Фрагмент урока на тему «Несовместные события. Правило сложения. Вероятность и статистика» (8 класс)

6
7
Материал опубликован 12 March 2024

Пояснительная записка к презентации

Вероятность и статистика. 8 класс Уроки математики. Материалы для учителя

 

 

 

 

 

Примерный сценарий урока

по теме «Несовместные события. Правило сложения»

8 класс

Раздел «Случайные события»

t1710261889ab.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок составлен на основе материалов

Сайта Математическая вертикаль | Вероятность в школе

Учебник «Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях». Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В.

 

 

Несовместные события. Правило сложения

Цель урока – познакомить учащихся с несовместными событиями, научить находить вероятности объединений событий.

 

В качестве повторения рассмотреть задания:

Сформулируйте определение объединения и пересечения двух событий. (Объединением двух событий A и B называют событие, которому благоприятствуют все элементарные исходы, благоприятствующие хотя бы одному из событий A и B. Пересечением двух событий A и B называют событие, которому благоприятствуют все элементарные события, благоприятствующие и событию A, и событию B).

Первое событие — «Миша ободрал левую коленку». Второе событие — «Миша ободрал правую коленку». Опишите словами объединение этих событий. (Миша ободрал себе коленку).

Изучение нового материала можно начать с рассмотрения примера.

Рассмотрим задачу и решим ее с помощью кругов Эйлера.

Пример 1. Всего в классе 20 человек. 11 из них ходят на кружок по рисованию, 8 — на кружок по математике, а один не ходит ни на один из кружков. Найдите вероятность того, что случайно выбранный ученик класса ходит на оба кружка.

Жt1710261889ac.png елательный результат обсуждения. Нужно рассмотреть события А = «ученик ходит на рисование» и В = «ученик ходит на математику». По условию на какой-либо кружок ходят 20-1=19 человек, откуда можно понять, что на оба кружка не ходит никто. То есть пересечение событий А и В пусто — оно не содержит ни одного элемента. Вероятность такого события равна нулю — это невозможное событие.

Если пересечение событий A и B пусто, то на диаграмме Эйлера их можно изобразить с помощью непересекающихся фигур. Такие два события не имеют общих благоприятствующих элементарных исходов и не могут наступить одновременно. Их называют несовместными.

Пустое событие обозначают символом t1710261889ad.gif. Можно написать: At1710261889ae.gifB=t1710261889ad.gif.

Определение. События A и B называются несовместными, если их пересечение не содержит элементарных событий.

Обратите внимание учеников на то, что любые два элементарных событий эксперимента являются несовместными.

Вероятность пересечения несовместных событий равна 0:

t1710261889af.gif

Пример 2. События «12 июня следующего года будет идти дождь» и «12 июня следующего года не будет осадков» являются несовместными.

Пример 3. Монету бросают пять раз. Событие А состоит в том, что количество выпавших орлов не меньше трёх, событие В состоит в том, что решек выпало больше, чем орлов. Эти два события одновременно произойти не могут: если орлов больше половины, то их не может быть меньше, чем решек. Пересечение событий А и В пусто; они являются несовместными.

Пt1710261889ag.png ример 4. Игральную кость бросают дважды. Рассмотрим событие А «в первый раз выпало больше очков, чем во второй» и событие В «в первый раз выпало меньше очков, чем во второй». Покажем этот случайный опыт с помощью таблицы.

Общих элементарных событий у А и В нет. События несовместны.

Чему равна вероятность объединения этих событий? Элементарные события равновозможны. Пересчитаем все элементарные события, которые благоприятствуют событию А, и все, которые благоприятствуют событию В, сложим полученные числа и разделим сумму на общее число элементарных событий – 36:

t1710261889ah.gif

можно разбить дробь на два слагаемых:

t1710261889ai.gif

То есть вероятность объединения двух событий оказалась равна сумме вероятностей этих событий. Это свойство верно для любых двух несовместных событий в любом случайном опыте.

Правило сложения вероятностей несовместных событий. Вероятность объединения несовместных событий равна сумме их вероятностей:t1710261889aj.gif

Важно! Эта формула верна только для несовместных событий.

Пример 5. На экзамене по геометрии школьник отвечает на один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос по теме «Вписанная окружность», равна 0,3. Вероятность того, что это вопрос по теме «Тригонометрия», равна 0,1. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.

Желательный результат обсуждения. По условию в списке нет вопросов, относящихся к обеим темам. Поэтому события А «вопрос по теме «Вписанная окружность» и В «вопрос по теме «Тригонометрия» несовместны. Значит,

t1710261889ak.gif

Если события A и B не являются несовместными, т. е. они совместны и могут одновременно наступить в результате одного опыта, то к ним нельзя применять правило для несовместных событий. Убедимся в этом на примере.

Пример 6. Правильную игральную кость бросают 2 раза. Событие А – «в первый раз выпало меньше 3 очков». Событие В – «во второй раз выпало меньше 3 очков».

Сt1710261889al.png обытию А благоприятствует 12 элементарных событий. Событию В – тоже 12 элементарных событий. Но четыре элементарных события общие, поскольку события А и В совместны.

Событию t1710261889am.gifблагоприятствуют 20 элементарных событий.

Поэтому

t1710261889an.gif

 

t1710261889ao.gif

 

t1710261889ap.gif

 

t1710261889aq.gif

 

значит t1710261889ar.gif

если мы сравним эти значения, то окажется, что

t1710261889as.gif t1710261889at.gif

То есть,

t1710261889au.gif

Получается, что формулу t1710261889av.gif к совместным событиям применять нельзя.

Желательный результат обсуждения. Обсудите с учениками причины того, что формула неприменима для совместных событий. Обсуждение должно привести к тому, что для совместных событий t1710261889aw.gif, и поэтому вероятность объединения событий меньше суммы их вероятностей.

Для наглядности изобразим диаграмму Эйлера для данной задачи. Из диаграммы можно понять, что t1710261889ax.gif и t1710261889ay.gif отличаются ровно на количество событий, благоприятствующих пересечению событий А и В.

t1710261889az.png Иными словами, складывая t1710261889ay.gif, мы дважды в этой сумме учитываем величину t1710261889ba.gif. Таким образом,

t1710261889bb.gif

Эту формулу можно записать для вероятностей:

t1710261889bc.gif

Замечание. Приведенное рассуждение о количестве элементарных исходов является справедливым только для случайных опытов, где количество элементарных исходов конечно. Поэтому приведенное рассуждение можно использовать только в качестве пояснения.

Формула сложения вероятностей. Вероятность объединения двух событий равна сумме их вероятностей без вероятности их пересечения:

t1710261889bc.gif

Полученная формула справедлива для любых двух событий, в том числе для несовместных, поскольку в случае несовместных событий

t1710261889bd.gif

Далее можно предложить учащимся задачи для закрепления.

Задача 1. Найдите Р(At1710261889be.gifB), если P(A) = 0,5, P(B) = 0,7 и Р(At1710261889be.gifB)=0,4.

Решение.

Р(At1710261889be.gifB)=Р(А)+Р(В)-Р(At1710261889be.gifB)=0,5+0,7-0,4=0,8.

Задача 2. Даны два события A и B. Известны вероятности: Р(А)=0,3, Р(В)=0,5 и Р(At1710261889be.gifB)=0,7.

Иt1710261889bf.png зобразите события на диаграмме Эйлера. Во всех четырёх областях на диаграмме Эйлера расставьте вероятности соответствующих событий.

Решение.

Р(Аt1710261889ae.gifВ)=0,3+0,5-0,7=0,1

t1710261889bg.gif=1-0,7=0,3

t1710261889bh.gif, t1710261889bi.gif

В качестве домашнего задания можно предложить задания (№ 83, 84, 85 [2], учебник, 2-я часть).

События А и В несовместимы. Найдите вероятность их объединения, если:

а) Р(А)=0,2, Р(В)=0,4;

б) Р(А)=0,5, Р(М)=0,2.

Могут ли события А и В быть несовместными, если:

а) Р(А)=0,6, Р(В)=0,5;

б) Р(А)=0,1, Р(В)=0,7.

Вычислите Р(At1710261889be.gifB), если:

а) Р(А)=0,8, Р(В)=0,6, Р(At1710261889ae.gifB)=0,4;

б) Р(А)=0,5, Р(В)=0,6, Р(At1710261889ae.gifB)=0,3.

 

Ответы:

1. а)0,6, б) 0,7.

2. а) нет, б) да.

3. а) 1, б) 0,8

 

https://vk.com/urokimatemati4ki Малюкова Надежда Ивановна

Предварительный просмотр презентации

Случайные события

Сформулируйте определение объединения и пересечения двух событий. Первое событие — «Миша ободрал левую коленку». Второе событие — «Миша ободрал правую коленку». Опишите словами объединение этих событий.

Несовместные события. Правило сложения

Пример 1. Всего в классе 20 человек. 11 из них ходят на кружок по рисованию, 8 — на кружок по математике, а один не ходит ни на один из кружков. Найдите вероятность того, что случайно выбранный ученик класса ходит на оба кружка. А = «ученик ходит на рисование» В = «ученик ходит на математику»

Пример 1. Всего в классе 20 человек. 11 из них ходят на кружок по рисованию, 8 — на кружок по математике, а один не ходит ни на один из кружков. Найдите вероятность того, что случайно выбранный ученик класса ходит на оба кружка. А = «ученик ходит на рисование» В = «ученик ходит на математику» А В 20

