, которые благоприятствуют событию В, сложим полученные числа и разделим сумму на общее число элементарных событий – 36:

t1710261889ah.gif

можно разбить дробь на два слагаемых:

t1710261889ai.gif

То есть вероятность объединения двух событий оказалась равна сумме вероятностей этих событий. Это свойство верно для любых двух несовместных событий в любом случайном опыте.

Правило сложения вероятностей несовместных событий. Вероятность объединения несовместных событий равна сумме их вероятностей:t1710261889aj.gif

Важно! Эта формула верна только для несовместных событий.

Пример 5. На экзамене по геометрии школьник отвечает на один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос по теме «Вписанная окружность», равна 0,3. Вероятность того, что это вопрос по теме «Тригонометрия», равна 0,1. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.

Желательный результат обсуждения. По условию в списке нет вопросов, относящихся к обеим темам. Поэтому события А «вопрос по теме «Вписанная окружность» и В «вопрос по теме «Тригонометрия» несовместны. Значит,

t1710261889ak.gif

Если события A и B не являются несовместными, т. е. они совместны и могут одновременно наступить в результате одного опыта, то к ним нельзя применять правило для несовместных событий. Убедимся в этом на примере.

Пример 6. Правильную игральную кость бросают 2 раза. Событие А – «в первый раз выпало меньше 3 очков». Событие В – «во второй раз выпало меньше 3 очков».

Сt1710261889al.png обытию А благоприятствует 12 элементарных событий. Событию В – тоже 12 элементарных событий. Но четыре элементарных события общие, поскольку события А и В совместны.

Событию t1710261889am.gifблагоприятствуют 20 элементарных событий.

Поэтому

t1710261889an.gif


t1710261889ao.gif


t1710261889ap.gif


t1710261889aq.gif


значит t1710261889ar.gif

если мы сравним эти значения, то окажется, что

t1710261889as.gif t1710261889at.gif

То есть,

t1710261889au.gif

Получается, что формулу t1710261889av.gif к совместным событиям применять нельзя.

Желательный результат обсуждения. Обсудите с учениками причины того, что формула неприменима для совместных событий. Обсуждение должно привести к тому, что для совместных событий t1710261889aw.gif, и поэтому вероятность объединения событий меньше суммы их вероятностей.

Для наглядности изобразим диаграмму Эйлера для данной задачи. Из диаграммы можно понять, что t1710261889ax.gif и t1710261889ay.gif отличаются ровно на количество событий, благоприятствующих пересечению событий А и В.

t1710261889az.png Иными словами, складывая t1710261889ay.gif, мы дважды в этой сумме учитываем величину t1710261889ba.gif. Таким образом,

t1710261889bb.gif

Эту формулу можно записать для вероятностей:

t1710261889bc.gif

Замечание. Приведенное рассуждение о количестве элементарных исходов является справедливым только для случайных опытов, где количество элементарных исходов конечно. Поэтому приведенное рассуждение можно использовать только в качестве пояснения.

Формула сложения вероятностей. Вероятность объединения двух событий равна сумме их вероятностей без вероятности их пересечения:

t1710261889bc.gif

Полученная формула справедлива для любых двух событий, в том числе для несовместных, поскольку в случае несовместных событий

t1710261889bd.gif

Далее можно предложить учащимся задачи для закрепления.

Задача 1. Найдите Р(At1710261889be.gifB), если P(A) = 0,5, P(B) = 0,7 и Р(At1710261889be.gifB)=0,4.

Решение.

Р(At1710261889be.gifB)=Р(А)+Р(В)-Р(At1710261889be.gifB)=0,5+0,7-0,4=0,8.

Задача 2. Даны два события A и B. Известны вероятности: Р(А)=0,3, Р(В)=0,5 и Р(At1710261889be.gifB)=0,7.

Иt1710261889bf.png зобразите события на диаграмме Эйлера. Во всех четырёх областях на диаграмме Эйлера расставьте вероятности соответствующих событий.

Решение.

Р(Аt1710261889ae.gifВ)=0,3+0,5-0,7=0,1

t1710261889bg.gif=1-0,7=0,3

t1710261889bh.gif, t1710261889bi.gif

В качестве домашнего задания можно предложить задания (№ 83, 84, 85 [2], учебник, 2-я часть).

События А и В несовместимы. Найдите вероятность их объединения, если:

а) Р(А)=0,2, Р(В)=0,4;

б) Р(А)=0,5, Р(М)=0,2.

Могут ли события А и В быть несовместными, если:

а) Р(А)=0,6, Р(В)=0,5;

б) Р(А)=0,1, Р(В)=0,7.

Вычислите Р(At1710261889be.gifB), если:

а) Р(А)=0,8, Р(В)=0,6, Р(At1710261889ae.gifB)=0,4;

б) Р(А)=0,5, Р(В)=0,6, Р(At1710261889ae.gifB)=0,3.


Ответы:

1. а)0,6, б) 0,7.

2. а) нет, б) да.

3. а) 1, б) 0,8


https://vk.com/urokimatemati4ki Малюкова Надежда Ивановна

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Кияйкина Наталья Федоровна, 12.03.24 в 11:47 1Ответить Пожаловаться
Содержание материала хорошее.
Хотелось бы ознакомиться с пояснительной запиской по применению данного ресурса.
Малюкова Надежда Ивановна, 12.03.24 в 12:01 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Благодарю за оценку.
Примерный сценарий урока можно посмотреть по ссылке https://vk.com/wall-221345243_514 Учитель строит свою траекторию с использованием предложенного материала.
Кияйкина Наталья Федоровна, 12.03.24 в 12:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за ответ, Надежда Ивановна!
Всё понятно.
А, зачем такая сложность?
Разве нельзя было оформить полноценную и содержательную разработку? (Конспект мероприятия и презентация, как и положено).
Но, в данном случае, для эффективности просмотра, к презентации следует оформить пояснительную записку.

Отредактировано 12-03-2024 12:32

Кияйкина Наталья Федоровна, 12.03.24 в 19:56 0Ответить Пожаловаться
В ответ Малюкова Надежда Ивановна
Очень хорошо! Ознакомилась! Выстроилась определённая последовательность подачи материала. Интересный ресурс. Благодарю!
Легоцкая Вера Сергеевна, 12.03.24 в 12:34 1Ответить Пожаловаться
Интересная работа даже для не математика. Спасибо, Надежда Ивановна!
Малюкова Надежда Ивановна, 12.03.24 в 19:46 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Вера Сергеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.