Презентация «Нестандартные игровые пособия как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста»
Нестандартные игровые пособия как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста Научно-исследовательская работа Работу выполнила: Швецова А. А.
Актуальность выпускной квалификационной работы При дислалии нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную степень проявления, в связи с чем, необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения.
Цель, объект и предмет исследования Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы коррекции дислалии средствами нестандартных игровых пособий. Объект исследования: процесс коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: нестандартные игровые пособия как средство коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дислалией.
Постановка гипотезы исследования Гипотеза исследования: использование нестандартных игровых пособий при устранении нарушений звукопроизношения у дошкольников ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, повышает мотивацию к занятиям и эффективность логопедических занятий, отвечает потребностям личностно-ориентированного развития и обучения, максимально использует возможности каждого ребенка.
Литературный обзор В первой главе дипломной работы был подробно рассмотрен вопрос теоретических аспектов проблемы коррекции недостатков речевого развития детей дошкольного возраста и сделан вывод о том, что включение в практику нетрадиционных игровых пособий способно развивать способности и возможности ребенка, его познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы.
Опытно-экспериментальное исследование Этапы исследования Исследование состояния фонетико-фонематических процессов дошкольника Составление индивидуального плана логопедическое работы и его применение на практике Контрольное обследование Цель исследования – диагностика речевого развития ребенка с дислалией старшего дошкольного возраста, с последующим составлением плана логопедической работы по коррекции недостатков речевого развития средствами нестандартных игровых пособий и применение его на практике.
исследование индивидуальным методом Для определения состояния фонетико-фонематических процессов у ребёнка с дислалией осуществлялось обследование: состояния органов артикуляционного аппарата; обследование произношения звуков; обследование слоговой структуры; обследование состояния функций фонематического слуха и восприятия.
Результаты обследования Имя Аномалии в строении артикуляциионного аппарата Подвижность языка Подвиж-ность губ Подвиж-ность нижней челюсти Подвиж-ность верхней челюсти Вывод Варвара + + + + + Анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений. Объем движений полный. Отсутствует замена движений. Последовательный переход от одного движения к другому. Имя Свистящие Шипящие Заднеязычные Соноры Варвара З. Межзубный сигматизм В норме В норме Ротоцизм, ламбдацизм Таблица 1 – Результаты обследования состояния органов артикуляционного аппарата Таблица 2 – Результаты обследования произношения звуков
Результаты обследования Имя Слово Ковёр Дверь Снеговик Сковорода Скатерть Троллейбус Варвара З. + + + + + + Таблица 3 – Результаты обследования слоговой структуры Имя Игра «Слушай и показывай» «Кто самый внимательный?» «Слушай и повторяй» «Какие подарки принес Буратино» Варвара З. + - - - Таблица 4 – Результаты обследования состояния функций фонематического слуха и восприятия Заключение: первоначальный уровень развития речи ребенка и наличие дефекта: фонетико-фонематическое нарушение речи, функциональная дислалия.
Составление плана коррекции Этапы индивидуального плана коррекции Подготовительный этап Формирование произносительных умений и навыков Пособие «Накорми смайлика» Игра «Язычок-гимнаст» На подготовительном этапе велась работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. Ставилась задача по развитию мелкой и общей моторики, велась работа над совершенствованием представлений о пространстве.
Составление плана коррекции На этапе формирования произносительных умений и навыков шла постановка звуков и их автоматизация. Для этого были созданы тактильные дорожки. Тактильные дорожки для развития мелкой моторики Тактильные дорожки для автоматизации звука
Контрольное обследование Таким образом, на формирующем этапе проекта мы создали систему эффективной коррекции нарушений речи у дошкольников с дислалией. Имя Вывод. Логопедическое заключение Варвара З. Следующие группы звуков: сонорные (л-л’), (р,р’), свистящие (с-c’) были поставлены и автоматизированы в речи. Задания на обследование фонематического восприятия и слуха выполнила успешно (трудностей не было). Логопедическое заключение: речь ребенка в норме.
Выводы по результатам работы Контрольный этап исследования подтвердил выдвинутую гипотезу Цель работы достигнута Разработанные нестандартные игровые пособия могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.