Пример 1. Всего в классе 20 человек. 11 из них ходят на кружок по рисованию, 8 — на кружок по математике, а один не ходит ни на один из кружков. Найдите вероятность того, что случайно выбранный ученик класса ходит на оба кружка. А = «ученик ходит на рисование» В = «ученик ходит на математику» А В 11 20 20-11=9

Демо-версия Полный материал доступен по ссылке https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

А В Определение. События A и B называются несовместными, если их пересечение не содержит элементарных событий. Вероятность пересечения несовместных событий равна 0: P(A∩B)=P(∅)=0

Пример 2. События «12 июня следующего года будет идти дождь» и «12 июня следующего года не будет осадков» являются несовместными

Демо-версия Полный материал доступен по ссылке https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

Пример 2. Игральную кость бросают дважды. Пусть событие А – «в первый раз выпало больше очков, чем во второй», а событие В – «в первый раз выпало меньше очков, чем во второй». 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Событие А 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Пример 2. Игральную кость бросают дважды. Пусть событие А – «в первый раз выпало больше очков, чем во второй», а событие В – «в первый раз выпало меньше очков, чем во второй». 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Событие А 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Пример 2. Игральную кость бросают дважды. Пусть событие А – «в первый раз выпало больше очков, чем во второй», а событие В – «в первый раз выпало меньше очков, чем во второй». 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Событие А Событие В

Пример 2. Игральную кость бросают дважды. Пусть событие А – «в первый раз выпало больше очков, чем во второй», а событие В – «в первый раз выпало меньше очков, чем во второй». 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Событие А Событие В Общих элементарных событий у А и В нет. События несовместны. https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

Демо-версия Полный материал доступен по ссылке https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

Правило сложения вероятностей несовместных событий. Вероятность объединения несовместных событий равна сумме их вероятностей: P(A∪B)=P(A)+P(B) Важно! Эта формула верна только для несовместных событий.

Пример 5. На экзамене по геометрии школьник отвечает на один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос по теме «Вписанная окружность», равна 0,3. Вероятность того, что это вопрос по теме «Тригонометрия», равна 0,1. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.

Демо-версия Полный материал доступен по ссылке https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

Пример 5. На экзамене по геометрии школьник отвечает на один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос по теме «Вписанная окружность», равна 0,3. Вероятность того, что это вопрос по теме «Тригонометрия», равна 0,1. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем. P(A∪B)=P(A)+P(B) P(A∪B)=P(A)+P(B)=0,3+0,1=0,4.

Пример 6. Правильную игральную кость бросают 2 раза. Событие А – «в первый раз выпало меньше 3 очков». Событие В – «во второй раз выпало меньше 3 очков». 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Демо-версия Полный материал доступен по ссылке https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

Пример 6. Правильную игральную кость бросают 2 раза. Событие А – «в первый раз выпало меньше 3 очков». Событие В – «во второй раз выпало меньше 3 очков».     1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Событие А Событие В Общие элементарные события      

Пример 6. Правильную игральную кость бросают 2 раза. Событие А – «в первый раз выпало меньше 3 очков». Событие В – «во второй раз выпало меньше 3 очков». + = +

Демо-версия Полный материал доступен по ссылке https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

Пример 6. Правильную игральную кость бросают 2 раза. Событие А – «в первый раз выпало меньше 3 очков». Событие В – «во второй раз выпало меньше 3 очков». + = +

Демо-версия Полный материал доступен по ссылке https://vk.com/market-221345243?w=product-221345243_10196928

Задача 2. Даны два события A и B. Известны вероятности: Р(А)=0,3, Р(В)=0,5 и Р(AB)=0,7. Изобразите события на диаграмме Эйлера. Во всех четырёх областях на диаграмме Эйлера расставьте вероятности соответствующих событий.   Решение. Р(АВ)=0,3+0,5-0,7=0,1   А В   =1-0,7=0,3   0,1 0,3   0,2   0,4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Содержание материала хорошее. Хотелось бы ознакомиться с пояснительной запиской по применению данного ресурса.

12 March 2024

Здравствуйте! Благодарю за оценку. Примерный сценарий урока можно посмотреть по ссылке https://vk.com/wall-221345243_514 Учитель строит свою траекторию с использованием предложенного материала.

12 March 2024

Спасибо за ответ, Надежда Ивановна! Всё понятно. А, зачем такая сложность? Разве нельзя было оформить полноценную и содержательную разработку? (Конспект мероприятия и презентация, как и положено). Но, в данном случае, для эффективности просмотра, к презентации следует оформить пояснительную записку.

12 March 2024
Ответ для

Добавила!

12 March 2024
Ответ для

Очень хорошо! Ознакомилась! Выстроилась определённая последовательность подачи материала. Интересный ресурс. Благодарю!

12 March 2024

Интересная работа даже для не математика. Спасибо, Надежда Ивановна!

12 March 2024

Благодарю, Вера Сергеевна!

12 March 2024

Похожие публикации