Дидактическое пособие «Чудо-коврик» как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста
Дидактическое пособие «Чудо – коврик» как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.
Цели:
развивать активную речь детей посредством самостоятельного моделирования различных картин-композиций на «Чудо-коврике»;
учить детей последовательному пересказу текста с помощью предложенных персонажей и фигурок;
формировать творческую активность детей;
способствовать развитию внимания, воображения, эмоциональной сферы;
формировать и удерживать познавательный интерес детей как непременное условие успешности их будущей учебной деятельности.
Описание пособия.
«Чудо-коврик» представляет собой панно, сшитое из голубой ленты-липучки по примеру фланелеграфа. С помощью петель он может крепиться к стене, доске и любому иному приспособлению. В отличие от фланелеграфа коврик лёгок и мобилен. На панно крепятся персонажи сказок, фигурки животных и птиц, изображения растений, фруктов, овощей и т.п., сшитые из фетра. Причем сказочные фигурки для пальчикового театра также прекрасно подходят для использования на «Чудо-коврике».
Имея в собственной методической копилке большое количество разнообразных игр и пособий, убедилась в эффективности использования «Чудо-коврика» при решении различных задач.
«Чудо-коврик» - оригинальное средство для иллюстрации текста и самостоятельного творческого рассказа.
На нем можно изобразить лес с растениями и дикими животными, луг с цветами и бабочками, море с лодками и пароходами, улицу города с транспортом и пешеходами и, конечно же, проиллюстрировать сказку. Например, «Три поросёнка». Содержание сказки многим детям знакомо, но когда логопед на первом занятии начинает сопровождать рассказ показом героев на «Чудо-коврике», это вызывает у них живой интерес. Детьми непосредственно воспринимаются конкретные образы героев. На следующем занятии дети сами работают с «Чудо-ковриком» при пересказе сказки. Материал усваивается детьми непринуждённо и имеет сильную степень запоминания.
Наибольший эффект показа достигается тогда, когда из подготовленных фигурок и персонажей самостоятельно составляется новая художественная композиция. Это творческий процесс. На индивидуальном занятии по заданию логопеда ребенок может составить небольшой рассказ о лесе, о диких и домашних животных и т.п.
Вот один из примеров такого рассказа.
Это лес. В лесу растут деревья, кусты, травы, цветы. В лесу живут дикие животные: зайцы, лисы, волки, медведи, лоси. Белка живёт в дупле. Зайчик прячется под кустом. Ёжик строит норку под пеньком. Лиса живёт в норе, а медведь – в своей берлоге. Лисы и волки охотятся на зайцев и мышей. Стая волков может убить большого лося.
Занятия с использованием «Чудо-коврика» проходят как маленький, но очень интересный, необычный и познавательный спектакль, поэтому очень нравятся детям. Коврик удобно использовать на индивидуальных коррекционных занятиях. Например, при изучении темы «Овощи и фрукты» предложить ребенку разложить изображения предметов в разные корзинки. Очень удобно использовать коврик и при обследовании речи детей, предлагая задания «Что изменилось?», «Найди лишний предмет».
Положительные эмоции, возникающие во время выполнения заданий на «Чудо-коврике», активизируют деятельность детей, снижают утомляемость, позволяют фантазировать и творить. Использование коврика - быстрый, удобный и не требующий большой подготовки способ разнообразить занятие, сделать его более эффективным средством коррекции речи и развития творческих способностей детей.
(Изображение «Чудо-коврика» и фотографии с прикрепленными к нему фигурками и персонажами см. в Приложении).
Использованные Интернет-ресурсы:
https://ru.pinterest.com/explore/%D1%84%D0%B5%D1%82%D1%80/
2