Статья на тему «Мультфильмы как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

2
0
Материал опубликован 19 January 2022

МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Камынина К.Э.

воспитатель

МБОУ СШ № 70

г. Липецка

Согласно ФГОС ДО, «речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение и активизацию словарного запаса; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [4]. Высокий уровень речевого развития – это основное условие успешной адаптации дошкольника в социальной среде. Поэтому в программах современного дошкольного образования проблема речевого развития является приоритетной.

Изучением проблемы речевого развития посредством мультфильмов занимались педагоги М.Л. Варшавская, В.Д. Сыч, И.А. Ледник, Г.Л. Сперанская, А.А. Гуськова, Н.В. Рыжова и другие.

Результат анализа данной проблемы показывает, что многие проблемы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста и развитие мультипликационных фильмов были изучены, однако система речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов еще недостаточно исследована.

Опытно-экспериментальное исследование по использованию мультфильмов как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе одного из дошкольных образовательных учреждений г. Липецка.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении критериев и выявлении уровней речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностирования речевого развития детей была выбрана авторская методика по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, образовательная область «Речевое развитие» для старшей группы.

В результате мониторинга уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием авторской диагностической методики были получены вводные данные, которые позволили определить критерии и уровни речевого развития дошкольников.

1. Формирование словаря и связная речь.

3 балла – ребенок без помощи педагога составляет рассказ о семье из личного опыта, используя в речи простые и сложные предложения. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно и выразительно, без существенных пропусков, пересказывает художественное произведение.

2 балла – составляя рассказ по сюжетной картине, редко использует сложные предложения. С помощью педагога придумывает концовки к литературному произведению. Пересказ художественного произведения ведет с опорой на иллюстрацию.

1 балл - ребенок не справляется с заданием на составление рассказа по сюжетной картине и о своей семье. После ознакомления с началом сказки, затрудняется сочинить концовку. Во время пересказа произведения делает значительные пропуски.

2. Грамматический строй:

3 балла - ребенок без труда может подобрать более трех прилагательных к существительным. Легко подбирает слова - синонимы.

2 балла - выполняя задание, ребенок называет не больше двух прилагательных к заданным существительным. В работе со словами сходными по значению опирается на пример воспитателя, называет не больше двух синонимов.

1 балл - ребенок совсем не справляется с заданием на подбор прилагательных и синонимов к заданным словам.

3. Звуковая культура:

3 балла - у ребенка не вызывает трудностей найти место звука в слове.

2 балла - ребенок без ошибок находит место звука в начале слова, но затрудняется найти его в середине и в конце.

1 балл - ребенок не справляется с заданием, делает много ошибок.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что высокие показатели имеет связная речь. 70% детей показали высокий уровень при выполнении задания. Дети составляли рассказ о семье, сочиняли концовки к сказкам, последовательно пересказывали небольшие литературные произведения. Средний уровень выявлен у 20% детей. 10% детей продемонстрировали низкий уровень развития словаря и связной речи, так как не смогли составить рассказ по картине даже с помощью педагога, а также делали существенные пропуски в пересказе произведения.

В ходе исследования звуковой культуры речи 60% детей безошибочно определяли место звука в слове, у 30% детей выявлен средний уровень, 10% детей допускали при выполнении заданий большое количество ошибок.

Самые низкие показатели были выявлены при изучении грамматического строя речи детей: высокий уровень – 40% детей; средний – 40%, низкий – 20%. Трудности возникали в подборе прилагательных к существительным (не более двух), и подборе синонимов (не более одного).

Результаты диагностики были учтены при проведении формирующего этапа эксперимента, который проходил в два этапа.

Организационный этап включал предварительную беседу педагога с детьми по теме мультфильма (лексические темы по речевому развитию: овощи, грибы, дикие звери, строительство, зима, профессии, больница, лето, весна, новый год, птицы и многие другие), просмотр мультфильма.

Приведем пример: лексическая тема «Насекомые» (с просмотром мультфильма «Муха-Цокотуха»).

Цель: формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: закрепить представления детей о насекомых и их среде обитания; знания о празднике «именины»; обогащать словарный запас детей по теме «насекомые»; учить подбирать слова-родственники, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение к насекомым.

Оборудование: мультфильм «Муха-Цокотуха», мягкие игрушки мухи, паука и комара, раскраски по сюжету мультфильма.

Предварительная работа: детям предлагается отгадать загадки про главных героев мультфильма (муха, паук и комар). После каждой отгаданной загадки воспитатель дает краткое описание каждого их насекомых и достает поочередно мягкую игрушку отгаданного насекомого. После чего, воспитатель задает дошкольникам вопрос: «Догадались ли вы, из какой сказки к нам в гости пришли муха, паук и комарик?». Ответ детей: «Муха-Цокотуха». На просмотре мультфильма предварительная работа заканчивается.

Основная работа заключалась в проведении интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию, направленной на формирование грамматического строя речи, обогащение и активизацию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

После просмотренного мультфильма, была проведена физкультминутка и небольшой опрос детей по мультфильму («Что муха купила на базаре?» «Какой праздник был у мухи?» «Кто из гостей спешил на праздник?» «Как одним словом можно назвать всех гостей – бабочка, блошки, пчела и т.д.?» «Кто похитил муху?» «Кто и как спас муху?» «Что было в конце?»).

Далее проводился ряд дидактических игр.

Игра «Родственные слова» (цель: учить подбирать слова-синонимы: «базар-рынок-магазин», «именины-день рождения-праздник» и т.д.).

Игра «Назови ласково» (цель: образовать ласковые слова от данного слова («паук-паучок», «комар-комарик», «пчела-пчелка», «сапоги-сапожки», «жук-жучок» и т. д).

Игра «Путешествие Мухи-Цокотухи» (цель: образование слов с использованием различных приставок (под листочек муха…(залетела), из-под листочка муха…(вылетела), от листочка муха…(отлетела), к цветочку муха…(прилетела), через поле муха…(перелетела), в цветущий сад муха…(влетела).

Детям также предлагались загадки про остальных насекомых мультфильма.

В конце образовательной деятельности детям предлагалось раскрасить или нарисовать насекомых из мультфильма «Муха-Цокотуха».

Для родителей были подготовлены методические рекомендации, содержащие информацию о пользе и времени просмотра мультфильма детьми, а также небольшую памятку по речевому развитию с использованием мультипликационных фильмов.

Таким образом, мультфильмы могут стать эффективным средством речевого развития детей старшего дошкольного возраста при условии организованной педагогической работы после их просмотра.

 

Список литературы

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Веракса. - 3-е изд., испр. и доп. - И.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.

Грошенкова В.А. Коррекция недостатков речи дошкольников в процессе работы с мультфильмами / В.А. Грошенкова / Ярославль. – 2018. – 27-35 с.

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// minobrnauki.gov.ru

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации